Себя любимого
АрхивЧеловек и ОбществоГруппа под руководством Норико Сузуки создает дружественный интерфейс на основе имитации компьютером голоса своего хозяина. Программа представлена анимационным персонажем, который обладает речевыми навыками годовалого ребенка.
Большинству пользователей пакета Microsoft Office доводилось сталкиваться с назойливым анимационным персонажем по имени Скрепыш (Mr. Clippy). Наделенный неким «искусственным интеллектом», этот программный помощник был создан, ясное дело, из самых благих побуждений для облегчения освоения ПО и придания компьютеру более дружелюбного к человеку интерфейса. На основе вероятностно-статистического метода байесовских оценок Скрепыш честно пытался подстраиваться под специфические вкусы и предпочтения конкретного пользователя, анализируя их и предлагая «подходящие», по мнению программы, решения. В ответ же большинство людей испытывало лишь раздражение, переходящее в ярость и острое желание послать незваного помощника куда подальше.Очевидная неудача с Clippy наглядно показала разработчикам «дружественных интерфейсов», что для завоевания человеческих симпатий компьютеру нужно нечто в корне иное, нежели горячее желание помогать. Например, психологами отмечено, что одним из важных факторов установления взаимопонимания и согласия между людьми является неосознанная (или, напротив, вполне осмысленная) имитация ими друг друга. Этой особенностью психики пользуются умелые психотерапевты, прибегающие к зеркальному отражению повадок пациентов для установления более тесного контакта. Известно также, что взрослому человеку легче найти взаимопонимание с маленьким ребенком, если тот удачно имитирует «отражение». А уж сколько умиления вызывает говорящий попугай, воспроизводящий хозяевам их словечки и интонации, знают, наверное, все.
Примерно в таком направлении и решили пойти японские разработчики из киотского исследовательского центра ATR Media Information Science Labs. Здесь группа под руководством Норико Сузуки (Noriko Suzuki) создает дружественный интерфейс на основе имитации компьютером голоса своего хозяина. Для исследования параметров «наиболее дружелюбного попугайства» ученые создали специальную тестовую программу, обкатываемую на пользователях-добровольцах. Программа представлена на экране анимационным персонажем, который, по условиям теста, обладает речевыми навыками годовалого ребенка. Вместе с этим агукающим тамагочи пользователь из деталей выстраивает на экране игрушечных животных и одновременно обучает персонаж названиям зверушек. В ответ тот воспроизводит услышанные слова, имитируя речевые особенности пользователя: ритм, интонацию, высоту тона, громкость и расстановку ударений. Для каждого тестируемого степень имитации варьировалась в достаточно широких пределах.
Пользователи сами оценивали своих подопечных-помощников по таким параметрам, как сотрудничество, способность к обучению, исполнительность, дружественность, взаимопонимание. Анимационный персонаж во всех тестах делал одно и то же, но максимум баллов он набирал тогда, когда его голос имитировал хозяина на 80%. Другими словами, пользователи начинали испытывать к тамагочи дружеские эмоции, когда тот удачно имитировал их собственный разговор и интонации. А 20 процентов отличия, как полагают исследователи, дают человеку подсознательное ощущение, будто их подопечный обладает некой свободой воли.
Наработанную технологию планируется использовать в разнообразном программном обеспечении для ПК и роботов, дабы люди смогли проникнуться симпатией к своим электронным помощникам.