Стратегия — это тактика, глобализация — это локализация
АрхивВ Италии прошел фестиваль тактического телевидения, использующего технологию streaming media, «текучие медиа» — теленовости можно одновременно и смотреть, и скачивать по сети.
В Италии прошел фестиваль тактического телевидения, использующего технологию streaming media, «текучие медиа» — теленовости можно одновременно и смотреть, и скачивать по сети. Это — первые этапы взаимопроникновения сетей передачи данных и телерадиовещания1.
Свои медиа для своих пользователей
Неслучайно фестиваль состоялся именно в Италии, где давно наблюдается подъем всех видов добровольно-общественно-медиальной активности. Уже не первый год действует знаменитое Candida TV (candida.thing.net), расцветает множество других телепроектов — от спутникового канала против войны в Ираке nowartv.it до мелких видеоактивистских групп, представленных на telestreet.it. Авторы проектов объясняют это политическими причинами: страной управляет Сильвио Берлускони, медиа-магнат, националист, а по мнению многих, и мафиози, то есть персонаж, сочетающий три худших качества, которыми может обладать политик. Неслучайно и то, что крупнейшие после Сиэтла антиглобалистские протесты имели место в Генуе.
Мы не хотим сказать, что тактические медиа — это непременно медиа антиглобалистов, анархистов или других непричесанных и неспокойных партизан в сияющем мире консьюмеризма; но бесспорно, что их делают те, кому не интересны военные репортажи CNN, предвыборные войны компромата, рекламные заставки каждые пять минут и прочие прелести глобального спектакля. Современные технологии упростили процессы общения и творчества, но пока не изменили человеческую природу: потребление остается первейшей необходимостью, творчество немного ей уступает. Те информационно-коммуникационные источники, которые удовлетворяют первую потребность, называются «масс-медиа»; те, которые связаны со второй, получили название «тактических медиа». Тактические медиа предназначены для «своих», рассчитаны на активность и соучастие. Но теоретики и первопроходцы тактических медиа Дэвид Гарсиа и Герт Ловинк определили их еще и как «медиа кризиса, критики и оппозиции»2.
Немного истории
С начала 1990-х хайтек стал доступен в своем массовом виде, от видеокамер до мобильных телефонов. Как мы помним из чтений Вальтера Беньямина, в свое время появление фотографии изменило социальную роль искусства. Так же с появлением скоростных сетей и цифрового воспроизводства техногенная цивилизация вышла из закрытых научных лабораторий и оказалась у нас в руках — теперь каждый не только художник, но и немного ученый.
Но после событий 11 сентября информация перестала курсировать по миру в прежнем свободном режиме, а вместе с ужесточением информационных законодательств мы получили инфовойну политтехнологий плюс CNN-зацию (почти) всей планеты. Знаменитый писатель, изобретатель киберпанка Уильям Гибсон назвал соответствующие ведомства США «военно-развлекательным комплексом». Кризис, обещающий тактическим медиа расцвет, становится нашим перманентным состоянием.
Следующие пять минут
Во время бомбардировок Сербии Слободан Милошевич закрывает загребское радио В92. Голландские медиа-активисты из Интернет-сервиса xs4all («Доступ для всех») оперативно организуют его Интернет-вещание, и передачи продолжаются.
В это же время мэйлинг-лист Syndicate, объединяющий медиа-активистов, критиков и художников из стран Западной и Восточной Европы, становится крупнейшим источником прямых репортажей и аналитических дискуссий относительно бомбардировок.
Во время войны в Ираке амстердамский медиа-центр De Balie осуществляет непрерывный мониторинг освещения войны западной прессой на сайте www.infowarrom.org. Медиа-центр Sarai в Дели (www.sarai.net) открывает семинар Crisis media.
Международный антиглобалистский проект IndyMedia (www.indymedia. org), возникший из необходимости постоянного информационного обмена после первых демонстраций 2000 года в Сиэтле, становится все более важным средством координации социальных выступлений. Он предлагает новую модель открытой публикации, когда каждый желающий может вывесить свое сообщение в соответствующей ленте. Собственный сайт IndyMedia имеется почти в каждой стране, и, например, появление его в Бразилии дало начало стремительному росту тактических медиа-инициатив.
Российские медиа-активисты тоже стараются не отставать и 1 мая открывают сайт IndyVideo (пока www.indyvideo.by.ru), посвященный видеодокументации социальных акций.
Термин «тактические медиа», появившийся в середине 90-х годов, возвращается к жизни. Амстердамские культурные центры De Waag, Montevideo и De Balie предлагают возродить фестиваль тактических медиа «Следующие пять минут» — Next 5 minutes (www. n5m.org), — чтобы показать новые возможности информационного и медиального активизма в условиях «после падения небоскребов».
1(назад) Net.Congestion Reader. — Amsterdam, De Balie, 2000, p.3; www. net.congestion.org.
2(назад) The ABC of Tactical Media, by David Garcia and Geert Lovink, www. waag.org/tmn/frabc.html.
Экономика обмена
Технологической основой тактических медиа стали не последняя, а предпоследняя, уже уцененная модель видеотелеофона, не лицензионный, а взломанный пакет программ. Чуть более продвинутые специалисты используют бесплатную и «свою» продукцию из Linux-лабораторий. Голландский киберсквоттерский проект ASCII (squat. net/ascii) представляет собой мобильное и бесплатное Интернет-кафе, использующее Linux-платформу и передвигающееся на колесах по Амстердаму. Всего там шесть таких передвижных конструкций. Город, в котором неформалы создают временные автономные зоны путем захвата пустующих помещений, стал первым и в сквотировании киберпространства.
Мне случилось побывать не в передвижном, а в обычном кафе ASCII, расположенном неподалеку от амстердамского блошиного рынка: накурено, поблескивают маленькие мониторы, напоминающие о черно-белых играх с самолетиками. За пользование приходится платить не деньгами, а отсутствием минимального потребительского комфорта. Однако к открытию четвертого next5minutes активисты ASCII подготовили передвижной автобус, работающий с беспроводным доступом.
Кто же публика? Интерактивные, заинтересованные соучастники или потребители? Какие «массы» стоят за информационной революцией? Конечно, не те, кому проще купить карточку, чем осваивать медиа-технологии.
Информационная революция — это революция сообществ. Внутри сообществ действует не рынок, а экономика обмена. Предметом обмена является не материальный продукт, а информация, которая имеет социальную природу: она ценна, только если кто-то сообщает ее кому-то в нужное время и в нужном месте. Но и действовать она может лишь в отношениях между теми, кто обладает информацией, знает, как ею распорядиться. «Массы» информационной революции — это сообщества знающих. Согласно основателю теории автономных зон Хаким-Бею, эти сообщества уже существуют, «по всему миру люди покидают Суть Отчуждения или «исчезают» себя из нее»3. Когда Вавилон окончательно истончится, то под ним и на его месте обнаружатся созданные и создаваемые нами сейчас постоянные автономные зоны.
Мы сделаем глобализацию
Фонд Рокфеллера, финансирующий проекты по созданию электронных сообществ, называет тактические медиа-сети «демократией участия»4. Он, конечно, не занимается такими проектами, как next5minutes, а преследует более абстрактные гуманитарные цели, вроде информационного обеспечения в странах Южной Азии или долине Нила. Как бы то ни было, «демократия участия» — удачный термин, намекающий, что если нет гражданского участия, то нет демократии.
Тактические медиа — наш современный самиздат. У самиздата никогда не было шикарных глянцевых обложек, но он часто предлагал достойный контент. В соответствии с требованиями эпохи он выполнен теперь мультимедийно, но по-прежнему «низкотехнологично».
Азиатская Лаборатория тактических медиа в культурно-информационном центре Sarai обсуждала необходимость распространения тактических медиа в Южной Азии, — в чем не заинтересованы правящие элиты азиатских стран. Только здесь мог быть представлен разработанный иранцем Арашем Зейни KDE-десктоп на языке фарси. Усилия по локализации софта иногда просто поражают, — как в случае с гавайской группой «Аха Пунана Лео» (www.ahapunanaleo.org), переводящей Linux-интерфейс на язык, которым пользуется не более двух тысяч людей в мире.
Вдалеке от мировых центров, в мире без PC, доступ к информации ценится еще больше. В Индии, где качество dial-up-соединений катастрофическое, частные провайдеры обеспечивают доступ к некоторым службам новостей с уличных телефонов-автоматов. В некоторых африканских странах продуктовые магазины, обслуживающие деревенскую местность и имеющие единственную радиоточку, вывешивают распечатанную информацию перед входом — чем не тактические медиа?
Можно найти подробное описание десятков подобных проектов, от Венесуэлы до Южной Африки, в книге Альфонсо Гумисио Дагрона «Пускать волну. Истории коммуникаций участия ради перемен в обществе». Пользуйтесь ею как справочником на www.comminit.com/making-waves.html.
Радио Kothmale (Шри-Ланка) вещает на местном языке, информируя жителей острова о событиях, новостях культуры, о соблюдении/нарушении их прав. Кроме новостей и музыки, ведущие осуществляют поиск в Интернете по заявкам радиослушателей. «Мы делаем глобализацию, — говорит ведущий радио Kothmale Пави. — Мы сделаем глобализацию, в том смысле, что мы соединим вместе всех бывших и нынешних обитателей острова Шри-Ланка, и все будут общаться на нашем радио, слушать и присылать свою музыку».
3(назад) Хаким-Бей, «Хаос и анархия». — М., Гилея, 2002, с. 64.
4(назад) Это понятие ввел немецкий политолог Юрген Хабермас (Jьrgen Habermas). — Л.Л.-М.