Молитва наблюдателя
АрхивЗадолго до оформления современных монотеистических культов, преимущественно аврамического корня, практически у всех известных антропологам и культурологам народов оформился институт молитвы.
Задолго до оформления современных монотеистических культов, преимущественно аврамического корня, практически у всех известных антропологам и культурологам народов оформился институт молитвы. Он неизменно присутствовал во всяком религиозном культе, молитвам всегда приписывалась чудодейственная сила.
У древних греков и римлян молитвы играли огромную роль при всех выдающихся событиях; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые молитвенные формулы, которые при богослужениях произносились жрецами или магистратами.
В Египте практиковался подкорм крокодилов девственницами с целью обеспечения заданных гидрологических параметров разлива Нила.
В Китае не только возносились молитвы, но даже, с присущей народу Поднебесной рачительностью и экономностью, были изобретены специальные бумажные деньги, предназначенные для жертвенных целей.
В Колымском крае, вдоволь полакомившись мухоморами, шаман выклянчивал изобилие ягеля для олешек.
Мирные мудрые майя, сильные в календарно-астрономических расчетах, сопровождали свои просьбы о рекордном урожае маиса утоплением девиц в священных колодцах.
Боевитые ацтеки, предпочитавшие утехам земледельца сбор кровавой жатвы с полей чести, клянчили победу, заживо анатомируя пленных.
То есть несмотря на то, что речь идет о никак не связанных между собой культурах, возникновение каждой из которых в общем-то (если встать на позицию Леви-Стросса) случайно, институт молитвы проявляется у всех.
Почему? Возможно, это органическое свойство человеческого разума. Ему может быть присуща потребность искать собеседника даже там, где его нет, — в горах туч, несомых атлантическим ураганом или тихоокеанским тайфуном.
Тогда стоит подождать, пока эксперименты в области ИИ или поиска внеземных цивилизаций не столкнут нас с разумом на иной основе, дабы мы могли глубже заглянуть в себя.
Но может быть, то, что порождает феномен молитвы, объективно присутствует в Мироздании? Тогда он должен быть постижим человеческим разумом. Вспомним популярный в свое время отдел богословия Западной церкви, известный как естественное богословие, — Theologia naturalis. В нем речь идет о тех аспектах религии, которые постижимы имманентным разумом и обычной логикой, в отличие от трансцендентных, потусторонних вопросов, которые могут быть восприняты через Откровение и которое принципиально не проверяемо в этой жизни.
Самым известным аспектом естественного богословия было угодившее даже в школьные программы по литературе (см. «Мастера и Маргариту» М. Булгакова) доказательство бытия Божия.
И именно после доказательства того, что доказательств бытия Божия быть не может, Theologia naturalis, утратившая статус самостоятельной дисциплины, вошла в состав философии.
Воспользуемся методами забытой науки в качестве умственной гимнастики и порассуждаем о возможных естественнонаучных корнях молитвы. Предположим, они существуют. Что явные и тайные моления человека (ну, скажем, как у героя марк-твеновского «Letter from the Recording Angel» просившего о взрывах рудничного газа в шахтах конкурентов…) могут находить отклик в ткани реальности.
Рассуждения о трансцендентном характере чудес отбросим. Мысль о том, что Творец Вселенной по просьбе индивидуума должен менять управляющую структуру законов, является неприемлемой как с естественнонаучной точки зрения, ибо существование Творца принципиально недоказуемо, так и с точки зрения многих религий, ибо заставляет усомниться в Его всеведении, каковое, согласитесь, мало присуще тому, кто вынужден прибегать к доработкам и сервиспакам.
Еще решительнее нужно отбросить рассуждения о тонких материях, торсионных полях и прочих атрибутах лженауки. Все, что объективно существует по нашу сторону мироздания, должно описываться обычными физическими законами. Никакие поля, волны и корпускулы от молящегося не исходят. Иначе их можно было бы зафиксировать тем или иным прибором.
Предположим, в современной естественнонаучной парадигме содержится то, что позволяет описать феномен молитвы. И что это может быть? Похоже, только эффект наблюдателя. Того самого, который коллапсирует квантовую волновую функцию. И каким-то образом способен стянуть ее к маловероятным состояниям.
Широкое применение в современном естествознании теории хаоса показывает, что многие сложнейшие процессы на самом деле протекают на границах бифуркаций. Избитый пример — бабочка в Амазонии и ураган в Сассексе.
Так что статистическим является не только полет отдельных частиц, но и явления, куда более громадные.
И не может ли человеческий разум схлопывать их к той или иной точке? Неважно, даровано ли это свойство Создателем, выработано в процессе эволюции или это непременное качества любого разума.
P.S. Вышеизложенное не является догматами ни одной религии, известной автору
и должно рассматриваться лишь как упражнение в логике и натуральной философии.