Прозрачная история
АрхивВ конце мая стало известно, что практически подготовленный к продаже «Связьинвест» достанется своему новому хозяину в самом лучшем виде.
В конце мая стало известно, что практически подготовленный к продаже «Связьинвест» достанется своему новому хозяину в самом лучшем виде. Российский телекоммуникационный холдинг планирует внедрить ERP-систему от Oracle. И только на покупку лицензий уйдет 153 миллиона долларов, что составляет почти 80 процентов от чистой прибыли холдинга за прошлый год. Кроме того, придется оплатить и услуги интегратора, которым стала компания «Открытые технологии 98». А внедрение ERP-систем зачастую обходится тоже недешево, хотя оценить стоимость работ без дополнительной информации невозможно.
Шум вокруг сделки подняли миноритарные акционеры, которым необходимость таких трат не кажется очевидной. Плохую службу сослужил «Связьинвесту» и тот факт, что выбор поставщика ERP-системы происходил не на основе тендера, а после оценки соответствующих предложений консультантами холдинга, компаниями Accenture и «Юникон». Известно, что в России уже заключались более крупные по количеству лицензий контракты, но на гораздо меньшую сумму. Если «Связьинвесту» удастся преодолеть сопротивление миноритарных акционеров, то компания установит своеобразный рекорд — до последнего времени самой крупной сделкой на рынке ПО считалась договоренность между «ЮКОС» и Microsoft на автоматизацию филиалов «ЮКОС», оцениваемая в сто миллионов долларов.
Прозрачность прежде всего
Речь идет о приобретении Oracle eBusiness Suite. Притом что Oracle справедливо считается одним из лидеров рынка ERP-систем, нужно отметить, что процесс внедрения любой ERP-системы настолько сложен и непредсказуем, что легкость принятия решения руководством «Связьинвеста» приятно удивляет. Обычно российский менеджмент куда как осторожен и неповоротлив, даже если речь идет о затратах, меньших на порядки. Решение о внедрении уже одобрено и в самом «Связьинвесте», и в его дочерних межрегиональных компаниях — «Центртелеком», «Северо-Западный Телеком», «Волга Телеком», ЮТК, «Уралсвязьинформ», «Сибирь Телеком» и «Дальсвязь».
Выбор ERP-системы происходил в два этапа. На первом этапе с помощью консалтинговых компаний Accenture и «Юникон» была выбрана наиболее подходящая ERP-система, а на втором — выбирался системный интегратор, который возьмется за ее внедрение. Странно, что напрашивающийся вопрос — а нужна ли «Связьинвесту» на данном этапе ERP-система вообще — даже не ставился. Или ответ на него в «Связьинвесте» нашли собственными силами1.
Теперь о процедуре выбора. Конечно, далеко не всегда тендер как средство определения поставщика удобен, однако в данном случае, наверное, это был бы самый оптимальный способ. Несмотря на то что в России под тендером обычно понимается действо, напоминающее комедию дель арте, психологически результаты тендера воспринимаются легче, чем оценки консультантов каких бы то ни было рангов. Не говоря уж о том, что само решение о таких затратах на ПО хорошо было бы принимать с учетом мнения акционеров. Интересно, что при очевидной непрозрачности самой сделки глава «Связьинвеста» господин Яшин утверждает, что «внедрение этой системы необходимо для повышения прозрачности холдинга».
Что касается конкурентов Oracle — а здесь речь может идти, например, о концерне SAP, — то насколько внимательно оценивали их предложения, непонятно. Руководитель российского представительства Алексей Шлыков говорит, что «Связьинвест» с предложениями по поводу этого проекта в SAP не обращался.
Поскольку сделка оказалось несколько неожиданной и не была предусмотрена бизнес-планом, «Связьинвесту» пришлось объяснять испуганным миноритарным акционерам, что на рентабельности предприятий запланированные вложения не отразятся — благодаря снижению затрат, уменьшению лизинговых платежей и привлечению долгосрочных кредитов. Но и в этом случае можно предположить, что деньгами можно было распорядиться лучше.
Беда в том, что гарантировать какую-то отдачу от внедрения ERP-системы не могут ни топ-менеджеры «Связьинвеста», ни системный интегратор, ни сама Oracle. И дело тут не в конкретных персонах, а в особенностях технологии. Внедрение ERP-комплекса — это сложнейшая задача, успех которой зависит не только от квалификации внедренцев и качества пакета, но в значительной степени обусловлен готовностью самой компании «подстроиться» под ПО. И только в том случае, когда имеют место все три слагаемых успеха — хороший пакет, хороший внедренец и гибкий заказчик, — можно говорить, что введение ERP было верным шагом. Как правило, пост-фактум.
Раз уж речь зашла об этом, укажу еще на одну странность сделки — торопливость заказчика. Представители «Связьинвеста» заявляют, что программное обеспечение от Oracle хорошо подходит для компаний такого профиля и отлично себя зарекомендовало. Это чистая правда, но известно, например, что British Telecom ограничилась приобретением лишь модуля управления финансами, Oracle Financials. «Связьинвест» приобретает тринадцать модулей, в том числе и те, которые не имеют к управлению финансовыми потоками и отчетности никакого отношения. И если допустить, что эти модули действительно необходимы компании — а голословно утверждать обратное, наверное, не стоит, — то возникает вопрос: почему не внедрять их поэтапно? Поэтапно и расплачиваясь.
1 (назад) При написании статьи использовалась аналитика компаний «Атон», «Никойл» и FinAm. Однако нужно отметить, что в необходимости внедрения ERP-системы они не сомневаются. Не сомневаются в этом, по словам представителя Ассоциации по защите прав инвесторов Олега Румянцева, и миноритарные инвесторы. Таким образом, весь пассаж об уместности ERP-систем остается на совести автора.
Решением вопроса с Oracle занимается в основном Ассоциация по защите прав инвесторов (АПИ). В настоящее время АПИ ожидает какой-то реакции от государства, надеясь на то, что сделка будет заблокирована. При этом, по словам Олега Румянцева, миноритарные акционеры не сомневаются в необходимости внедрения ERP, их просто смущает то, как сделка была заключена.
Несмотря на негативную оценку этого контракта большинством финансовых аналитиков, на котировках «Связьинвеста» скандал практически не отразился и вряд ли отразится в ближайшем будущем. Единственная неприятность — покупка ERP спровоцировала депутатов на запрос в Счетную палату о рассмотрении законности, порядка и эффективности управления пакетом «Связьинвеста» и акциями региональных компаний. При этом сам факт подачи такого запроса наблюдатели оценивают негативно. Так, по мнению аналитиков из компании «Атон», запрос «не только опоздал, но и неверен по своей сути». Никаких поводов для его подачи — если забыть про злосчастную ERP-систему — не было. Но даже в этом случае вряд ли есть «какие-то серьезные нарушения, которые можно доказать (курсив мой. — В.Г.)».
Предпродажная подготовка
В общем-то, для небольшой статьи вполне хватило бы и загадочной истории с предстоящим внедрением Oracle, однако, на самом деле, ситуация гораздо сложнее. Ведь именно сейчас активно ведутся разговоры о продаже государством контрольного пакета акций «Связьинвеста».
Сегодня половиной акций компании владеет Министерство имущественных отношений Российской Федерации, четверть находится в руках Фонда федерального имущества, а оставшиеся 25 процентов принадлежат Джорджу Соросу. И если совсем недавно говорили о частичной продаже государственной доли, то в начале июня министр связи Леонид Рейман расставил точки над i, заявив, что сейчас «наиболее целесообразным является вариант продажи 75% минус одна акция «Связьинвеста». То есть практически всей государственной доли. Причина пересмотра прежних планов — понимание того, что продажа меньшего пакета (а как вариант рассматривался, например, пакет 25% минус две акции) вряд ли серьезно заинтересует инвесторов.
Помимо этого изменились и сроки приватизации компании. В марте Рейман говорил, что акции будут выставлены на продажу сразу же после определения величины пакета, однако сейчас планируется отложить приватизацию до осени, а за летние месяцы разработать несколько вариантов приватизации. Вероятно, это вызвано тем, что идея продать больший, чем ожидалось, пакет акций далеко не всем по нраву. По крайней мере, в самом «Связьинвесте» шансы на то, что правительству удастся в ближайшее время продать всю государственную долю в холдинге, оценивают как невысокие. Возможно, перенос сроков вызван как раз тем, что правительство должно подготовиться к сделке.
При этом государство, номинально теряющее свою долю в «Связьинвесте», вовсе не собирается отстраняться от управления компанией. Никаких реальных механизмов для этого названо не было, однако многие аналитики допускают, что в данном случае вполне может быть применен механизм «золотой акции», при котором государство, не будучи акционером, сможет накладывать вето на важнейшие решения. Кроме того, существует множество способов влияния на «Связьинвест», которые не связаны с непосредственным вмешательством в управление компанией.
...только спокойствие
9 июня руководство «Связьинвеста» провело специальную пресс-конференцию, посвященную скандалу вокруг контракта с Oracle. Как считают руководители компании, большое количество негативных публикаций связано с началом предвыборной гонки и предстоящей продажей холдинга. Цель же подобных публикаций — занизить капитализацию холдинга, что даст возможность приобрести его акции за бесценок. На вопрос, кому это выгодно, господин Яшин ответил очень дипломатично, вспомнив, что рынок связи в России оценивается в 10 миллиардов долларов, из которых «Связьинвест» контролирует только 4 миллиарда. А значит, к травле может иметь отношение некто, контролирующий остальное.
При этом умалчивается, что главным противником топ-менеджмента компании в этом конфликте являются миноритарные акционеры, которых трудно подозревать в заинтересованности снижения капитализации. Против сделки и второй по величине акционер «Связьинвеста» Джордж Сорос, так кстати прибывший в Россию в начале июня. В его руках сегодня сосредоточено 25 процентов минус одна акция. Сам он публичных комментариев на эту тему не делал, однако известно, что представители фонда Сороса поддерживают миноритарных акционеров. Другими словами, если и говорить о том, что кто-то пытается снизить капитализацию холдинга, то речь должна идти, скорее, о действиях руководства холдинга, которые у большинства независимых наблюдателей вызывают удивление.
Впрочем, на капитализации «Связьинвеста» — если, конечно, депутатский запрос в Счетную палату не приведет к каким-то глобальным последствиям, что маловероятно, — все это вряд ли отразится. Если бы рынок хотел отреагировать на происходящее, он бы уже это сделал. Пока же словесные баталии участников конфликта служат лишь предметом досужих разговоров и рассуждений на тему, как должны вести себя наемные работники (а руководители «Связьинвеста» — именно наемные работники) по отношению к владельцам компании (в данном случае — к миноритарным акционерам). Объяснение этому достаточно простое. Вот, например, показательная цитата из пресс-релиза Standard and Poor’s: «недавние решения Советов директоров… об одобрении сделки по приобретению Системы управления предприятием E-Business Suite компании Oracle в отсутствие проведения тендера не повлекут за собой изменений рейтингов корпоративного управления этих компаний. Риск несоблюдения тендерных процедур в политике закупок дочерних межрегиональных компаний «Связьинвеста» уже учтен в качестве негативного фактора в текущих рейтингах компаний».