Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как мы фото цифровое ставили…

Архив
автор : Родион Насакин   21.07.2003

Однажды меня и моего приятеля жизнь так приперла к стенке, что пришлось выбирать, каким образом зарабатывать на хлеб насущный. В одной из дискуссий родилась идея создать цифровой фотосервис.

Однажды меня и моего приятеля жизнь так приперла к стенке, что пришлось выбирать, каким образом зарабатывать на хлеб насущный. Рассматривалось множество вариантов на тему, как делать бизнес в провинциальном городе. Обсуждались самые разные задумки: от работы в студии веб-дизайна до покупки автобуса и организации маршрутного такси. И вот в одной из дискуссий родилась идея создать цифровой фотосервис. После некоторых размышлений идея была признана достойной внимания и воплощения.

На распутье

Первым вопросом стал масштаб деятельности. Одну и ту же работу можно выполнять, имея на руках трехсотдолларовую цифровую «мыльницу» и средненький струйник на четыре картриджа или же содержа полноценный фотосалон, заваленный минилабами, сублимационными принтерами и прочими предметами воздыханий заядлых фотографов. С разным, разумеется, конечным результатом. Конечно, второй вариант был предпочтительнее, но и дороже, причем намного. Имеющаяся же в наличии сумма составляла около трех с половиной тысяч долларов. А один только средненький минилаб (б/у) обошелся бы раз в пять дороже. О фотосалоне пришлось забыть на неопределенный срок. Вариант с компьютером, кучей арт-софта на винте, цифровой фотокамерой и струйником профессиональной линейки тоже не проходил, но уже по другим причинам. Во-первых, компьютерная эрудиция моего компаньона не простиралась дальше того же Photoshop’а, и вкладывать средства в редактирование фотографий он не спешил. Во-вторых, не очень великий спрос на монтажи, изображения себя любимого на бутылочных этикетках, реставрацию и ретуширование фотографий вполне удовлетворялся уже существующими фирмами. В-третьих, к печати фотографий на струйном принтере я всегда относился с некоторой долей неудовлетворенности качеством, а сублимационный принтер с размером отпечатка хотя бы 10х15 см опять же был не по карману.

Наконец, нашелся вариант, удовлетворивший обе стороны (мою и приятеля), — цифровое фото на документы. На решение повлияли приемлемая стоимость, востребованность на рынке и отсутствие надобности в каких-либо специальных навыках работы с растровой графикой. Занимаясь поиском необходимой информации, я открыл для себя, что делается подобное фото вовсе не рядовой камерой и принтером, а специально предназначенным для этого бизнеса аппаратным комплексом — цифровой фотостудией. Мои вопросы об этом оборудовании, заданные подкованным в плане цифровой фотографии знакомым, остались без четких ответов. Некоторые о существовании таких комплексов слышали, кто-то видел, фотографировался сам, но подробных сведений никто мне предоставить не смог. Погрузившись на пару часов в Сеть, я вынырнул более или менее просвещенным. На российском рынке фотостудий господствовали три корпорации: Mitsubishi, Polaroid и Sony. Среди моделей лидером по количеству полученной мною информации была цифровая фотостудия Sony UPX C21, прошедшая, как особо отмечалось, официальную сертификацию МВД на печать фотографий для российских паспортов. После прочтения накопанного материала возникло желание познакомиться со студией поближе.

Железные подробности

Забегая вперед, скажу, что эта возможность мне представилась. Комплекс представлял собой цифровую фотокамеру (габариты — 37x42x38 см, разрешающая способность матрицы — 1280х960, 1,3 мегапиксела, 3-кратный zoom), сублимационный принтер с размером отпечатков исключительно «документных» форматов: 1 кадр на отпечаток — 84x125 мм, 2 кадра — по 60x80 мм, 4 кадра — по 41x61 мм, 6 кадров — по 37x47 мм, 8 кадров — по 31x41 мм, 16 кадров — по 19x21 мм1, и так называемую базу — присоединительный блок, который исполнял роль связующего звена между камерой и принтером.

В общем-то, эта база служила альтернативой соответствующим функциям компьютера, но если использовать ПК предпочтительнее — пожалуйста. Камера присоединялась к системному блоку с помощью переходника через COM-порт. Драйверы и специальная программа прилагались на компакт-диске. Программа позволяла загрузить изображение с флэш-карты камеры, сохранить его на жестком диске или дискете, распечатать и настроить такие параметры, как формат отпечатка под различные виды документов и черно-белый/цветной режимы. Эти же функции плюс несколько дополнительных по цветовым настройкам были доступны через меню базы, просматриваемое на небольшом дисплее. Через ту же базу происходила и подзарядка аккумулятора камеры. Кроме того, можно было запитывать камеру от сети.

Фотографии печатались термосублимационным способом на специальной бумаге. Одним из преимуществ было нанесение на изображение специальной пленки для последующего ламинирования фото в документе. У аналогичных студий от других изготовителей приходится для получения такого покрытия использовать специальный спрей.

Особенности национального маркетинга

После совместных размышлений, ввиду недоступности фотостудии на местном рынке, было решено откомандировать меня в столицу для покупки оборудования и небольшой партии расходных материалов на пробу. Телефоны двух дистрибьюторов Sony, занимающихся продажей студий, в моей записной книжке уже имелись: цена составляла $2500 и $2625 (включая НСП для частных лиц) соответственно.


1 (назад) Размеры кадров приведены для локализованной версии Sony UPX C21.

Приехав в Москву, я сразу же позвонил первому дистрибьютору и поинтересовался ценой студии в настоящий момент. Ответ удивил — $1700. Насторожившись, я деликатно осведомился: нет ли каких-либо дефектов в предлагаемом товаре. Оказалось — нет. Подробности узнал уже в офисе компании. Оказывается, за неделю до моего приезда (с 9 по 12 апреля) в Сокольниках прошел фотофорум, и Sony в рекламных целях приказала дистрибьюторам последовать своему примеру, то есть партию студий (700 штук), находившихся в тот момент на московском складе, продать по номинальной цене без надбавок. Перепуганные дистрибьюторы забросали фирму кучей вопросов, смысл которых сводился к одному-единственному: а жить-то на что? На это был дан резонный ответ, что при увеличении продаж увеличится и спрос на расходные материалы. На них-то и предлагалось зарабатывать свои кровные. Представитель дистрибьютора, рассказывая об этом, не мог удержаться от эмоций, из чего я сделал вывод, что Sony устроила шоковую терапию для своих российских партнеров, несмотря на привлекательность предложения для конечных клиентов. Чуть больше чем через неделю после начала акции мне продали уже трехсотую с чем-то студию. Как видите, торговля шла бойко.

Расходные материалы были двух видов. Различие состояло в фотобумаге: один стандарт (Sony UPC–2040A Stamp ID-Photo) был разрешен для печати паспортных фотографий, а другой нет2. Помня о всеобщей паспортизации, которую каждый гражданин РФ должен пройти до конца 2003 года, и грядущих по этому поводу выгодах, я выбрал сертифицированный стандарт. Кстати, представитель дистрибьютора в Москве сказал, что, по официальным данным (на апрель 2003 года), паспорта не получили 35% населения. Комплект материалов на 120 распечаток (картридж и бумага) стоил $90. При покупке от десяти до двадцати комплектов — $85. Больше двадцати — $80. Памятуя о том, что беру на пробу, я ограничился шестью комплектами. Позднее, правда, пришлось признать, что надо было брать побольше.

После покупки я прошелся по столичным фотоуголкам. Среди оборудования чаще всего встречались все те же Sony, реже Polaroid’ы, а вот узреть Mitsubishi так и не довелось. Цена на фото везде была примерно на одном уровне — в среднем 75–80 рублей3. Себестоимость снимка — $90/120 = $0,75, то есть около 23 рублей. 50 рублей — надбавка солидная. Но с другой стороны, студию и расходные материалы тоже надо окупать.

Заключительные штрихи

Выполнив поставленную задачу, я вернулся в родной город, и мы занялись реализацией проекта. На этом этапе выплыла одна любопытная особенность. Дело в том, что единственный (город маленький — около 130 тысяч населения) на тот момент бизнесмен, занимающийся цифровым фото в городе, вместо того чтобы воспользоваться монополией, установил цену в 50 рублей за снимок. На 30 рублей ниже, чем у московских аналогов! Впрочем, объяснение нашлось быстро. Во-первых, в провинции (по крайней мере, в Новотроицке) еще имеет место жесткая конкуренция со стороны традиционных фотосервисов, и клиент, видя, что цифровые фотоуслуги дороже традиционных, может предпочесть последние. Во-вторых, при сравнении отпечатков, сделанных в московском сервисе, с местными, бросилась в глаза блеклость новотроицкой печати. Позднее, разобравшись с настройкой камеры, я понял, что предприимчивый конкурент просто увеличил яркость, тем самым сбавив цветонасыщенность и понизив себестоимость снимка. Этический момент не затрагиваю, но выглядят фотографии, на мой требовательный взгляд, убого. Хотя я видел их такими, какими они должны быть, а клиенту просто не с чем было сравнивать. Пришлось и нам, волей-неволей, ставить аналогичные цены (заметьте, без снижения цветонасыщенности).

Конечно, установкой камеры дело не кончилось. Началась бумажная-оформительская-подготовительная волокита, которая в полном объеме легла на плечи моего приятеля. Прежде всего, он наведался в паспортно-визовую службу, где появление новой студии приняли благосклонно и вручили распечатки, содержащие требования к паспортной фотографии. Следующий визит мой приятель нанес в городскую администрацию, где был зарегистрирован в качестве частного предпринимателя. Далее пришлось (и не один раз) посетить налоговую инспекцию: там мой приятель обрел печать на регистрационном свидетельстве и «Книгу учета доходов и расходов предпринимателя», которая представляла собой общую тетрадь с печатью на последней странице. В нее полагалось заносить сведения о каждом клиенте: имя, адрес и телефон. Кроме того, необходимо было заказать в типографии специальные квитанции (альтернатива кассовому аппарату), которые впоследствии также заверялись в налоговой. Эти квитанции при каждом заказе заполнялись в тройном экземпляре (под копирку): один шел клиенту, второй в налоговую, третий оставался себе.

В качестве рабочего помещения решено было арендовать площадь в одном из «широкопрофильных» магазинов, где все пространство разбито на лавочки с самыми разнообразными товарами и услугами. В Новотроицке цена торговой площади в таких магазинах зависит в основном от расположения и составляет от 200 до 1500 руб./кв.м. Шести квадратных метров нам вполне хватило для установки оборудования, экрана, подсветки и небольшого письменного стола.

Для первого толчка дали по парочке объявлений в городских газетах. Затем в ход пошли рекламные листовки на дверях подъездов, в трамваях и т. п. Кроме того, по экземпляру развезли практически во все ЖЭУ города, куда в обязательном порядке заглядывает каждый нуждающийся в новом паспорте. Как особая услуга, отмечался выезд на дом к заказчику. О нехватке подобного сервиса нам сообщили в той же паспортно-визовой службе, где им через день приходилось выслушивать жалобы пенсионеров на эту тему.

Сейчас подготовительный период позади, и мы приступили непосредственно к работе. Но делать выводы рано. «Паспортный бум» в России ускорил рост рынка цифровой фотографии. Большинство фотосервисов открылись в последние 8–9 месяцев. В настоящий момент «фотопик» уже позади, а по окончании паспортизации спрос снизится до привычных размеров. Число частных предпринимателей, занимающихся цифровым фото, станет избыточным, и сервис многих из них может оказаться невостребованным. И тогда начнется борьба за место под солнцем. Тут уж вряд ли отделаешься полунасыщенными цветами изображения или обшарпанной конторкой в подвале.


2 (назад) Позднее, в паспортно-визовой службе сообщили, что на различия в двух стандартах зачастую просто закрывают глаза.
3 (назад) Рекомендуемая цена — 75 рублей.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.