Линукс зажигает
АрхивКомментарий дня"Домашние" применения Linux отнюдь не заканчиваются на правке текстов и играх. В сегодняшней колонке речь пойдет о происходившем на моих глазах эксперименте по написанию настоящего музыкального альбома и его презентации с самым активным использованием свободного софта.
С момента публикации последней заметки из цикла "личных впечатлений" от Linux (см. "Семь дней на Линукс") прошло уже почти два месяца - и в моей почте нет-нет да проскакивают ехидные письма: мол, что-то ты замолчал, ламер, сломался, наверное? На самом деле дигитальный быт не разбил любовной лодки: вот уже два месяца как основной моей рабочей системой остаётся свободная ОС. Просто серость трудовых будней, на девять десятых состоящих из работы с текстом, вряд ли достойна отдельного описания: KDE и FluxBox, стандартные инструменты (OpenOffice, Quanta, Sylpheed, GIMP, Mozilla, X-CD-Roast), да изредка - за неимением времени - устанавливаемая новая "тема" для оформления рабочего стола - обо всём этом рассказано уже не раз. Тем приятней, что сегодня есть повод продолжить историю. Правда, придётся отойти от рассказа о себе любимом, но случившееся того несомненно стоит :-)
Перейдя на работу с Linux сам, я постоянно подталкиваю своих знакомых и близких на тот же подвиг, с удовольствием наблюдая за тем, что из всего этого получается. Один из самых любопытных для меня результатов - частичный переход на использование Linux-инструментов для работы с цифровым звуком, совершённый непрофессиональным российским музыкантом, носящим творческий псевдоним NightRadio. Впрочем, с того самого момента, как на единственной в доме серьёзной машине (остальные шесть старых и мелких не в счёт) поселился ALT Linux, переход этот был неизбежен, ибо NightRadio - мой родной брат, Александр. Используя для написания своих произведений исключительно виртуальные инструменты (трекеры, программные синтезаторы и редакторы, и т.п.), Саня вот уже пару месяцев как работает со свободным программным обеспечением для свободной же ОС и к началу июня завершил первый альбом ("Картины настроения" - с естественного полного согласия автора распространяется сайтом Knoppix.ru), добрая половина которого сделана под Linux. Отказываться полностью от старых привычек он не стал, часто прибегая к помощи эмулятора WINE, дабы запустить программы, существующие в версиях только для Windows (таков, в частности, трекер Buzz) - но, главное, что лицензионная чистота, являющаяся для меня, как наблюдателя, одним из самых веских аргументов, окупающих уход из привычной (и нелицензионной) Windows, соблюдается и в таком случае.
Но ближе к делу. Вращаясь в местной тусовке носителей альтернативной культуры (в самом широком смысле этого слова) и будучи достаточно высоко оценён отдельными её активистами, Саня примерно тогда же, в начале июня, получил предложение от одного из екатеринбуржских "протестантских" журналов ("Два") сыграть свои работы на клубной вечеринке. Предложение в высшей степени заманчивое, но трудности начались немедленно после того, как была сделана попытка представить, как, собственно, будет происходить первый в жизни живой сет. Привычные диджеям аппаратные микшеры, пульты для виниловых и лазерных пластинок, установленные в том клубе, где должно было происходить действо - всё это для человека, имевшего до сих пор дело лишь с компьютерами, было абсолютно незнакомо. И, когда до перфоманса осталась пара неделя, было решено на компьютерах и остановиться.
Сегодняшняя типичная персоналка - высокопроизводительная рабочая станция, способная в том числе и на качественную работу со звуком. Конечно, для того, чтобы превратить её в инструмент для живого выступления, необходимо приложение определённых усилий - но, в конце концов, иного выхода не было. И прежде всего было решено собрать машину с нуля.
Шагом номер один стало приобретение каркаса для будущего программно-аппаратного шедевра: у знакомых был на время заимствован системный блок, включавший процессор Pentium 166 MMX с анонимной материнской платой, 40 Мбайт оперативной памяти и графической PCI-картой S3 Trio. Старый винчестер на 4 Гбайт (поддержку режима DMA включить так и не удалось), неизвестного происхождения клон 32-битной звуковой карты Creative Sound Blaster и 50-скоростной CD-ROM были извлечены из домашних завалов. Кроме того, в школьном кабинете информатики был позаимствован пылившийся без дела старинный 14-дюймовый чёрно-белый SVGA-монитор (использовался режим 640х480). Сборка - дело одного часа, а после того, как всё было объединено, пришла пора сделать шаг номер два: выбрать программное обеспечение.
Впрочем, вариантов здесь не было: поставить на серую рухлядь, что оккупировала огромный письменный стол, ОС из семейства Windows, значило обречь музыкальный дебют на провал. Вероятно, установить Windows 98 на такую машину и можно было, но качественно выполнить круг задач, что уже обрисовался к тому моменту, она была не в состоянии совершенно точно: один только риск обычных для Windows случайных задержек звука (выступление Сани было отнесено к жанру "мелодичный эмбиент") заставил обратить взоры на Linux. Риск ещё более возрастал необходимостью одновременного воспроизведения трёх звуковых потоков из MPEG-кодированных файлов (зачем это надо, будет объяснено ниже).
Честно говоря, с Linux сперва не заладилось. Впрочем, тут нужен опыт - которого только предстояло набраться. Перебрав несколько имевшихся в наличии дистрибутивов (Knoppix 3.2, ASP Linux 9, Slackware 9 и ALT Linux Junior 2.2), Саня остановился на ALT Linux, единственном дистрибутиве, процесс установки которого прошёл почти без проблем. Предложенная по умолчанию конфигурация системы поначалу была оставлена без изменений - лишь поставлен дополнительный софт. В качестве рабочей среды была избрана консоль, запускаемая в X Window. Оконным менеджером стал последний FluxBox (достаточно удобный и в то же время быстрый), терминалом - красивый eterm, плейером для воспроизведения готовых композиций - консольный mpg123, а микшером - простецкий mp3mixer. Идея заключалась в следующем: запустив при помощи mp3mixer три независимых процесса (в каждом из которых работала отдельная копия mpg123), играть одновременно три MP3-файла, варьируя громкости. Первый мпег был текущей композицией, второй - следующей, а для плавного перехода между ними Саня использовал третий мпег, в котором был записан белый синтетический шум. Оригинальная версия mp3mixer позволяла запускать лишь два процесса, поэтому - вот оно, премущество открытого кода! - в текст программы были собственноручно внесены некоторые изменения.
На этом этапе выяснилось, что управлять процессом через компьютерную клавиатуру неудобно. Поэтому к машине была подключена огромная MIDI-клавиатура Evolution MK-249CL. Собственно, клавиши не использовались, но многочисленные кнопки, регуляторы и бегунки пришлись кстати: опять же внеся изменения в код mp3mixer, все управляющие функции перенесли на MIDI-устройство. Загрузка новых композиций, изменение громкостей каналов, управление процессом воспроизведения - все эти операции можно было запускать теперь через MIDI-клавиатуру. Кстати, поскольку в стандартной конфигурации система по непонятной причине не видела MIDI-интерфейс, набор звуковых драйверов OSS был заменён на ALSA.
Как это обычно бывает, изменения в получившийся комплекс вносились до последнего момента - и заключительная правка кода была выполнена буквально за час до выступления. Впрочем, всё получилось: в назначенный день и час (вчера, в 23:00), с помощью друзей, аппаратуру доставили в нужное место (екатеринбуржский клуб "Посторонним В", вечеринка "Атипичная революция"), где она была прикручена к местной аудиосистеме. Ставка на Linux оправдалась полностью: несмотря на работу в X Window, сбоев не было и игра прошла абсолютно гладко. "Музыка для ушей, а не для ног" - вот самая лестная характеристика, данная уставшей от трип-хопа публикой, внимавшей электронным ритмам в ночи и изредка, проходя мимо монитора, спотыкавшейся при виде прозрачного окошка eterm. Впрочем, меня всё это интересует с несколько иной позиции. Рискуя получить по шее от редактора за саморекламу, я всё же обмолвлюсь, что надеюсь в ближайшее время скомпоновать фотографии, звук и программы, использовавшиеся для создания "Картин настроения" в один диск и начать его продажи как замечательной иллюстрации практического применения свободной ОС: чем дальше, тем сильней уверенность, что новые дистрибутивы самой Linux уже не нужны - но нужны как воздух отработанные прикладные инструменты и истории успеха тех, кто смог ими воспользоваться. Если вам есть чем поделиться в этом плане - подключайтесь к дискуссии!