Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Interface Crazy

Архив
автор : Серж Скаут   25.06.2003

Windows, поначалу создавалась путем не слишком вдумчивого копирования интерфейса Macintosh (с небольшими изменениями — так, чтобы не наступать на запатентованные грабли). На «пользу» этому пошло и уникальное соглашение между Apple и Microsoft.

Все началось в Пало-Альто. Этот факт так хорошо известен любому homo computerus, что я даже не буду заострять на нем внимание. Напомню лишь, что в свое время, еще будучи студентами, в знаменитых лабораториях Xerox побывали и Стивен Джобс, и Уильям Гейтс — отнюдь не без пользы для себя, смею заметить… И вот идея графического интерфейса, не принесшая Xerox ни копейки, но воплощенная «пиратами Кремниевой Долины» — и озолотившая их, — вырвалась «на многопользовательские просторы». Случилось это более четверти века назад.

Но недолго Стив и Билли сохраняли монополию на созданные ими интерфейсы. Так уж сложилось, что при всем общинно-социальном образе жизни практически каждый из юзеров хотел если не быть, то хотя бы казаться оригиналом — так, практически одновременно с графическими интерфейсами появились и люди, начавшие изменять их «под себя». Одни делали это «из любви к искусству» — и в многоцветие раскрашенных ими рабочих столов орнаментами вплетались иконки и меню; другие считали существующие «междумордия» нефункциональными и изобретали и реализовывали свои методы общения с системой; третьи — минималисты-ресурсофобы — создавали яркие образчики лаконичности и аскетизма. Как бы то ни было, круг сторонников идеи «персональному компьютеру — персональный интерфейс» из года в год ширился.

Больше всего, разумеется, доставалось многострадальному творению Билла Гейтса. Так случилось, что уже самый первый интерфейс Mac OS был спроектирован превосходно, с предельно четко продуманными функциями, с логичным разделением задач на основные и второстепенные и соответствующей их визуализацией. В ход шло все: цвет, форма, указатели мыши, звуки, были тщательно просчитаны и оттестированы времена реакций и задержек появления управляющих элементов, в подборе звуков и изображений иконок чувствовалась рука опытных психологов… Всех желающих оценить колоссальность сего труда и по-настоящему понять, как много мелочей нужно учесть, чтобы сделать действительно «дружелюбную» операционную систему, отсылаю к многотомным трудам — Operating System Design Guidelines, хранящимся на девелоперском сайте Apple. Увлекательнейшее, доложу я вам, чтение! В общем, у пользователей Macintosh не возникало особого желания перерабатывать и без того хорошую систему, хотя для изменения ее внешнего вида было написано немало программ.

А вот Windows, похоже, поначалу создавалась путем не слишком вдумчивого копирования интерфейса Macintosh (с небольшими изменениями — так, чтобы не наступать на запатентованные грабли). На «пользу» этому пошло и уникальное соглашение между Apple и Microsoft, очевидно, подписанное руководством Apple после какого-то утомительного банкета: в соответствии с этим соглашением Apple обязалась заблаговременно передавать Microsoft как ключевому (sic!) разработчику софта под Macintosh (дважды sic!) информацию о своих наработках и изменениях в пользовательском интерфейсе Mac OS, дабы Microsoft могла заблаговременно учитывать их в своих продуктах1. Что Microsoft и делала с радостью. Однако получалось у нее все же не так хорошо — как у неопытного дизайнера интерьеров: вроде бы каждый отдельный компонент вполне закончен и даже красив, но вместе — как-то аляповато… Более того, если интерфейс операционной системы Apple производил впечатление грамотно спроектированного (юзабилити) и аккуратно построенного (кодинг) здания с хорошей привязкой к инфраструктуре (внутреннему устройству системы), то Windows более походили на потемкинские деревни: с виду все хорошо, но за фасад лучше не соваться — среди пыльной холстины и приколоченных там и сям подпорок нетрудно и ногу сломить. Приведу простой пример: внутренняя реализация метафоры «Рабочего стола», на который можно было копировать разнообразные файлы. В Mac OS десктоп представлял собой специальную спрятанную папку в корне диска, удалить которую можно было, лишь отформатировав оный носитель — пользователь, разумеется, понимал, что при этом все данные потеряются. Подобная реализация позволяла при монтировании съемного носителя немедленно добавить на рабочий стол объекты, хранящиеся в соответствующей папке компакт-диска или дискеты — таким образом, пользователь мог переходить с компьютера на компьютер с дискеткой и на любой машине обнаруживать на рабочем столе свои файлы и документы. В Windows же и по сию пору содержимое десктопа хранится где-то в недрах системного диска, и бедные неискушенные юзеры, задумавшие, к примеру, переустановить систему, с удивлением обнаруживают тотальное отсутствие «плодов своего труда» по завершении оного процесса.

Еще один пример — ярлыки к файлам. В Mac OS при перемещении оригинального файла на другое место в пределах жесткого диска ярлык автоматически отслеживал сию операцию и не терял связи с хозяином. В Windows же… Ну да все и так знают, что происходит с ярлыками в Windows. Ну скажите, как можно на уровне операционной системы позволять копировать на дискету ярлык файла? Что, по мнению разработчиков, должен делать пользователь на другом компьютере с этим ярлыком?!

Неинтуитивность внутреннего устройства интерфейса Windows объясняется просто: разработчики были вынуждены привязывать графическую оболочку к DOS-структуре — иными словами, скрещивали удава с ежом и получали три метра колючей проволоки, в отличие от дизайнеров Apple, которые изначально разрабатывали систему с графическим интерфейсом. И неудивительно, что одними из самых популярных модов (разумеется, после завершения экспериментов с обоями рабочего стола и иконками) для Windows были и остаются попытки реализации интерфейса Mac OS.

Справедливости ради следует заметить, что в последнее время Microsoft уделяет идее удобства, логичности и цельности интерфейса гораздо больше внимания, чем раньше, и в последних версиях операционных систем уже ощущается «приближение к идеалу», хотя, на мой взгляд, их юзабилити по-прежнему оставляет желать лучшего.


1 (назад) В данном случае под продуктами подразумевался, конечно, Microsoft Office, но в Microsoft этот пункт соглашения, похоже, рассматривали шире.

Однако вернемся к самой идеологии «персонального интерфейса». Пионерами в разработке методов кастомизации операционных систем стали программисты и опытные пользователи, которые проводили за компьютером «большую часть жизни» и не желали мириться с необустроенностью «внутреннего мира» своего alter ego. И тут, как ни странно, особенности построения Windows играли лишь на руку — выяснилось, что видоизменить как интерфейс, так и поведение операционной системы проще простого, поскольку в любой версии Windows оказывалось немалое количество недокументированных возможностей, скрытых «с глаз долой», — однако зная, где искать, можно было не только изменить рисунок обоев, но и полностью заменить или переписать оболочку системы! Движение кастомизаторов набирало обороты. Ключевыми вехами на этом пути стал выход программ для модернизации интерфейса типа WindowsBlinds, Aston и Talisman, давших возможность перекраивать оболочку под себя простым пользователям, не знакомым с системным программированием, а затем и появление Windows XP, в структуру которой была изначально заложена возможность работать с интерфейсными темами. На сегодняшний день можно выделить несколько основных направлений, позволяющих в той или иной степени преобразить Windows и сделать из нее операционную систему «на свой вкус».

Первое, самое массовое и требующее наименьших знаний движение представлено художниками и дизайнерами, разрабатывающими обои и иконки. О, это воистину мэйнстрим! Достаточно отметить, что по статистике запросов поисковых систем обои для рабочего стола пользователи ищут даже чаще, чем порнографию. Существуют признанные мастера иконо- и «десктопописи», работают тысячи конференций, посвященных исключительно этому направлению прикладных художеств, и именно поэтому мы не будем останавливаться на подобном «псевдомоддинге» — любой желающий может сам набрать в поисковой системе запрос «обои рабочего стола» или «wallpaper» и медитировать над тысячами и тысячами страниц результатов поиска.

Второе направление — собственно моддинг — привлекает тех, кому для полноты счастья уже недостаточно новых иконок или обоев: они хотят либо нового вида всей системы, либо дополнительной функциональности. Первые начинают с тем Windows XP, далее плавно перемещаются на внутрисистемные подкрутки с помощью утилит, правящих реестр, переходят на разнообразные надстройки типа WindowsBlinds и, наконец, добираются до ObjectDesktop и подобных ему мощных сред построения собственных интерфейсов, где и встречаются со вторыми. Раз попробовав, в это занятие погружаешься с головой: возможности не только поменять иконку, но и полностью изменить поведение объекта, добавить новую функциональность или вообще перелопатить операционную систему, заставив ее функционировать «как захочется», мало кого оставляют равнодушными. Именно эта категория пользователей, поднабравшись опыта, начинает писать утилиты, добавляющие в систему новые функции; именно из них выходят моддеры-экстремалы, ставящие своей целью полностью переработать интерфейс ОС, либо разработав оный «с нуля», либо сымитировав интерфейс другой системы, чаще всего — Mac OS X. Переписываются системные библиотеки Windows, меняются загрузчики, разрабатываются новые комплекты иконок, перерисовываются окна — и постепенно подобные моддеры переходят на третью ступень. По аналогии с моддингом назовем это направление «шеллингом» (от shell — оболочка), а людей, увлекающихся им, — шеллерами.

Шеллеров не устраивает сама оболочка Windows — тот самый пресловутый Explorer. Они не любят его за нестабильность, жадность до ресурсов, медлительность, неудобность… ну мало ли за что можно не любить Explorer! И поняв, что возможностей моддинга для поставленных ими целей недостаточно, они решают полностью сменить оболочку. Большинство распространенных альтернативных оболочек разрабатываются как Open Source и распространяются бесплатно — и результат налицо: как вам, к примеру, альтернативная оболочка размером… 60 килобайт?! К этому же направлению можно отнести и такую экзотику, как трехмерные интерфейсы, а на стыке моддинга и шеллинга существуют сообщества любителей Talisman или Aston — программ, позволяющих как замоддить Windows, так и полностью сменить оболочку.

Несомненно, существуют и более экзотические и экстремальные возможности видоизменения системы — в конце концов самые продвинутые шеллеры приходят к идее создания собственных ОС (и даже делают это!), но подобные опыты мы оставим за рамками сегодняшней темы. Следует отметить, что чем сильнее мы сходили с ума по интерфейсу, тем больше вырисовывалось вариантов построения темы. Можно было написать практическое руководство; или посвятить тему юзабилити и постараться придумать идеальную операционную систему; или же влиться в комьюнити и рассказать о нем изнутри; или… Но для начала мы решили довольствоваться малым: уделить немного внимания основным принципам и методам, используемым при моддинге и шеллинге, познакомить вас с разнообразными приемами и программами, обильно приправить это блюдо ссылками и, наконец, подвести вас к алгоритму самостоятельного моддинга. Если вы (как и мы в процессе создания темы) станете после этого Interface Crazy — пишите, и мы постараемся познакомить вас и с юзабилити, и с комьюнити… А если у кого-то возникнут мудрые мысли по поводу идеального интерфейса операционной системы — присылайте их на мой адрес: я хочу собрать как можно больше полезных идей по оптимизации интерфейса, а там — кто знает, — может, и заняться их реализацией на досуге…

Перечисленные ниже ссылки помогут вам больше узнать о дизайне интерфейса операционных систем Mac OS и Windows.
Apple
- Macintosh Human Interface Guidelines (developer.apple.com/techpubs/mac/HIGuidelines/HIGuidelines-2.html).
- Mac OS 8 Human Interface Guidelines (developer.apple.com/techpubs/mac/ HIGOS8Guide/thig-2.html).
- Aqua Human Interface Guidelines (developer.apple.com/techpubs/Mac OSx/Essentials/AquaHIGuidelines/index.html).
- Making It Macintosh: User Experience Technologies (developer.apple.com/ue).
Тем, кто интересуется построением операционных систем и пользовательских интерфейсов, советую внимательно изучить сайт developer.apple.com — информация на нем подана в очень удобной форме.
Microsoft
- Windows XP Visual Guidelines (www.microsoft.com/whdc/hwdev/windowsxp/ downloads/default.mspx).
- User Interface Design and Development (msdn.microsoft.com/library/default.asp? url=/nhp/default.asp?contentid=28000443).
На msdn.microsoft.com стоит также поискать информацию по ключевым словам «design guidelines». К тому же MSDN — настоящий кладезь знаний о Windows. А тем, кого заинтересует общая информация по юзабилити, советую посетить следующие ресурсы:
Usability
- Usable Web (1177 ссылок на сайты по юзабилити; usableweb.com).
- Usability and Beyound (www15.brinkster. com/stijnscholts/welcome/default.asp).
- Коллекция ресурсов по человеко-машинному интерфейсу (www.hcibib.org/ hci-sites).
- Центр исследований юзабилити Microsoft (www.microsoft.com/usability).
- Nielsen Norman Group (известнейшая компания независимых экспертов по юзабилити; www.nngroup.com).
- Персональный сайт Якоба Нильсена (www.useit.com).
- Персональный сайт Дона Норманна (www.jnd.org).
- Персональный сайт Брюса Тогназзини (www.asktog.com).
- Персональный сайт Луиса Розенфельда (louisrosenfeld.com/home).
- UIWEB (колонки о web-юзабилити; www.uiweb.com).
- Improving Web Site Usability and Appeal (msdn.microsoft.com/library/default. asp?url=/library/en-us/dnsiteplan/html/ improvingsiteusa.asp).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.