Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
25.06.2003

Заклятые друзья-Возвращение блудной Handspring -Не на ту лошадь -А Линукс не трожь!-Не покупайте легальное!-Кредит исчерпан -1, 2, 3… Продано!-Макинтош от кутюр -Крепче за джойстик держись, шофер-Себя любимого-Подписка о разглашении-Когда б вы знали, из какого сора… -Беру свои слова обратно-Голливуд на свалку! -Не плюй, страхуйся и плати налоги -Как вирусописатель стал спамером-Марс, мы идем! -И на Нептуне бывает лето-Ген вечной молодости-Току нет!-Мой дом — моя крепость

Заклятые друзья

В конце мая гиганты Microsoft и AOL Time Warner объявили о том, что антимонопольное судебное разбирательство по делу браузера Netscape, длившееся более 16 месяцев, завершилось мировым соглашением и выплатой ответчиком в качестве компенсации 750 млн. долларов. Напомним: Microsoft обвинялась в недобросовестной конкуренции, ставшей причиной того, что Netscape сдала свои позиции и не смогла более конкурировать на рынке браузеров. В результате 10 млрд. долларов, потраченные в 1999 году America Online на покупку фирмы Netscape, фактически вылетели в трубу.

В рамках соглашения Microsoft предоставляет AOL возможность бесплатного (без лицензионных отчислений) использования браузера Internet Explorer в течение семи лет. Спрашивается — на фига козе баян? Но не все так просто: в мае Microsoft (устами менеджера проекта IE Брайана Кантримена) объявила, что развитие Internet Explorer как отдельного продукта прекращено: последней версией, доступной для свободной загрузки из Сети, стала IE6 SP1. Разработчики обещают поддерживать IE6, выпускать заплатки безопасности и обновления, однако никаких новых функциональных возможностей в программу добавляться уже не будет. Новые же версии браузера станут выпускаться только как элементы операционных систем Microsoft, в частности первая версия обновленного IE будет представлена в публичной бете Windows Longhorn.

Возвращаясь к соглашению, помимо выплаты компенсации и сдачи IE в «аренду», Microsoft обязуется распространять диски с клиентским ПО AOL по своим OEM-договорам и частично раскрывает AOL код ОС Longhorn — для создания новых программных продуктов. Также стороны договорились о сотрудничестве в разработке Интернет-технологий — это дает Microsoft хорошую возможность противостоять сервисам и технологиям Real Networks и Apple. Вице-президент по маркетингу Real Networks Дэн Ширан (Dan Sheeran) заявил, что новое соглашение никак не повлияет на сотрудничество Real Networks и AOL. Довольно опрометчивое заявление, учитывая норов Microsoft и четко заданное направление сотрудничества.

Часть полученных средств пойдет на погашение долгов AOL, которые составляют в настоящее время около 25 млрд. долларов. Сразу после объявления о мировой акции новоявленных партнеров слегка подорожали. Плохой мир все-таки лучше… — Т.Б.

Возвращение блудной Handspring

В начале июня корпорация Palm, которую давно принято упрекать за излишнюю консервативность, внезапно решила сменить имидж. Крупнейший в мире производитель наладонников объявил о намерении приобрести одного из главных конкурентов — компанию Handspring, и сделать наконец деиз партамента по разработке программного обеспечения PalmSource отдельную фирму (о чем давно ходили разговоры).

Ориентировочная сумма покупки Handspring — 170 млн. долларов. Конкурент будет приобретен за акции Palm — ценные бумаги нового «отделенного» PalmSource в сделке участвовать не будут. Стороны ожидают, что приобретение Handspring и слияние компаний с последующим расширением производственных мощностей и модельного ряда Palm (за счет того же гибрида мобильника/PDA Handspring Treo) завершится осенью этого года.

В объединенной компании будет два подразделения: одно — Handheld Computing Solutions продолжит развитие наладонников Palm, другое — Smartphone Solutions займется разработкой устройств на базе линии Treo. Впрочем, ценность для Palm представляют не только хардверные продукты бывшего конкурента, очень важны также сеть дистрибуции и наработанные связи с провайдерами беспроводных сервисов.

В руководство Palm/Handspring войдут Джефф Хоукинс (Jeff Hawkins, на фото он справа) и Донна Дубински (Donna Dubinsky) — ветераны КПК-индустрии, стоявшие у истоков создания самой Palm. В 1998 году они покинули компанию, чтобы начать собственное дело, и вот теперь круг замкнулся. Хороший пост в объединенной фирме получит и третий основатель Handspring — Эд Коллигэн (Ed Colligan, на фото он слева).

Помимо объединения активов, компания объединит идеи и усилия своих R&D подразделений — противостоять придется серьезной силе в лице клана производителей Windows-наладонников. А времена сейчас отнюдь не самые благоприятные: рынок пресыщен, спрос снижается — поставки PDA в первом квартале этого года сократились на 21% по сравнению с тем же периодом 2002 года. Благодаря слиянию Palm планирует экономить на параллельных разработках и производстве до 25 млн. долларов в год. Будут также сокращены и рабочие места — осенью уволят 125 человек. И еще одно — лидер рынка КПК (теперь-то уж точно) сменит свое имя. На что-то среднее вроде Palmspring (название станет известно осенью). — Т.Б.

Не на ту лошадь

В игровой индустрии стало одной фигурой меньше — в конце мая компания 3DO объявила о банкротстве. После того как все формальности по прохождению процедуры банкротства будут улажены, руководство планирует продать фирму целиком или по частям.

Основанная в начале 90-х при участии венчурного капиталиста Трипа Хокинса (Trip Hawkins), известного прежде всего как сооснователь Electronic Arts, 3DO изначально нацеливалась на рынок игрового «железа». Разработанная в ее стенах схема одноименной мощной консоли предлагалась для лицензирования заинтересованным производителям, которые могли бы строить на ее основе собственные мультимедийные развлекательные системы. Однако до массового покупателя этот продукт так и не дошел, отчасти из-за высокой (около 700 долларов) цены, обусловленной применением дорогих комплектующих. В результате 3DO постепенно переориентировалась на разработку игр (из наиболее известных проектов фирмы можно вспомнить серию Heroes of Might and Magic). Но и здесь удача от компании отвернулась. В конце прошлого года Хокинс (перешедший в 3DO из Electronic Arts и ставший главой фирмы), надеясь дать толчок умирающему бизнесу, предоставил компании заем в 10 миллионов долларов. Но все оказалось тщетно. Как полагают аналитики, в сегодняшнем состоянии 3DO целиком не нужна никому, а потому ее скорее всего придется распродавать по частям. — Е.З.

А Линукс не трожь!

Скандал вокруг Linux, раздутый компанией SCO Group, продолжает понемногу развиваться, однако очередные подвижки уже не в пользу SCO. 30 мая один из судов Германии, разбирающий иск, предъявленный фирме SCO альянсом из нескольких немецких ассоциаций и производителей Linux (в нем, в частности, присутствуют SuSE и LinuxTag), вынес предварительное решение, в котором обязал SCO временно прекратить называть Linux «незаконной производной от Unix» (эта формулировка использовалась в нашумевшем письме к полутора тысячам крупнейших фирм с предупреждением о возможном судебном преследовании за применение Linux, см. «КТ» #495). На случай неповиновения суд предусмотрел штраф в 250 тысяч евро, но руководство SCO предпочло согласиться с предписанием, пообещав, что германское отделение компании воздержится от таких формулировок (местный сайт фирмы по этому поводу не работал несколько дней).

Козырным тузом в руках SCO остаются якобы добытые ею доказательства в виде исходных кодов из Unix, найденные в ядре Linux. Но и здесь не все гладко. Вознамерившись продемонстрировать «вещдоки» независимым экспертам (предварительно взяв с них подписку о неразглашении), SCO наткнулась на сопротивление: приглашенные эксперты (в числе которых был назван и Линус Торвальдс) под разными предлогами уклонились от участия в этом деле. Общий смысл их отказов сводится к тому, что действия SCO — больше PR-акция, нежели действительно попытка отстоять свои права. Кроме того, каждый эксперт впоследствии может быть привлечен судом к разбирательству дела IBM, чего никому не хочется.

Несмотря на мелкие поражения, SCO не намерена идти на попятную. Комментируя сделанное неделей ранее заявление Novell о неправомерности притязаний SCO Group на авторские права по Unix, глава SCO Дарл Макбрайд (Darl McBride) пообещал передать вопрос о принадлежности патентов в суд. — Е.З.

Не покупайте легальное!

Правительство Малайзии в конце мая придумало необычную методику борьбы с аудио- и видеопиратством. Замминистра по делам внутренней торговли и защите прав потребителя Датук Субраманиам (Datuk Subramaniam) обратился к жителям страны с призывом отказаться от приобретения… легальных копий музыкальных и видеодисков. Столь неожиданное заявление стало настоящим шоком для медиаиндустрии, однако, по мнению замминистра, бойкот легальной продукции — это единственный эффективный метод борьбы с набирающим обороты пиратством.

Ранее представители министерства обратились к медиагигантам с предложением снизить стоимость своей продукции, если не до цен на контрафакт, то хотя бы до сопоставимого уровня. Предложение было отклонено под предлогом высоких производственных и R&D издержек, маркетинговых расходов, а также необходимости платить отчисления артистам и исполнителям. В ответ правительство Малайзии призвало граждан отказаться от покупки легальной продукции. Дело в том, что главной причиной засилья «контрафакта» считают завышенные цены на легальные товары. Контрафактные диски стоят менее доллара, а их «белые братья» — 8–9 долларов. Более того, согласно исследованиям министерства, проводимая пиратами маркетинговая политика и качество работы с клиентами зачастую лучше, чем у официальных ритейлеров — пираты дают исчерпывающую информацию о продаваемом товаре, предоставляют скидки и т. д. В пользу пересмотра цен говорит и то, что продукция ритейлеров, которые продают диски не дороже 2,5 доллара, практически не подделывается — потребитель предпочитает купить «настоящий» товар.

В министерстве рассчитывают, что резкое снижение объемов «легальных» продаж все-таки заставит компании снизить цены. Однако может получиться и так, что ритейлеры вовсе свернут свои точки и «белый» рынок в стране исчезнет совсем.

В Европе же в начале лета более 1200 певцов и исполнителей — включая Элтона Джона, Криса де Бурга и других знаменитостей, подписали петицию о снижении VAT — налога на добавленную стоимость в отношении компакт-дисков. Петиция направлена в Европейскую комиссию — исполнительный орган Европейского Союза, ответственный за выработку и реализацию общей политики в различных (в том числе и в налоговой) сферах. Ставки НДС на CD в странах Европейского Союза колеблются от 15 до 25%. В то же время так называемая продукция «с культурной нагрузкой» — книги, билеты в театр и т. п., облагается гораздо меньшим налогом — от 6 до 10%. По данным International Federation of the Phonographic Industry (IFPI), основным сдерживающим фактором для покупки большего числа компакт-дисков является высокая цена. Следовательно, снижение цен обернулось бы положительной динамикой роста продаж, что компенсировало бы потери от доходов по НДС в течение пары лет. — Т.Б.

Кредит исчерпан

Кто выигрывает от мошенничества с кредитными картами в Интернете? Три американские торговые компании решили, что выгоду от этого получают не только преступники, но и компании, обслуживающие кредитные карты. Интернет-торговцы предъявили корпорациям Visa, MasterCard, American Express и Discover иск, в котором обвинили крупнейшие «карточные» системы в использовании монопольного положения и навязывании условий контракта. В иске говорится, что практически все расходы, вызванные мошенничеством или кражей кредитных карт, ложатся на продавцов, а финансовые учреждения получают комиссионные в миллионы долларов от сделок, совершенных на украденные деньги.

Если владелец карты заявляет о ее пропаже, то с некоторого момента все платежи по ней опротестовываются. Продавец в этом случае лишается не только платы за товар, но и должен оплатить услуги по обратному переводу денег (как правило, от сорока до ста долларов за транзакцию). Как полагает адвокат истцов Марк Ишман (Mark Ishman), в 2001 году американские торговые компании потратили 383 млн. долларов только на возврат денег, украденных у владельцев карт. По словам Ишмана, не редки случаи, когда банки и компании, обслуживающие карты знают о пропаже номеров кредиток, но не блокируют платежи по ним, ожидая, когда преступники начнут тратить деньги со счета… и получают, таким образом, свою долю уворованного.

Кстати, недавно Visa и MasterСard урегулировали антимонопольный иск, который был предъявлен им семь лет назад, когда компании розничной торговли, в том числе Wal-Mart и Sears, обратилиcь в суд, возмутившись тем, что им навязали обслуживание дебитных карт с высоким процентом за транзакцию. Теперь карточные операторы должны будут выплатить до трех миллиардов долларов компенсаций и изменить условия контрактов. Впрочем, компании от этого вряд ли обеднеют: 2 июня Visa объявила, что объем транзакций в ее системе за год достиг отметки в триллион долларов. — В.К.

1, 2, 3… Продано!

Крупнейший Интернет-аукцион eBay должен будет заплатить 35 млн. долларов за использование чужой интеллектуальной собственности — запатентованных разработок создателя компании MercExchange Томаса Вулстона (Thomas Woolston).

MercExchange подала соответствующий иск еще в сентябре 2001 года. В ходе разбирательства eBay признала, что методики, используемые в ее аукционной системе, схожи с разработками Вулстона. В то же время представители компании настаивали, что данные патенты недействительны, поскольку в Бюро патентов и торговых марок США было зарегистрировано огромное количество схожих схем ведения аукционов онлайн.

Как ни странно, но решение суда не содержит запрета на использование запатентованных технологий. Скорее всего, стороны смогут договориться о приобретении/лицензировании разработок MercExchange. — Т.Б.

Макинтош от кутюр

Ведущий дизайнер компании Apple Computers Джонатан Айв (Jonathan Ive) был назван Лондонским музеем дизайна (www.designmuseum.org) лучшим специалистом года. Признание «яблочного Армани», как его уже давно окрестили, выразилось не только в почетном звании за исключительные заслуги и влияние на компьютерный мир, но и в премии в 25 тыс. фунтов стерлингов.

Студент Ньюкаслского политехнического института прошел длинный путь от «гаражной» студии Tangerine в северном Лондоне до сердца Силиконовой Долины. В 1992 году Айву предложили работать в Apple. Поначалу ему пришлось нелегко, поскольку руководство не очень-то поддерживало революционные начинания, над которыми Айв трудился по 70 часов в неделю. К счастью, талантливый дизайнер нашел поддержку в лице Стива Джобса, который поверил в идеи Джонатана (на фото Айв вместе с Джобсом). Поверил — и не прогадал. Самые известные работы Айва — это разноцветные компьютеры iMac, системный блок Сube, MP3-плейер iPod и ноутбук PowerBook G4. — Т.Б.

«Бакалавр развлечений» — это звучит…

Ричард Бэйли Грей (на фото), более известный как Levelord, — один из лучших дизайнеров этажей для компьютерных игр (по большей части 3D-шутеров), этим летом пробует себя в роли педагога. В июле Грей вместе с несколькими другими признанными асами игростроения начнет вести занятия в школе для разработчиков игр при Южном методистском университете в Далласе (guildhall.smu.edu).

Сейчас Грей, чье имя получило широкую известность, после того как в секретном месте в Duke Nukem 3D была обнаружена надпись «You are not supposed to be here… Levelord» (Вообще-то вас здесь быть не должно…) работает дизайнером в компании Ritual Entertainment. По словам Грея, его профессия — это настоящая мечта. Он никогда не встает по будильнику, приходит в офис в джинсах и футболке… Начальная заработная плата игрового дизайнера — около пятидесяти тысяч долларов в год, а опытные специалисты могут рассчитывать и на 300 тысяч… В общем, недостатка в студентах в новой школе быть не должно, хотя полтора года обучения стоят 37 тысяч долларов.

Ориентированные на игровую индустрию курсы уже читаются в нескольких американских вузах — например, DigiPen Institute of Technology в Рэдмонде и Full Sail в Орландо. Даже такие известные заведения, как Массачусетский технологический институт и Мичиганский университет, не так давно начали осваивать «игровые» предметы. Рынок разработчиков игр в США насчитывает сейчас около 30 тысяч рабочих мест. Прогнозируемый рост — примерно 15% в год. — Т.Б.

Лед тронулся!

29 мая компания Blizzard Entertainment объявила о завершении работ над экспаншн-паком The Frozen Throne к стратегической игре Warcraft III. Окончательный код «ушел на золото» — мастер-диск отправился на фабрику в печать.

Продолжение повествует о событиях, произошедших в Азероте спустя несколько месяцев после событий оригинальной версии. В «Ледяном троне» нас ожидают четыре новые однопользовательские кампании. Игра начнется с Эльфов, затем придется бороться на стороне Людей, и закончится все игрой за Андедов (Нежить). Оркам же выделена отдельная небольшая кампания в стиле RPG, которая продемонстрирует возможности нового редактора уровней.

В «Ледяном троне» появились новые герои — по одному у каждой расы; пять нейтральных персонажей, которых можно нанимать для усиления своей армии; три-четыре новых юнита у каждой расы, которые призваны расширить возможности по стратегическому развитию; новые земли, ландшафты и их обитатели (например, низины, болота и т. п.), новые игровые режимы, кланы и соревнования на Battle.net; новая версия редактора карт World Editor, который позволит создавать собственные RPG-игры на движке Warcraft III… Все это игроманам придется изучать заново — лето пройдет незаметно.

Blizzard уже получила более 2,5 млн. предварительных заказов на The Frozen Throne (оригинальный Warcraft III разошелся тиражом в 3 млн. экземпляров). 1 июля игра появится на полках магазинов мира по цене около 35 долларов. Локализованная версия для российского рынка, работы над которой ведутся компанией «Софт Клаб», выйдет в один день с мировой премьерой, а стоить будет около 150 рублей (в jewel-box с рабочим ключом для Battle.net). — Т.Б.

Крепче за джойстик держись, шофер

Интересные результаты опубликовали в журнале Nature американские ученые из Рочестерского университета, работающие над изучением влияния компьютерных игр на физиологию геймеров. Как утверждают авторы статьи, регулярное времяпрепровождение за различными экшн-тайтлами благотворно влияет на способность человека ориентироваться в сложных ситуациях. Практическим доказательством тому стал опыт на группе студентов, половину которой заставили проводить большую часть дня за монитором в кровавых баталиях Medal of Honor и головокружительных гонках Grand Theft Auto, а другую, напротив, изолировали от игрушек. Затем все подопытные прошли специальный компьютерный тест, в котором нужно было продемонстрировать правильную реакцию на несколько быстродвижущихся объектов — «игроки» показали в среднем на 30% лучший результат.

Как считают исследователи, динамичные компьютерные игры выступают в качестве своеобразного тренажера, заставляющего клетки головного мозга перестраиваться на более эффективное взаимодействие. Результат — повышенная скорость обработки поступающей от органов зрения информации и умение быстро ориентироваться среди множества объектов. Любопытно, что логические игры вроде Тетриса показали свою полную бесполезность в этом отношении — воздействие оказывают только те игрушки, в которых жизнь героя постоянно висит на волоске.

Практическим применением открытия может стать появление специальных программ для тренировки профессионалов, которым по роду занятий необходимо уметь контролировать ситуацию со многими неизвестными (авиадиспетчеров, военных и т. п.). Но и обычные игры, доступные на рынке, могут принести пользу людям: так, водители-геймеры, теоретически, должны лучше ориентироваться на дороге. Для достижения устойчивого эффекта не обязательно сидеть за компьютером сутками напролет — вполне достаточно нескольких «тренировок» в неделю. — Е.З.

Себя любимого

Большинству пользователей пакета Microsoft Office доводилось сталкиваться с назойливым анимационным персонажем по имени Скрепыш (Mr. Clippy). Наделенный неким «искусственным интеллектом», этот программный помощник был создан, ясное дело, из самых благих побуждений для облегчения освоения ПО и придания компьютеру более дружелюбного к человеку интерфейса. На основе вероятностно-статистического метода байесовских оценок Скрепыш честно пытался подстраиваться под специфические вкусы и предпочтения конкретного пользователя, анализируя их и предлагая «подходящие», по мнению программы, решения. В ответ же большинство людей испытывало лишь раздражение, переходящее в ярость и острое желание послать незваного помощника куда подальше.

Очевидная неудача с Clippy наглядно показала разработчикам «дружественных интерфейсов», что для завоевания человеческих симпатий компьютеру нужно нечто в корне иное, нежели горячее желание помогать. Например, психологами отмечено, что одним из важных факторов установления взаимопонимания и согласия между людьми является неосознанная (или, напротив, вполне осмысленная) имитация ими друг друга. Этой особенностью психики пользуются умелые психотерапевты, прибегающие к зеркальному отражению повадок пациентов для установления более тесного контакта. Известно также, что взрослому человеку легче найти взаимопонимание с маленьким ребенком, если тот удачно имитирует «отражение». А уж сколько умиления вызывает говорящий попугай, воспроизводящий хозяевам их словечки и интонации, знают, наверное, все.

Примерно в таком направлении и решили пойти японские разработчики из киотского исследовательского центра ATR Media Information Science Labs. Здесь группа под руководством Норико Сузуки (Noriko Suzuki) создает дружественный интерфейс на основе имитации компьютером голоса своего хозяина. Для исследования параметров «наиболее дружелюбного попугайства» ученые создали специальную тестовую программу, обкатываемую на пользователях-добровольцах. Программа представлена на экране анимационным персонажем, который, по условиям теста, обладает речевыми навыками годовалого ребенка. Вместе с этим агукающим тамагочи пользователь из деталей выстраивает на экране игрушечных животных и одновременно обучает персонаж названиям зверушек. В ответ тот воспроизводит услышанные слова, имитируя речевые особенности пользователя: ритм, интонацию, высоту тона, громкость и расстановку ударений. Для каждого тестируемого степень имитации варьировалась в достаточно широких пределах.

Пользователи сами оценивали своих подопечных-помощников по таким параметрам, как сотрудничество, способность к обучению, исполнительность, дружественность, взаимопонимание. Анимационный персонаж во всех тестах делал одно и то же, но максимум баллов он набирал тогда, когда его голос имитировал хозяина на 80%. Другими словами, пользователи начинали испытывать к тамагочи дружеские эмоции, когда тот удачно имитировал их собственный разговор и интонации. А 20 процентов отличия, как полагают исследователи, дают человеку подсознательное ощущение, будто их подопечный обладает некой свободой воли.

Наработанную технологию планируется использовать в разнообразном программном обеспечении для ПК и роботов, дабы люди смогли проникнуться симпатией к своим электронным помощникам. — Б.К.

Подписка о разглашении

Файлобменных систем напридумано множество, но большинство из них основаны на одних и тех же механизмах. Между тем поле для фантазии еще есть, что доказали создатели малоизвестной пока системы Konspire2b (konspire.sourceforge.net).

По сути своей она является обычной, полностью децентрализованной P2P-сетью, а изюминка — в способе распространения информации. Если в других сетях пользователь должен самостоятельно отыскивать нужный файл и контролировать процесс его получения, то в Konspire в этом нет необходимости. Вместо этого используется система каналов, в чем-то схожая с радиовещанием: как слушатель, настроившись на нужную ему станцию, получает потенциально интересный контент (музыку определенного жанра), так и пользователь Konspire, установив программу-клиент и оформив подписку на каналы интересной тематики, получает все, что через них рассылается. Организаторы каналов — такие же рядовые пользователи, а рассылаемый контент ограничен лишь скоростью соединения с Интернетом — это могут быть и музыкальные файлы, и фильмы, и новости в виде HTML-страничек, все что угодно. Благодаря тому что в распространении файла участвуют все уже скачавшие его узлы, сеть удобна для дистрибуции программного обеспечения и объемных документов.

Оригинальная идея рождает новые проблемы, которые, впрочем, быстро решаются авторами программы-клиента и помогающими им энтузиастами — развитие ведется на принципах open source. Так, в Konspire2b невозможно вторично получить один и тот же файл. А для обеспечения безопасности используется система криптографических ключей: при подписке на канал программа-клиент получает публичный ключ создателя канала и позже проверяет c его помощью все файлы. При этом раскрывать личности автора и получателя не требуется. — Е.З.

Когда б вы знали, из какого сора…

Странная история приключилась в конце мая с американской компанией Nullsoft, с 1999 года принадлежащей Интернет-гиганту AOL. Авторы плейера Winamp, первой децентрализованной P2P-сети Gnutella и ряда других революционных разработок, 29 мая выложили на своем сайте исходный код и скомпилированную версию нового программного продукта под названием Waste. Новинка представляет собой программу для децентрализованного (без выделенного сервера) обмена информацией (текстовые сообщения, файлы) в пределах небольшой группы пользователей (до нескольких десятков компьютеров). Все коммуникации в Waste шифруются с помощью стойких криптоалгоритмов RSA и Blowfish, а сама программа издана под лицензией GNU GPL. Многие специалисты очень высоко оценили перспективы программы, но, к сожалению, ее жизнь прервалась, едва начавшись.

Менее чем через сутки, по распоряжению руководства AOL, Waste была удалена с сайта Nullsoft, а ее место заняло грозное предупреждение, в котором сообщалось, что программа попала в Сеть по ошибке, без разрешения разработчиков, и все ее копии должны быть немедленно уничтожены. Любые манипуляции с копиями Waste будут считаться нарушением авторских прав. Код программы успел разойтись по рукам и был опубликован на десятках сайтов (и даже портирован на Linux), но из-за неясностей с законом вряд ли будет развиваться далее.

Изюминка истории в том, что это отнюдь не первый подобный случай в практике отношений Nullsoft и AOL. Практически то же самое произошло в 2000 году с программой-клиентом Gnutella (позднее она была переписана энтузиастами), с поисковой музыкальной системой для Winamp и с некоторыми другими новаторскими разработками Nullsoft — которые были удалены по приказу руководства AOL, видимо, считавшего, что выпуск таких программ не пойдет на пользу имиджу компании (в нынешнем случае есть и другое объяснение — Waste может составить конкуренцию Интернет-пейджеру AOL Instant Messenger). Главным зачинщиком всех этих «маленьких революций» считают Джастина Франкеля (Justin Frankel, на фото) — основателя Nullsoft и (до недавних пор) ее ведущего программиста. Но, судя по записям в онлайновом дневнике Джастина (www.1014.org), на этот раз его терпению пришел конец: 24-летний Франкель решил больше не препираться с компанией, ограничивающей его творческую свободу, и покинуть Nullsoft и AOL в ближайшее время. — Е.З.

Беру свои слова обратно

Скандал с завышением реальной производительности видеоподсистем NVIDIA в тестах Futuremark 3DMark03 с помощью «подкрученных где нужно» драйверов («КТ» ##494, 495), похоже, завершился. После «детального изучения проблемы», NVIDIA и Futuremark сваяли совместный пресс-релиз, в котором объяснили причины «возникшего недопонимания».

NVIDIA, заявила, что любая «оптимизация» GeForce FX — это результат сотрудничества с производителями программных продуктов, а никак не «обман». В играх-де подобная «оптимизация» может быть необходима среднему пользователю, а в тесте она была применена для того, чтобы реальная производительность «не занижалась» неоптимизированным кодом программы. Futuremark в свою очередь объявила, что причиной обвинений в «читерстве» послужило недопонимание «стратегии оптимизации» драйверов.

Если вспомнить прошлое, то NVIDIA с самого момента их появления не любила синтетические тесты Futuremark и не рекомендовала использовать их для тестирования своих видеоподсистем. Очевидно, сейчас компания «жестко наехала» на нелюбимого производителя теста и потребовала «ответить за базар».

Кстати, в стороне от скандала не осталась и ATI, которая признала факт «оптимизации» драйверов Catalyst под Game Test 4. Речь идет о модификации двух шейдеров DirectX 9, отвечающих за отображение в тесте неба и воды. Компания уверяет, что рейтинг производительности увеличился при этом очень незначительно, и обещает исключить все функции ускорения из новых версий Catalyst…— Т.Б.

Голливуд на свалку!

Технология «самоуничтожающихся» DVD — EZ-D, разработанная компанией Flexplay Technologies и призванная кардинальным образом изменить концепцию видеопроката («КТ» #494), вызвала серьезную озабоченность защитников окружающей среды. По прошествии 48 часов после вскрытия герметичной упаковки рабочий слой такого DVD мутнеет, и диск перестает проигрываться. Таким образом, благодаря ограниченному сроку жизни носителя, его не нужно возвращать в пункт проката.

Учитывая огромную популярность видеопроката в США, трудно даже приблизительно оценить объемы мусора, которые породит новая технология. По мнению Дэвида Вуда (David Wood), возглавляющего кампанию против hi-tech-загрязнения «Computer TakeBack», «более неразумного способа использования такого долговечного продукта, как DVD, нельзя и придумать». Если после двух дней просмотра все диски из проката будут отправляться на помойку, технология грозит обернуться DVD-свалками размером с небольшую африканскую страну.

Слова президента Flexplay Арта Леблана (Art LeBlanc) о том, что компания заботится об окружающей среде, мягко говоря, вызывают сомнения. Леблан заявляет, что в стране будет открыта сеть точек по сбору «умерших» DVD, а это прямо противоречит самой предложенной бизнес-модели. Если у человека нет желания и времени возвращать диск в видеопрокат, то что его заставит отправиться на поиски пункта приема, а не выбрасывать диски вместе с другими бытовыми отходами? Аргументы природозащитников с энтузиазмом поддержали фирмы, предоставляющие услуги видео-по-запросу. Хотя будущее, конечно, за контентом без носителя, «безвозвратный прокат» может серьезно помешать еще не слишком развитым бизнесам Video-on-Demand. — Т.Б.

Не плюй, страхуйся и плати налоги

Для эффективной борьбы с эпидемией атипичной пневмонии власти Китая прибегли к не совсем обычной технике. На улицах больших городов теперь курсируют крытые хайтек-автофургоны, оборудованные видеоаппаратурой панорамного наблюдения и транслирующие изображение в специальный центр слежения санитарного департамента. Эта техника развернута для борьбы с негигиеничной, но очень давней национальной традицией — плевками на улицах. Поскольку считается, что капли слюны разносят смертоносную инфекцию SARS, любителям поплеваться в Пекине и Гуаньчжоу грозит весьма ощутимый штраф в 50 юаней. Если, конечно, они попали в поле зрения полиции. В дальнейшем патрульные фургоны видеонаблюдения планируется использовать «для предотвращения преступлений», а эпидемия SARS, похоже, стала просто удобным поводом для первого представления их общественности.

В Великобритании же, и так уверенно лидирующей в мире по количеству стационарных видеокамер наблюдения, ныне объявлено о масштабном расширении экспериментального проекта под названием ANPR (automatic number plate recognition — «автоматическое распознавание автомобильных номерных знаков»). Все мероприятие носит характер тщательно продуманной заранее и хорошо срежиссированной акции.

В сентябре 2001 года была запущена программа по вводу автомобильных номеров нового образца. Одним из главных отличий стали более крупные символы, несущие информацию о регионе и дате выдачи знака. Отмечалось, что изменения в дизайне позволили повысить эффективность автоматического распознавания номеров даже на высоких (более 160 км в час) скоростях. Спустя год, в ноябре 2002 года, по инициативе британского МВД, в 9 полицейских округах Англии и Уэльса стартовала экспериментальная программа ANPR с подсоединением дорожных камер слежения, снабженных средствами распознавания, к единой базе данных автомобильных номеров.

Спустя еще шесть месяцев, в апреле 2003, организаторы подвели итоги эксперимента и представили публике воодушевляющие результаты. Новая автоматика позволила увеличить количество арестов примерно в 10 раз в расчете на одного сотрудника полиции! В итоговых документах, правда, не приводятся имена известных преступников, находящихся в розыске и выловленных с помощью компьютерной техники. Зато многократно возросла эффективность отлова водителей, уклоняющихся от страхования и уплаты налогов на транспортное средство. По уверениям полиции, именно эта категория граждан наиболее склонна к воровству и совершению грабежей, так что все остальные, законопослушные водители должны быть только рады успехам дорожной полиции.

Теперь на расширение программы ANPR выделено еще 4,6 млн. фунтов стерлингов, и в результате она охватит уже 23 округа. А чтобы налогоплательщики не волновались по поводу сомнительного расходования своих денег, полиция заверила, что значительная часть средств на расширение ANPR идет из тех самых штрафов, приток которых столь успешно повысила сама система. Похоже, что после отлова всех неплательщиков налогов, британской дорожной полиции придется переизобрести трюк наших гаишников — устанавливать на дорогах ненужный знак ограничения скорости и теперь уже отлавливать своей системой всех «лихачей». Ведь штрафов не должно становиться меньше. — Б.К.

Как вирусописатель стал спамером

Вы будете смеяться, но на просторах Интернета снова завелся вирус Sobig. Возмутителем спокойствия в начале июня стала третья по счету модификация сетевого червя, окрещенная антивирусными экспертами индексом «c».

Как утверждают в «Лаборатории Касперского», Sobig.c не поражает какими-то уникальными спецэффектами. Отличие от оригинала состоит лишь в традиционных «багофиксах» и использовании шифрования кода. Нельзя не отметить и «обреченность» этого червя — похоже, это стало фирменным почерком автора. Подобно предшественнику, в Sobig.c встроен временной триггер — после его срабатывания 8 июня червь перешел в состояние консервации и отключил функции распространения. Интересный факт: предыдущей версии, Sobig.b, ее автор дал две недели, по истечении которых появился Sobig.c. Теперь у вируса была всего одна неделя — ждем версию d…

Собственно, Sobig.c привлек внимание прежде всего использованной для его распространения технологией, очень похожей на методику рассылки почты профессиональными спамерами. Всего за два дня червь вышел на первое место в списке самых распространенных вредоносных программ, потеснив таких завсегдатаев рейтинга, как Klez и Lentin. Самостоятельно, без целенаправленной рассылки, червь просто не смог бы достигнуть таких результатов; подозрения в «спам-версии» подтвердил и анализ IP-адресов отправителей.

Вариантов «как это произошло» — масса. Возможно, спамеры решили расширить свой бизнес и за пару сотен долларов разослали Sobig по своей базе адресов. Профессионалы вряд ли рискуют быть вычисленными и привлеченными к ответственности — они достаточно хорошо владеют искусством сокрытия следов. Нельзя исключать вероятность, что заражению подвергся компьютер какого-нибудь спамера и червь разослал себя по его адресной базе, но скорее всего вирусописатель просто взял на вооружение спам-технологию.

А теперь представьте, что ждет Интернет, если интеграция вирусописательства и спамерства войдет в моду… — Д.З.

Марс, мы идем!

2 июня с космодрома Байконур на российской ракете-носителе «Союз-ФГ» начала свое путешествие к Красной планете автоматическая станция Mars Express. Рекордно дешевая (350 млн. евро на всю миссию) и построенная целиком европейскими странами, она преодолеет 400 миллионов километров до Марса за шесть месяцев — и уже в конце декабря нынешнего года должна приступить к исследованиям.

Mars Express включает в себя два модуля. Первый — одноименный орбитальный комплекс, который займется изучением марсианской поверхности и атмосферы с эллиптической орбиты. На борту аппарата установлены: стереоскопическая фотокамера высокого разрешения, способная фиксировать объекты до 2 метров в поперечнике; спектрометр для минералогического картирования; специальные радары для сбора информации об атмосферных течениях и сканирования приповерхностных слоев марсианских пород (поиск воды).

Второй компонент — спускаемый модуль Beagle 2, размером с письменный стол, — получил название в честь исследовательского корабля Чарльза Дарвина. Аппарат содержит манипулятор с буром для взятия проб и комплекс приборов для их изучения (запланирован поиск органики, воды и осадочных пород). Beagle 2 не может самостоятельно передвигаться, поэтому в комплект также входит миниатюрный автономный робот-помощник, перемещающийся со скоростью всего в шесть метров в час и предназначенный для взятия проб грунта из труднодоступных мест. Предполагается, что Beagle 2 проработает на Марсе не меньше 180 дней. Миссия Mars Express должна продлиться один марсианский год (687 земных дней), после чего орбитальный комплекс возможно переквалифицируется в ретранслятора, помогающего другим зондам связаться с Землей.

В ближайшие недели к Марсу стартуют два американских робота-вездехода (программа Mars Exploration Rovers), а в январе на орбиту Красной планеты прибудет запущенная еще в 1998 году (и «слегка потерявшаяся» по дороге) японская станция Nozomi. Поиск следов жизни — одна из приоритетных задач всех этих миссий. — Е.З.

И на Нептуне бывает лето

Нептун в семнадцать раз тяжелее Земли и в тридцать раз дальше от Солнца. Он знаменит своими ужасными бурями, в которых скорость ветра может достигать почти полутора тысяч километров в час. Однако наблюдения за этой удаленной планетой очень трудны, и до настоящего времени ничего нельзя было сказать о сезонных изменениях климата на Нептуне.

Группа исследователей из NASA и Висконсин-Мэдисонского университета с помощью орбитального телескопа Хаббла в течение шести лет провела три серии наблюдений Нептуна. Ученые обнаружили, что облачный покров южного полушария планеты заметно изменился. Полоса облаков вокруг полюса стала шире и ярче, что наводит на мысль о сезонных изменениях климата.

Как известно, смена времен года происходит из-за усиления и ослабления нагрева поверхности планеты Солнцем. Но на далеком Нептуне солнечное излучение в 900 раз слабее, чем на Земле, — удивительно, как столь слабые изменения могут так сильно влиять на погоду. По словам одного из членов группы, нептунианская атмосфера должна быть «хорошо смазанной машиной, способной производить много погоды с очень малым трением». Один сезон на Нептуне должен длиться более сорока земных лет, поскольку планете требуется 165 лет, чтобы облететь вокруг Солнца. — Г.А.

Ген вечной молодости

В июньском номере научного журнала Cell (www.cell.com) представлены две статьи британских и японских исследователей, одновременно и независимо друг от друга открывших ген, обеспечивающий уникальные свойства стволовым клеткам эмбриона. Эти клетки, обладают, напомним, поразительными способностями трансформироваться в любую ткань организма, а потому представляют гигантский интерес с точки зрения лечения поврежденных и даже восстановления утраченных органов. К сожалению, тонкости поддержания таких клеток в постоянно обновляющемся состоянии и механизмы их преобразования в разные виды тканей по сию пору изучены очень слабо.

Ныне сотрудникам Института исследований стволовых клеток (Institute for Stem Cell Research) при Эдинбургском университете и ученым из японского института Нара (Nara Institute of Science and Technology) удалось выделить ген, который активно участвует в деятельности эмбриональных стволовых клеток человека и мышей. Благодаря именно этому гену, по свидетельству ученых, удалось инициировать бесконечный рост стволовых клеток в лаборатории, «выключив» механизм старения. В Эдинбургском университете новый ген получил название Nanog, по имени сказочной страны из мифов древних кельтов Тир Нан Ог, жители которой оставались вечно молодыми. У исследователей есть основания полагать, что Nanog каким-то образом отвечает и за способность стволовых клеток трансформироваться в различные ткани. Если этот механизм удастся понять, то не исключено, что «пробуждением» Nanog, неактивного в обычных клетках, их можно будет стимулировать к росту и превращению в любую ткань, нужную биологам или врачам. — Б.К.

Току нет!

Удивительных результатов достигли почти одновременно две международные группы физиков. Сыграв на тонких моментах квантовой теории, им удалось возбудить в полупроводниках чисто спиновый поток электронов без переноса заряда. Этот новый физический эффект — по сути, редкое проявление сугубо квантовых явлений на макроуровне — возможно, станет основой принципиально новых устройств спинтроники и фотоники, в которых перенос и обработка информации есть, а электрического тока нет.

Электрон, как известно, помимо заряда обладает еще и спином — чисто квантовым свойством, которое может принимать значения ±1/2 (или спин «вверх»/»вниз»). В спин можно закодировать один бит классической или даже один кубит квантовой информации. Сегодня во многих лабораториях мира активно разрабатывают спинтронные устройства, которые могут прийти на смену обычным электронным чипам. В них информация будет переноситься спином, а не зарядом электронов.

Однако во всех известных разработках вместе с переносом спина движутся и заряды, то есть течет обычный электрический ток. В новых экспериментах одновременно с электронами со спином «вверх» строго в противоположном направлении движется ровно столько же электронов со спином «вниз» и наоборот. В результате получается чисто спиновый ток без обычного электрического, а значит, и без разности потенциалов. Согласованного движения электронов ученым удалось добиться с помощью двух импульсных поляризованных лазеров, частота одного из которых ровно вдвое меньше, чем у другого. В результате валентные неподвижные электроны могли попасть в зону проводимости полупроводника, поглотив либо один, либо сразу два фотона. Остальное сделали законы квантовой теории, которые запрещают иное движение электронов в такой ситуации. В экспериментах одна группа исследователей использовала селенид цинка, а другая арсенид галлия/арсенид галлия-алюминия.

Науке известно не так много проявлений квантовых законов на макроуровне. Пожалуй, наиболее известные из них — сверхтекучесть и сверхпроводимость. Новый эффект стоит в одном ряду с ними. И хотя пока спиновый ток течет на расстояния лишь в несколько десятков нанометров, и не очень ясно, как его можно использовать, специалисты уверены, что за новым физическим явлением большое будущее. — Г.А.

Мой дом — моя крепость

Громкий судебный процесс завертелся в Голливуде: знаменитая певица и кинозвезда Барбра Стрейзанд обвинила в бесцеремонном вторжении в свою частную жизнь бывшего программиста, а ныне фотографа-любителя Кеннета Эйдельмана (Kenneth Adelman). Причиной гнева знаменитости стали снимки ее роскошного особняка в Малибу (на фото), которые Кеннет разместил на своем веб-сайте www.californiacoastline.org, посвященном калифорнийским прибрежным видам. Судя по всему, свою отрешенность от суетного мира кинозвезда ценит чрезвычайно высоко: от автора снимков требуется не только убрать их с сайта, но и компенсировать «моральные издержки», оцененные в 10 млн. долларов (по другим данным, Стрейзанд требует все 50 миллионов).

Хотя, по словам Эйдельмана, он не применяет профессиональную аппаратуру, представленные на его сайте снимки отличаются отменным качеством. Так, на ставших предметом разборок фотографиях поместья Стрейзанд без труда можно разглядеть ее плавательный бассейн, не говоря уже об особенностях архитектуры зданий. Между тем законы штата Калифорния беспощадны по отношению к бесцеремонным папарацци, нарушающим покой голливудских звезд.

Впрочем, вряд ли Эйдельмана можно причислить к племени вездесущих репортеров, ради куска хлеба подкарауливающих знаменитостей на пляже. В свое время Кеннет был известен как талантливый бизнесмен, основавший в Силиконовой долине пару весьма успешных софтверных предприятий. Не так давно Эйдельман отошел от дел и, продав свои владения за 445 миллионов долларов, целиком отдался хобби — цифровой фотографии. С борта личного вертолета, на высоте в 150 метров над уровнем моря, Кеннет подолгу фотографировал береговую линию, пытаясь поймать в объектив буквально каждый дюйм ее поверхности. Так на свет появился его сайт — уникальная фотогалерея из 12 тысяч видов калифорнийского побережья, раскинувшегося почти на две тысячи километров.

По мнению специалистов, затея Эйдельмана имеет бесспорную научную ценность — не случайно в числе завсегдатаев его сайта профессора местных университетов, а также представители береговой комиссии Калифорнии. Кстати, до сей поры фотопейзажисту лишь однажды пришлось столкнуться с противодействием: так же рьяно, как Барбра Стрейзанд, неприкосновенность своей территории для фотосъемки отстаивала лишь… администрация расположенной на калифорнийском берегу военно-воздушной базы Ванденберг. Судьба «невольного папарацци» решится в ходе слушаний, которые (видимо, с учетом нешуточного накала страстей в этом деле) пройдут на исходе жаркого калифорнийского лета, 28 августа. — Д.К.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.