Остановка по требованию
АрхивКомментарий дняСпециалисты Honda Motor Co. сделали еще один шаг по направлению к передаче в руки машин абсолютной власти над техникой и человеком. Новый седан Inspire может тормозить без участия водителя. Оправдан ли риск?
Вчера по западным сетевым изданиям пошла волна сообщений об уникальной новинке, выведенной на рынок усилиями японского автомобильного гиганта Honda Motor Co. И, честно говоря, там действительно есть из-за чего поднять шум: специалисты Honda сделали ещё один шажок по направлению к полной передаче в руки машин власти над самими собой и создавшим их человеком. Вместе с супернавороченным, роскошным седаном Inspire 30TL, Honda поставляет систему автоматического торможения Collision Mitigation Brake System (CMS).
Впрочем, называть CMS просто системой торможения некорректно. Буквальный перевод названия таков: тормозная система для ослабления столкновений. CMS и в самом деле предназначена для того, чтобы сделать само столкновение с другим авто или препятствием (и, соответственно, последствия его) как можно более мягким и тем самым спасти жизнь водителю, его пассажирам и другим участникам дорожного движения, попавшим в переплёт. Основные компоненты системы - радар, имплантированный в переднюю часть машины, специальный вычислитель, отвечающий за обработку поступающей с радара информации, и собственно тормоза и ремни безопасности, наделённые электронным управлением. Радар, работающий в миллиметровом диапазоне, "видит" объекты, находящиеся перед ним (поле зрения ограничено сегментом в 16 градусов) на расстоянии до ста метров. Вычисленные скорости и направления движения их анализируются электроникой и, в случае возникновения потенциально опасной ситуации, водителю подаётся первое предупреждение.
Всего предусмотрено три стадии оповещения. На первой водитель предупреждается о наличии опасности звуковым сигналом и светящимся табло на приборной панели. Если расстояние между автомобилем и объектом продолжает уменьшаться, а скорость сближения остаётся прежней, автоматика слегка затягивает ремни безопасности и немного притормаживает. Если и после этого ситуация изменяется только в худшую сторону, ремни оказываются затянуты полностью, дабы вжать находящихся в салоне людей в кресла и уменьшить повреждения от предстоящего резкого торможения, а тормоза задействуются на полную мощность. Здесь действия человека уже не могут привести к иной развязке, кроме полной (а точнее - почти полной, но об этом позже) остановки авто, а потому, если водитель всё же проснётся, единственное, что он сможет сделать - нажать на тормоза, и тем самым погасить скорость ещё быстрее за счёт немедленной помощи со стороны лишённой последних сомнений автоматики.
Inspire - штука весьма недешёвая: при цене автомобиля в 30 тысяч долларов, производитель может позволить себе поставлять CMS в качестве бесплатной опциональной добавки. При этом в месяц планируется продавать до двух тысяч машин и 15% из них стратеги Honda надеются оснащать системой автоматического торможения.
Вряд ли продажи Inspire пойдут хуже, чем ожидается: в конце концов, за дело взялись мастера, а блеск инноваций нестерпим. Но вы только представьте возможные проблемы - к примеру, в случае сбоя системы (после инцидента с заблокированной BMW стоит быть готовым к всякому) и резкого торможения при движении по переполненному шоссе. Пассажиры чудесного авто, возможно, перенесут сам манёвр без какого-либо ущерба для себя, тем более, что, согласно принятым в Японии техническим нормам, доверять полную остановку автомобиля компьютеру нельзя, а потому без участия человека Inspire лишь сильно (но не до нуля) сбросит скорость. Но ведь другие участники дорожного движения не были предупреждены - и массовая авария с участием десятков машин может получиться не хуже, чем если бы она последовала за действительно случившимся на автобане столкновением. Конечно, считать себя умнее дизайнеров Honda будет наивным, но и в самом деле - на что они надеются, выпуская на рынок столь опасный продукт? Ваши предположения и идеи с нетерпением ожидаются на форуме.