Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Графо построители

Архив
автор : Марат Зиннатов   04.07.2003

Сегодня на рынке видеоускорителей главенствуют две компании — ATI и NVIDIA. Впрочем, справедливости ради можно упомянуть еще двух потенциально сильных игроков: Matrox и SiS.

Сегодня на рынке видеоускорителей главенствуют две компании — ATI и NVIDIA. Они же, как правило, поставляют и самые интересные новости. По числу поддерживаемых функций и производительности их продукты на шаг-два опережают изделия конкурентов. Впрочем, справедливости ради упомянем еще двух потенциально сильных игроков: Matrox и SiS. В обзоре не нашлось места рассказу об интересном сегменте рынка — интегрированной графике, однако мы обязательно вернемся к этой теме в будущем, так что следите за статьями на www.ferra.ru.

ATI

Канадская ATI Technologies — заметная фигура на рынке практически с самого начала его формирования. Сейчас продукция представлена видеокартами семейства Radeon. В продаже еще можно найти Radeon 7500 и 8500LE, но упор делается на модели Radeon 9000/9000 Pro, 9100, 9200/ 9200 Pro, 9500/9500 Pro, 9600/9600 Pro, 9700/ 9700 Pro и 9800/9800 Pro (далее для экономии места будем писать 9ххх/Pro). У версий Pro, как правило, более высокие рабочие частоты ядра и памяти. Исключение составляет только пара 9500/Pro, но об этом ниже.

До появления Radeon 9ххх видеокарты производства самой ATI и ее партнеров отличались рабочими частотами как чипа, так и памяти (более производительными были «родные» платы). К тому же частоты разнились у видеокарт в Retail- и OEM-упаковке. Все это негативно сказывалось на продажах, поскольку пользователь не всегда мог понять, каковы параметры конкретной модели. Сейчас ситуация изменилась. ATI забрала себе весь североамериканский рынок, оставив партнерам остальной мир. Зато частоты теперь не скачут от производителя к производителю.

Так сложилось, что 9000/Pro, вышедший гораздо позже 8500, показывает более скромные результаты. Общественность, конечно же, отнеслась к этому факту отрицательно. Негодование вызвало не столько снижение производительности, сколько то, что видеокарта имела более высокий порядковый номер. Психологически человек всегда ждет от следующей модели шага вперед. На компанию посыпались обвинения в нечестной игре: мол, таким нехитрым способом ATI пытается поднять привлекательность относительно слабого Radeon 9000/Pro. Ответом на эти обвинения стало переименование 8500LE в 9100 (не слишком хитрый маркетинговый прием, позволяющий еще раз продать старый товар под новой маркой).

Справедливость была восстановлена. Производительность ускорителей строго соответствовала порядковому номеру. Но пару месяцев назад канадцы объявили новую линейку, в которую вошли 9200/Pro, 9600/Pro и 9800/Pro, призванные сменить соответственно 9000/Pro, 9500/Pro и 9700/Pro. Улучшения в 9200 по сравнению с 9000 минимальные, можно сказать косметические. Ситуация с 8500 и 9000 теперь повторилась в паре 9100/9200. Единственное, что оправдывает ATI, — весьма вероятное исчезновение в ближайшее время с прилавков 9100 (хотя он пользуется спросом). Или все же будет еще одно переименование, на этот раз в 9300 или 9400?..

В своих ценовых категориях Radeon держатся очень уверенно, показывая хорошее соотношение цена/производительность. Однако новинки главного конкурента грозят омрачить эту радужную картину. Хотя последние полгода видеокарты ATI явно доминировали на рынке (во многом благодаря пробуксовке NVIDIA), компании не удавалось удовлетворить возросший спрос на свою продукцию. В результате технологическое преимущество так и не стало залогом преимущества количественного.

NVIDIA

Пошатнувшиеся было позиции калифорнийцев в скором времени обещают поправиться. Начав свое триумфальное шествие с забытой уже Riva TNT2, NVIDIA быстро выбилась в бесспорные лидеры индустрии. Ее современные видеокарты выпускаются под брэндом GeForce. Из-за тотального превосходства этих продуктов на протяжении последних лет многие люди, не слишком обремененные знанием терминологии и реалий рынка, вообще считают слово «GeForce» синонимом видеокарты.

На прилавках модельный ряд GeForce представлен следующими картами: GeForce 4 MX 440, 4 Ti 4200, 4 Ti 4600, FX 5200/Ultra, FX 5800/Ultra. В ближайшем будущем ожидаются поставки GeForce FX 5600/Ultra и FX 5900/Ultra, которая сменит неудачную FX 5800/Ultra.
 

Интересно, что и NVIDIA обвиняли в дешевой игре на психологии людей. Собственно говоря, она первой и заварила эту кашу. Дело в том, что семейство GeForce 4 MX (сейчас представленное наиболее сбалансированным вариантом 440) появилось после исчезнувшего ныне из магазинов GeForce 3/Ti, не только показав меньшую производительность, но и сделав шаг назад в аппаратной поддержке прогрессивных технологий. Его потолком стал DX7, тогда как GeForce 3/Ti поддерживало DX8.1

Само по себе отсутствие аппаратной поддержки DX8 не критично — практическое применение функций этой версии API до сих пор не стало массовым. Но то, что многие покупали MX, видя перед собой лишь цифру 4 и надеясь получить соответствующие производительность и функциональность, чести NVIDIA не делает.

Семейства GeForce 4 MX и 4 Ti почти год оставались лучшими в арсенале калифорнийцев. Серьезные проблемы с выпуском новых чипов прошлым летом заставили компанию отступить от собственного графика — новый продукт каждые полгода. Более того, объявленный-таки осенью GeForce FX 5800 Ultra в продаже появился лишь месяц назад и при этом представляет собой скорее коллекционный интерес (да и выпущен он в мизерных количествах).

Более перспективны версии FX 5200/Ultra и FX 5600/Ultra (поскольку они только-только появились на рынке, цены на них несколько завышены), но серьезным недостатком FX 5200 может стать отказ многих производителей от референс-дизайна NVIDIA ради значительного упрощения (а значит, и удешевления) платы. К тому же производителям разрешили варьировать рабочие частоты. К сожалению, снижение качества видеокарты не позволит поднять стандартные частоты, а скорее приведет к их снижению. В результате начнется та самая чехарда, от которой вовремя избавились в ATI.

В середине мая был объявлен новый чип NV35 и видеокарты на его основе — GeForce FX 5900/Ultra. В свободной продаже этот монстр ожидается к середине июня — началу июля. Конкурировать с ним на данный момент не способен никто. Безоговорочные победы как в стандартных, так и тяжелых (при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации в высоких разрешениях) режимах позволяют провозгласить его новым королем в сфере high-end-видеокарт.

Matrox

Продукты этой компании всегда отличались превосходным изображением. На протяжении последних лет Matrox внедряла в свои видеокарты технологии из сферы профессиональных решений. Качество качеством, но производительность в трехмерных задачах чипов Matrox далека от флагманов и даже середняков, выпускаемых ATI и NVIDIA.

После удачного G400/450 примерно трехлетней давности последовал долгий период бездействия (если не считать небольших улучшений в G550), и чуть менее года назад вниманию общественности был представлен новый чип — Parhelia-512. Обладая революционными по тем временам характеристиками, высочайшей производительностью он похвастаться не мог. Конечно, скачок от чипа G550, сравнимого с уже тогда морально устаревшим GeForce 2 MX, к «Паргелии», почти догнавшей Radeon 8500LE, можно назвать серьезным продвижением вперед. Но немалая цена (примерно 300 долларов) видеокарт на базе Parhelia не позволяет рассматривать эти решения в качестве игровых. Скорее, относительно высокая производительность есть хорошее дополнение к традиционному козырю Matrox — качеству во всем.

Помимо привычно великолепных реализаций двухголовости, TV-Out и проигрывания DVD, добавлена интересная возможность сглаживания неровностей экранных шрифтов с одновременной гамма-коррекцией (Glyph Antialiasing). Кроме того, Matrox Parhelia является единственной бытовой видеокартой, способной работать сразу с тремя мониторами. Реализовано это в технологиях TripleHeadDesktop и SurroundGaming.

Первая представляет интерес для тех, кому необходимо постоянно держать перед глазами большой объем данных. Максимальное разрешение 3840х1024 (то есть на каждом мониторе устанавливается 1280х1024) позволяет удобно разместить на экране множество информативных источников.

Технология SurroundGaming разводит картинку по мониторам таким образом, что основная часть сцены отображается на центральном приемнике, а на боковые выводится то, что было бы видно периферическим зрением. Предполагалось, что такая конструкция значительно усилит эффект погружения в игру (список игр, поддерживающих данную функцию, весьма внушительный). Правда, при непосредственном тестировании технология разочаровала. Заметного усиления эффекта погружения в виртуальную реальность не произошло, а недоработки при разбиении картинки привели к уменьшению обзора на центральном мониторе. Добавьте сюда неудобную систему активации режима, и технология сохранит свою ценность только в глазах отчаянных энтузиастов.

Недавно пришло известие, что Matrox планирует выпустить сильно урезанные варианты P-512. Судя по всему, их производительность скатится до уровня G550, то есть они станут чисто офисными видеокартами. Более подробно о Matrox Parhelia и реализованных в ней технологиях можно узнать из наших обзоров на www.ferra.ru/online/video/17947 и …/video/19536.

SiS

Компания Silicon Integrated Systems, известная благодаря своим качественным наборам системной логики и относительно шустрым интегрированным видеоускорителям, без особого успеха пытается освоить рынок дискретных графических ускорителей. Пока что все предлагаемые ею решения не вызывают особого интереса производителей.

Относительно удачными стали последние видеокарты на основе Xabre 400 и 600. Но при одинаковой цене и сходной производительности с GeForce 4 MX 440 и Radeon 9000/Pro продукты SiS явно проигрывают в качестве картинки. К тому же отсутствует возможность включения анизотропной фильтрации, а полноэкранное сглаживание дается ценой огромных потерь производительности. Поддерживаемые пиксельные шейдеры тормозят работу до неприличия, так что о них лучше и не вспоминать. Вершинные шейдеры вообще отданы на откуп центральному процессору. Учитывая вышесказанное, отнести эти видеокарты к поколению DX8 можно с большой натяжкой. Единственным светлым пятном остается качественный TV-Out.

В Россию поставляется небольшое число видеокарт (в основном производства Soltek). При нынешних ценах (90–100 долларов за Xabre 600) конкурентоспособность их невысока. В этом году ожидается выход новинки — Xabre II. SiS обещает реализовать в ней аппаратную поддержку DX9.

Еще раз окинув взглядом рынок, признаем: по сути, при подборе видеокарты для домашнего компьютера стоит отдать предпочтение продуктам ATI и NVIDIA. Matrox Parhelia трудно признать разумным выбором из-за высокой цены, несоответствующей ей производительности и низкой востребованности в быту большинства фирменных технологий. А Xabre 400 и 600 в продаже встречаются редко, да и соотношение цена/качество/функциональность хуже, чем у конкурентов. 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.