Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Усилие мысли в 1000 люмен, размазанное по стене

Архив
автор : Михаил Попов   11.06.2003

Покупатели радуются, продавцы и дистрибьюторы проекторов утирают слезы. У проекторов в 2003 году наконец-то настал период Великого Удешевления.

Покупатели радуются, продавцы и дистрибьюторы проекторов утирают слезы. У проекторов в 2003 году наконец-то настал период Великого Удешевления. Такое случается с каждым высокотехнологическим продуктом, который вначале производится в малых количествах, продается дорого и является уделом немногих.

Однако спрос растет, технологии развиваются, стоимость производства снижается, и неизбежно наступает такой момент встречи критической массы спроса с возможностями предложения — происходит резкое падение цены. С персональными компьютерами такое случилось лет пять назад. Помните, сколько раньше стоил системный блок в минимальной рабочей конфигурации? Тысячу. Сейчас — где-то около трехсот. Проекторы переживают этот период сейчас — если еще год-полтора назад по две тысячи долларов продавались разве что продукты вторичной переработки, то теперь ниже этой ценовой границы простирается вполне приличный модельный ряд. Из этого следует несколько важных выводов. Первый — нужно внимательно следить за временем выпуска модели, которая вам понравилась. Не исключено, что продавцы будут оправдывать высокую стоимость понравившегося вам проектора его богатыми функциональными возможностями — возможно, что они просто пытаются продать устаревшую модель. Но закончим с экономикой и перейдем собственно к проекторам. Сразу хотелось бы уточнить, что речь пойдет о проекторах для пользования в кругу семьи или в небольшом коллективе. Монстры, пробивающие световым пучком в десятки тысяч люменов огромные кинозалы — это свой особый мир, которого мы если и коснемся, то лишь слегка.

Еще пару лет назад вместе с существительным «проектор» принято было ставить прилагательное «мультимедийный», дабы подчеркнуть принадлежность устройства к компьютерному миру и отличить его от тех проекторов, которые показывают диапозитивы. Однако сейчас мультимедийные проекторы стали распространены настолько, что если вы собираетесь показывать в аудитории хорошо сохранившиеся с давних лет слайды, а не презентацию в PowerPoint, приходится дополнительно уточнять, что вам нужен именно диапроектор. Иначе поставят компьютерный. Изначально главной областью применения проекторов были иллюстрации докладов, а поскольку стоили они дорого, то доклады обычно назывались презентациями с приставкой бизнес-. Умение произвести впечатление на клиента глубоко укоренилось в западной деловой культуре, а вместе с ним — и культура презентаций. Сейчас она постепенно проникает и в наши края, и проектор в деловых докладах из категории comme il faut переходит в категорию must have. Помимо показа презентаций, т.е. по большей части статичных картинок, проекторы исторически применяются для показа подвижного изображения, попросту говоря, кино. Требования тут немного отличаются — если на докладе вам необходимо яркое (не всегда ведь можно свет погасить), контрастное изображение, малый вес устройства (чтобы с собой носить), то для фильма яркость имеет не столь большое значение, а на первый план выходят такие характеристики, как приятный глазу показ быстродвижущихся изображений, правильная цветопередача, тишина в работе, соответствие вашим эстетическим воззрениями и так далее. Если раньше приходилось выбирать или-или, то теперь проблема соответствия тем и другим требованиям уже не столь актуальна. Проектор можно смело называть товаром двойного назначения — днем на нем в офисе показывают презентации, а на выходные берут домой посмотреть фильм. Благо число различных входов видеосигнала у проектора примерно равно сумме числа различных выходов у компьютера и всякой бытовой техники. Тут и 15-штырьковый разъем для монитора, и вход S-Video, и обычный для видео «тюльпан». Еще снаружи виден объектив (куда же без него), вентиляторные отверстия (не загораживать!) и окошечко инфракрасного порта, ибо проектор без дистанционного управления сегодня — совершенный mauvais ton.

Если снаружи все проекторы, если не принимать в расчет дизайнерские изыски, все более-менее одинаковы, то по внутреннему устройству они делятся на два типа, которые различаются между собой так же сильно, как дельфины и акулы. С виду более-менее похожи, но одни — звери, а другие — рыбы. Отличие — в способе формирования изображения. В LCD-проекторах, доля которых на рынке сегодня оценивается примерно в 80%, проецируемая на экран картинка формируется жидкокристаллическими (LCD) матрицами. В DLP-проекторах применяется разработанная компанией Texas Instruments технология, по которой изображение формируется матрицей из микрозеркал с управляемым углом наклона. Если к электронным чудесам мы все уже привыкли, то тут перед нами настоящее электромеханическое чудо. Каждый из миллиона экранных пикселов — это миниатюрный зайчик, пущенный крошечным подвижным зеркальцем. Раньше считалось, что DLP-проекторы позволяют создавать более контрастное изображение и лучше отражают (и ведь в буквальном смысле отражают!) его быстрые изменения, на них практически незаметен эффект пикселизации — а потому они лучше подходят для домашнего видео. LCD-проекторы, в которых световой поток используется немного более эффективно, выделялись большей насыщенностью изображения. Впрочем, преимущество это или недостаток — еще вопрос. Для презентаций, конечно, преимущество, а вот для фильмов — тут дело вкуса. Исторически на стороне LCD-проекторов — более простое обеспечение правильного баланса цветов, а также несколько меньшая стоимость. Однако обо всех этих исторических пережитках можно забыть. Сейчас обе технологии повзрослели настолько, что характерные недостатки изображения, специфичные для каждой из них (и еще пару лет назад казавшиеся существенными), сейчас почти полностью исчезли. Качество воспроизведения сигнала сильнее варьируется от модели к модели, от производителя к производителю. Среди прочих же различий двух классов проекторов стоит обратить внимание на одно, которое может показаться вам важным. В DLP-системах нижнего и среднего ценового диапазонов используется одна отражающая матрица. У LCD-проекторов матриц три. Поэтому самые компактные и миниатюрные системы весом чуть более килограмма принадлежат именно к типу DLP. Это может иметь значение, если вы этот проектор часто и помногу с собой возите, в командировки, например. Демонстрация заказчику в провинции ваших достижений — о, эта идиллическая маркетинговая пастораль! И если раньше в сумку для проектора можно было положить ноутбук, то сейчас ситуация меняется на противоположную — проектор помещается в карман ноутбучной сумки. Но миниатюризация семимильными шагами движется дальше — сейчас презентацию можно показывать с мало-мальски любого развитого карманного компьютера, снабдив его соответствующей периферийной добавкой — переходником на мониторный разъем. В целом же выбор подходящего вам проектора становится похожим на выбор монитора — вы идете в салон, смотрите несколько моделей, сравниваете их друг с другом и выбираете то, что вам в данный момент больше по душе. Но на несколько моментов хотелось бы обратить ваше внимание заранее.

Главными характеристиками проектора являются разрешение матрицы, световой поток и контрастность. Сейчас в продаже уже не встретишь проектора с разрешением ниже, чем SVGA (800x600 пикселов). В принципе, для офисных презентаций этого достаточно, ибо более мелкие детали на экране зрители просто не разглядят. Разрешение же на DVD имеет разрешение 720x480, что меньше, чем 800x600. Однако есть одно соображение, которое позволяет рекомендовать проектор с разрешением XGA (1024x768). Если вы собираетесь использовать его для показа презентаций, то готовить их лучше на мониторе с тем разрешением, какое будет на экране — это даст гарантию, что все показано будет именно так, как вы видели на компьютере. Надписи на слайдах не «поедут», а картинки не пойдут «ступенечками». Конечно, можно выставить на мониторе разрешение 800x600, но в таком работать неудобно, и скорее всего ваш монитор способен на большее — раз уж вы собрались покупать проектор. А вот в 1024x768 работать уже вполне сносно.

Несколько слов о яркости. Световой поток у проекторов измеряется в ANSI-люменах. Чем он больше, тем проектор, как правило, дороже — хотя эта тенденция сейчас опрокидывается новыми моделями с высокими техническими характеристиками и низкой ценой. Требования к яркости определяются, как правило, условиями презентаций, так как кино, опять-таки, смотрят не на ярком свету и 1000 ANSI-люмен тут хватит за глаза. А вот демонстрировать что-то публике, возможно, придется в самых неблагоприятных по свету условиях, и вы ничего не сможете с этим поделать. Для этого лучше брать яркость с «запасом». Так что если вы будете присматриваться к проекторам в салоне, лучше делать это при не менее ярком освещении, чем то, при котором вы будете использовать свою покупку. Возможно, там будет приятный полумрак — нужно попросить включить все лампы. Несколько слов о лампе самого проектора — это его главный «расходный материал», причем материал весьма дорогой (ведь этого хотят все производители, правда?). Так вот, стоит она несколько сотен долларов, а дешевых совместимых подделок на рынке что-то, увы, не видно. И не предвидится в ближайшем времени, ибо лампы для проекторов в мире делает очень малое число производителей. В проекторе, как правило, есть счетчик времени, который показывает, сколько часов лампа уже отработала и сколько ей осталось отработать до среднестатистического часа икс — обычно срок наступает после тысячи часов эксплуатации.

Следующий предмет, на который непременно стоит обратить внимание — это вентилятор, а точнее, его шум. Именно этот показатель пока отвращает от проекторов многим искушенных киноманов. Когда в воздухе по сценарию должна повисать звенящая тишина, а вместо этого в комнате что-то тихонечко жужжит... Нужно отдать должное производителям — проекторы становятся все тише и тише. Читайте и сравнивайте технические характеристики — скорее всего при покупке звенящую тишину будет воспроизвести довольно трудно и все проекторы покажутся тихими.
На собственную звуковую систему проектора обращать большого внимания не нужно. Скорее всего, в приборе будет присутствовать слабенький динамик, способный максимум на озвучивание презентации, если уж на это окажется неспособен ваш ноутбук (или КПК). О том, чтобы использовать его при просмотре фильмов, и речи быть не может. По крайней мере, в приличном обществе. И еще о кино — во многих моделях верхнего и даже среднего ценового диапазона можно встретить специализированные процессоры (как правило, фирмы Farouja), улучшающие показ быстро движущихся изображений. Проекторы попроще используют иногда совсем бесхитростные приспособления, например, самые недорогие модели Epson’а комплектуются светофильтром. Он надевается на объектив и улучшает, по мнению компании, цветопередачу. От самого объектива также зависит многое, но они сейчас, как говорится, «все хорошие». Фокусное расстояние у большинства моделей подобрано таким образом, что размер изображения равен половине дистанции от экрана до проектора — эту величину обычно можно менять в пределах 20–30% зуммированием объектива. Более короткофокусными объективами оснащаются обычно портативные проекторы, более длиннофокусными — мощные проекторы для залов (у последних, впрочем, может быть несколько сменных объективов — как у фотоаппаратов). Большие границы зума может обеспечить более сложная и качественная оптика — такую можно встретить не в самых дешевых моделях фирмы, известной также своими... фотоаппаратами.

Это, пожалуй, основные моменты, на которые стоит обратить внимание при покупке проектора. Вообще же различных нововведений, выдвигаемых вперед в рекламных материалах, не счесть — надо же чем-то отличаться от других. Любой проектор сейчас умеет корректировать вертикальные трапецеидальные искажения, которые возникают, если прибор находится ниже центра экрана или выше его (подвешен к потолку). Некоторые умеют исправлять и горизонтальные искажения — такой проектор можно просто поставить в угол, откуда он и будет показывать геометрически совершенное изображение на экране. Кстати, об экранах — увидев рекламу экранов «увеличивающих яркость в 10 раз», не обольщайтесь — чудес не бывает, и за повышение яркости изображения рефлективный экран вынуждает платить уменьшением угла обзора.

А вот на что нужно обратить внимание, так это на сервис. Поскольку лампу вам рано или придется менять, лучше заранее разузнать, как это можно сделать. Разницей в 50–100 долларов между «серым» товаром («гарантия от продавца») и «белым» (гарантия производителя и обслуживание в сервис центре) стоит пренебречь в пользу «белого». Больше — судите сами. Приятного усмотрения!  

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.