Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
02.06.2003

Новые синие грабли-Приставки и окончания -Весенние обострения -Just married -Ошибочка вышла…-Эх, яблочко, куда ты котишься… -Бумага возвращается -Итанический баг-Forward to the Рast-Восстание машин -Дырка от бублика-Лицензия на убийство-Веб-сайтская история -Ничто не пропадет!-Слегка привру…-Мое очко, и точка! -Гримасы статистики-Мартышкины труды -18 центов-В центр земли верхом на вулкане-О пользе дефектов-Тишина в зале!-Считаю до трех!

Новые синие грабли

Компании Toshiba и NEC объявили о создании двухслойного перезаписываемого диска на основе формата AOD (Advanced Optical Disc), использующего синий лазер. Технология была представлена на конференции Optical Data Storage 2003, которая прошла в середине мая в Ванкувере, Канада. Двухслойный перезаписываемый диск размером с обычный CD и толщиной 1,2 мм, вмещает 40 Гбайт информации (двухслойный носитель однократной записи — 30 Гбайт).

Очевидно, что эта разработка будет конкурировать на рынке с продукцией альянса Blu-ray, также использующей синий лазер. Преимущество технологии Toshiba/NEC в том, что для перехода на изготовление новых дисков и приводов в действующее производственное оборудование нужно внести минимальные изменения. Более того, Toshiba заявляет обратную совместимость: AOD-устройства смогут читать старые DVD- и CD-диски (стандарт Blu-ray оставляет вопросы поддержки «старых» носителей на усмотрение производителей). Ну и наконец, цена дисков и накопителей AOD обещает быть как минимум вдвое ниже, чем у Blu-ray-аналогов.

Утверждение формата AOD организацией DVD Forum пройдет в конце этого года, а первые коммерческие образцы устройств появятся уже в начале будущего. Похоже, рынку оптических накопителей не избежать повторения истории «DVD+ vs. DVD–» (см. также статью «Плюсы и минусы DVD», стр. 52). — Т.Б.

Приставки и окончания

К началу крупнейшей в «игрушечной» индустрии выставки/конференции Electronic Entertainment Expo (E3) в Лос-Анджелесе игровые консоли Sony PlayStation 2 и Microsoft Xbox практически одновременно «переквалифицировались» в медиа-центры. Для PS2 компания Mad Catz выпустила программный пакет GameShark Media Player, благодаря которому приставка стала «понимать» (на самом деле, данные транслируются на консоль с ПК через сетевой адаптер) аудиоформаты MP3 и OGG, видео DivX и MPEG, а также изображения  в формате JPG и PNG. Microsoft, в свою очередь, представила обновленный сервис Xbox Live и продукт Music Mixer, который превращает консоль Xbox в караоке-центр. Music Mixer работает на базе Windows Media Player 9 и может проигрывать аудио- и видео большинства распространенных форматов, а также автоматически «вырезать» из песен вокал. Программный пакет появится в продаже осенью по цене 40 долларов.

Чувствительным ударом для Microsoft стало объявление компании Electronic Arts о том, что в ближайший год она не намерена выпускать онлайновые версии своих спортивных симуляторов для консоли Xbox и ограничится только PlayStation 2. Два года переговоров между гигантами о взаимной поддержке завершились пшиком. Тем не менее, корпорация выдержала удар и ответила сенсационным анонсом: к маю следующего года Microsoft выпустит для Xbox как минимум двести новых игровых тайтлов самых разных жанров (в том числе и спортивных), причем тридцать из них будут созданы специально для Xbox Live.

Самой же громкой новостью, сопровождавшей открытие E3, стало сообщение Sony о намерении выпустить игровую консоль карманного формата. Конкурент Nintendo GameBoy, получивший предварительное название PSP, будет снабжен 4,5-дюймовым цветным ЖК-экраном (480x272 точки); видеосистемой, способной работать с 3D-графикой; мощным центральным процессором, изготовляемым по 90-нанометровой технологии, и стереозвуком. Игры для PSP будут поставляться на специальных оптических UMD-дисках, емкостью 1,8 Гбайт и диаметром вдвое меньше, чем у CD. «Walkman XXI века» также будет поддерживать Memory Stick и подключение по USB 2.0. Президент Sony Computer Entertainment Кен Катэраги (Ken Kutaragi, на фото) торжественно объявил, что выпуск PSP будет приурочен к десятилетнему юбилею PlayStation, в создании которой Катэраги лично принимал участие. Консоль появится в продаже только в следующем году (вероятно, в последнем квартале), цена пока неизвестна.

Президент Nintendo Сатору Ивата (Satoru Iwata) явно покривил душой, когда заявил в ответ на анонс PSP, что его компания не боится конкуренции со стороны Sony: PSP в любом случае появится слишком поздно и будет стоить чересчур дорого, чтобы вытеснить GameBoy. Nintendo сдаваться никак не собирается: на GameBoy Advance, например, в ближайшее время появится популярнейший хит «The Sims». Однако Nintendo, помимо Sony PSP, стоит опасаться и еще одного конкурента. Седьмого октября финская Nokia начинает продажи своего N-Gage — гибрида телефона, игрового наладонника и MP3-плейера с крайне агрессивной ценой в 300 долларов. Первой игрой для N-Gage станет 3D-шутер «Red Faction» от компании Monkeystone Games. — Т.Б.

Весенние обострения

Вслед за эпопеей с переименованием выставки Macworld Expo и компании Dell (см. «КТ» #492) о смене вывески объявил известный разработчик и издатель компьютерных игр Infogrames. Руководство французско-американской компании заявило, что намерено «припасть к корням» игровой индустрии и сменить название фирмы на «Atari».

Нынешнее поколение геймеров, выращенное на гигагерцовых процессорах, мощных консолях и DVD-игрушках «весом» в несколько гигабайт, вряд ли много знает об этой компании, хотя наверняка знакомо с издательским лэйблом Atari, выпустившим тот же Unreal Tournament 2003. В начале 1970-х команда программистов-инженеров Atari во главе с Ноланом Башнилом (Nolan Bushnell) создала культовую игру «Pong» — простейшую аркаду, компьютерный вариант настольного тенниса. Популярность автоматов «Pong» была столь велика, что в них пришлось устанавливать более вместительный контейнер для монет. Позднее Atari успешно выступила на рынке домашних игровых консолей и персональных компьютеров, но в середине 1980-х звезда фирма стала закатываться. Infogrames, созданная во Франции в 1983 году, получила права на брэнд Atari в начале 2001 года, купив Hasbro Interactive (которой, в свою очередь, захиревшая к тому времени «легенда видеоигр» досталась вместе с корпорацией JTS). Осенью того же года Atari получила статус самостоятельного подразделения.

Трудно сказать, помогает ли Infogrames смена названия, но дела у новоиспеченной Atari явно идут в гору. Недавно фирма закончила работу над самой ожидаемой игрой этой весны — «Enter the Matrix», созданной по мотивам фильма «Матрица: Перезагрузка». После объявления о завершении работы над проектом акции компании выросли на 130%. Игра издана рекордным тиражом — 4 млн. экземпляров, причем фирма не без оснований рассчитывает полностью распродать его за месяц.

2 июля, одновременно с премьерой «Терминатор 3: Восстание машин» появится одноименный экшн Atari. Главный герой игры будет точной копией Шварценеггера-Терминатора, его озвучиванием также займется сам непобедимый Арнольд (участвующий и в рекламной кампании проекта, на фото). Разработчики обещают кинематографическую детализацию игры, действие которой развернется как в будущем — в развалинах Лос-Анджелеса, так и в недалеком прошлом и настоящем.

И наконец 12 мая Atari объявила о совместной с DreamWorks и Intel разработке еще одного потенциального хита «Синдбад — легенда семи морей», по мотивам одноименного мультфильма, выходящего в американский прокат 2 июля. На полках американских магазинов игрушка появится в октябре. — Т.Б.

.

Just married

На лос-анджелесской выставке/конференции Е3 объявлено о создании новой студии «интерактивных развлечений» Tiger Hill Entertainment (www.tigerhillgames.com), образованной популярным кинорежиссером Джоном Ву (фильмы «A Better Tomorrow», «Hardboiled», «Face/Off», «Mission Impossible 2») и его партнером Теренсом Чангом (Terence Chang). Расквартированный в Санта-Монике (Калифорния), стартап незамедлительно заявил о намерении перевернуть все сложившиеся в жанре видеоигрового экшна традиции, причем совместно с японским гигантом Sega. Обе компании пришли к долгосрочному соглашению о разработке и изданию видеоигр, основанных на «принадлежащих Джону Ву и Sega лицензиях». Сами партнеры полагают это соглашение первым прецедентом «встречи на Эльбе» игровой и кинематографической индустрий с целью «внедрения оригинальных идей в новые игровые тайтлы». Если дело пойдет, не исключается и выход на прочие рынки развлечений — например, традиционных игрушек и комиксов.

Далее, как водится, последовали обмен любезностями и обсуждение планов мирового господства. «Учитывая врожденную кинематографичность видеоигр, давно пора наводить мосты между кино- и игропроизводителями, чтобы создать что-нибудь совершенно новое в жанре. Партнерство Tiger Hill Entertainment и Sega как раз и послужит этой цели», — сказал Ву. А Шинобу Тойода (Shinobu Toyoda), исполнительный вице-президент стратегии и развития бизнеса американского подразделения Sega, был более конкретен: «Отличный вкус Джона к боевикам и его феноменальное искусство рассказчика вкупе с инновационным подходом Sega к процессу разработки игр поможет нам создать будущее индустрии экшн-игр». Ни больше ни меньше.

А пока что на сайте Tiger Hill значатся — своеобразной «декларацией о намерениях» — всего три игровых тайтла: «Sinner», «Burglar» и «Stranglehold», сюжет каждого из которых полностью укладывается в пару коротких предложений и по сложности не отличается от ранних фильмов того же Ву. Словом, итог предприятия будет зависеть от того, пойдет ли дело и будет ли в него вложено достаточно денег (слава богу, с этим у Sega вроде бы все в порядке). В противном случае мы получим еще одного «разработчика» — наподобие игровой компании Вина Дизеля, — исправно клепающего второсортные поделки по не самым залежалым, казалось бы, лицензиям… Обычное дело в наше время. — Н.Д.

Ошибочка вышла…

Медиа-ассоциация RIAA принесла свои извинения государственному университету Пенн за ошибочное обвинение в попустительстве пиратству студентов. Недавно это учебное заведение получило от RIAA гневное письмо с обвинением в нарушении закона Digital Millennium Copyright Act и требованием немедленно убрать с сайта факультета астрономии и астрофизики незаконные копии музыкальных файлов в формате MP3.

После тщательного изучения содержимого сервера системный администратор факультета направил в RIAA электронное письмо с сообщением, что ftp-сервер не содержит никаких пиратских материалов. Выяснилось, что причиной «наезда» послужил один-единственный файл в формате MP3 — и тот совершенно законный. «Пиратской» защитники авторских прав сочли запись лекций профессора Питера Ашера (Peter Usher). Просканировав сервер и обнаружив файл с именем известного певца (Usher.mp3), сотрудники RIAA приняли его за музыкальную композицию и, даже не прослушав, направили претензии «нарушителю».

Извинившись, RIAA объявила, что в «благодарность за понимание» направит профессору Ашеру компакт-диск с последним альбомом его тезки. — Т.Б.

Эх, яблочко, куда ты котишься…

Программный пакет iTunes 4, выпущенный компанией Apple в конце апреля вместе с тремя новыми моделями плейера iPod, официально предназначается лишь для управления персональными цифровыми фонотеками. Помимо воспроизведения и кодирования музыкальных композиций, с его помощью можно также «меняться» музыкой: функция share позволяет владельцу фонотеки открыть к ней доступ другим пользователям, работающим в той же локальной сети. Музыка при этом передается не целым файлом, а в виде потока, так что сохранить чужие записи нельзя.

Но не прошло и двух недель с момента выпуска продукта, как в сети один за другим начали появляться сайты, предоставляющие услуги… обмена музыкой через тот самый iTunes (см., к примеру, spymac.com/music). Оказалось, что, поковырявшись с настройками программы, можно разрешить доступ к собственной фонотеке не только пользователей локальной сети, но и всех желающих из Интернета. Что тому виной — ошибка программистов Apple или сознательно оставленная лазейка — сказать сложно, компания никак не комментирует происходящее. Но сути это не меняет: на сегодняшний день через несколько таких веб-сервисов (собирающих адреса пользователей iTunes, добровольно открывающих свои фонотеки) свободно доступны уже десятки тысяч композиций. Звукоиздателей, как обычно, никто не спросил. Единственная проблема — необходимость наличия у владельца фонотеки достаточно быстрого соединения с Интернетом, поскольку композиции передаются в виде потока. Впрочем, судя по числу «яблочных» радиостанций, плодящихся в Сети как грибы после дождя, с широкополосным доступом у Мак-пользователей все в порядке.

Ну а чтобы у iTunes-вещателей не возникало перебоев со свежим контентом, в конце апреля Apple открыла онлайновый музыкальный магазин iTunes Music Store. Сервис предлагает более 200 тысяч композиций в формате ACC по 99 центов за каждую. Купленные треки можно использовать без всяких ограничений — загружать в плейеры, записывать на CD и т. д. За первые 24 часа работы было продано более 300 тысяч треков, а за неделю пользователи приобрели более  миллиона (!) композиций. Стив Джобс назвал такой старт огромным прорывом: Apple и ее музыкальные партнеры рассчитывали на продажу миллионного трека лишь спустя месяц со дня открытия сервиса. — Е.З.

Бумага возвращается

Американская компания E Ink, разработчик технологии «электронных чернил», представила очередное свое достижение — гибкий ультратонкий дисплей, своего рода прототип «электронной бумаги». Демонстрационный образец диагональю в три дюйма имеет толщину 0,3 мм (то есть всего в несколько раз толще обычного бумажного листа) и позволяет скручивать себя в рулон диаметром 3 см — естественно, без ущерба для работоспособности.

Технология E Ink построена на электростатическом принципе: каждый пиксел представляет собой крохотную капсулу с частицами белой и черной красок внутри. Попадая в электрическое поле, частицы распределяются по стенкам капсулы, окрашивая ее в тот или иной оттенок серого (подробнее см. «КТ» #442). Поместив матрицу таких капсул на подложку из транзисторов, выполненных по тонкопленочной технологии, и стальную фольгу, исследователи и получили «электронную бумагу», текст на которой может читаться практически под любым углом, а сформированное изображение сохраняется после снятия напряжения до 10 минут. Максимальная частота обновления картинки не превышает четырех герц (при разрешении 96 точек на дюйм), но создатели устройства уверены, что это препятствие удастся обойти, сделав возможным вывод на таком дисплее не только статичного текста и графики, но и цветных движущихся изображений. На решение этой задачи, вероятно, потребуется несколько лет, но поставки первых продуктов, использующих технологию электронных чернил, E Ink вместе с партнером — компанией Philips — намерены начать уже в 2004 году.

Пока же выпускаемые электронные книжки используют LCD-матрицы, как, например, sigma book, представленная компанией Matsushita Electric. Полукилограммовое устройство формата A4 (в раскрытом виде) содержит два монохромных дисплея, каждый разрешением 1024x768, и слот для карт SD. Питается аппарат от двух батарей AA, которых, по заявлению производителя, хватает на несколько месяцев работы. Такой впечатляющей экономии Matsushita удалось достичь за счет использования LCD-панелей особой конструкции, практически не потребляющих энергии при отображении статичной картинки. Начало продаж sigma book в Японии намечено на осень этого года, позже планируется начать поставки в Китай, огромный образовательный рынок которого является главной целью Matsushita. Стоимость устройства — около 250 долларов. — Е.З.

Итанический баг

Компания Intel объявила об обнаружении схемного бага в своем флагманском серверном продукте — 64-разрядном процессоре Itanium 2. При обработке специфического набора инструкций в определенной последовательности возможно появление ошибок и зависаний.
Каково число бракованных чипов — неизвестно, но проблема касается как 900-мегагерцовых, так и гигагерцовых процессоров Itanium 2 на ядре McKinley. Избежать появления ошибок можно путем снижения тактовой частоты процессора до 800 МГц, — для этого Intel выпустила специальный патч. Кроме того, корпорация объявила, что готова заменить чипы обратившимся к ней клиентам (хотя формального отзыва процессоров не последует).

Известие вызвало небольшой переполох среди поставщиков серверов: IBM, лишь недавно начавшая продажи x450 — своего первого сервера на базе Itanium 2, — приостановила поставки. Большинство других вендоров, впрочем, ограничились более тщательным предпродажным тестированием машин. — Т.Б.

Forward to the Рast

Казалось, времена, когда непуганый юзер охотно кликал на любые неизвестно-откуда-полученные аттачи уже давно минули. Ан нет. В начале мая в отчетах о вирусной активности неожиданно вынырнул сетевой червь Fizzer. Согласно оценкам Лаборатории Касперского, по количеству инцидентов он вплотную приблизился к многолетнему лидеру вирусных хит-парадов червю Klez, прочно заняв второе место. Самое интересное, что Fizzer не использует никаких головокружительных трюков, он заражает компьютеры испытанным дедовским способом — только если пользователь самостоятельно запустит исполняемый файл с вирусным кодом. Создается впечатление, что возвращаются старые добрые времена, когда люди «велись» на файлы с интимными снимками звезд и программы для «зарабатывания миллиона».

Распространяется Fizzer по электронной почте и файлообменной сети KaZaA. Последняя «фича», кажется, уже вошла в правила хорошего вирусописательского тона, благо реализовать ее несложно — достаточно скопировать червя в каталог KaZaA под броскими именами типа «WarCraft X: the new version.exe». Не обошлось и без побочных эффектов, где Fizzer пошел гораздо дальше большинства своих сородичей. Червь устанавливает на компьютер клавиатурный жучок, который записывает все нажатия клавиш и отсылает их злоумышленникам при помощи backdoor-программы через irc-каналы и по открытым портам http- и telnet-протоколов. Ко всему прочему это троянское разнообразие дополнено функцией удаленного обновления (вирус скачивает новые версии исполняемых модулей со странички, хостящейся на Geocities) и нейтрализации антивирусных программ — Fizzer ищет в памяти активные процессы антивирусов и закрывает их. — Д.З.

Восстание машин

По сообщению нескольких информационных агентств 12 мая в результате компьютерной ошибки в своем автомобиле едва не погиб министр финансов Таиланда Шучарт Яовисидха (Suchart Jaovisidha). Элитная модель BMW, на которую министр пересел всего два дня назад, из-за сбоя бортового компьютера на базе Windows CE (на фото) застопорилась на дороге, когда Шучарт направлялся на важное совещание представителей центральных банков из семнадцати стран мира. В машине выключился двигатель, вырубился кондиционер, заблокировались двери и окна.

Попав в ловушку, министр с водителем отчаянно сигналили прохожим (к счастью, клаксон работал), но прошло целых десять минут, пока им удалось объяснить любопытствующим, чтобы те разбили пуленепробиваемое стекло. Как рассказал сам Шучарт, доступ воздуха в автомобиль прекратился, и к концу заточения пленники еле дышали. К счастью, прохожие все же поняли, в чем дело, и позвали на помощь охранников из ближайшего здания, с трудом высадивших окно кувалдой.

Вина бортового компьютера, впрочем, пока не доказана. Представители BMW в Таиланде заявили, что компьютер здесь ни при чем, а произошел «обычный» сбой электронной системы управления. — Е.З.

Дырка от бублика

The People’s Solidarity for Participatory Democracy (PSPD) — южнокорейская общественная группа, объединяющая полторы тысячи компьютерных пользователей и около сотни владельцев Интернет-кафе, подала иск против местного подразделения компании Microsoft. PSPD считает, что софтверный гигант должен ответить за последствия эпидемии компьютерного червя SQL Slammer (он же Helkern), случившейся нынешней зимой и на какое-то время отрезавшей многих южнокорейских пользователей от Сети (см. «КТ» #478). Slammer использовал дыру в системе безопасности Microsoft SQL Server 2000 — по мнению истцов, корпорация должна была разослать патч к своему продукту всем его покупателям. Кроме Microsoft в числе обвиняемых в исковом заявлении значатся один из местных Интернет-провайдеров и Министерство информации страны.

PSPD уже несколько месяцев угрожала иском, но в то, что его все-таки подадут, мало кто верил — ведь, согласно пользовательскому соглашению на программные продукты Microsoft, корпорация не несет никакой ответственности за любые последствия их применения. Тем более что софтверный гигант еще за полгода до эпидемии опубликовал соответствующую заплатку к SQL Server. Но активисты PSPD ссылаются на действующий в Южной Корее закон, обязывающий производителя некачественного продукта компенсировать потребителям нанесенный ущерб. Как отмечают юристы, труднее всего будет доказать, что это правило распространяется и на программное обеспечение. — Е.З.

Лицензия на убийство

Промышленная группа Auto ID Center, оказывающая полупроводниковой индустрии помощь в разработке единых стандартов на чипы радиоидентификации (RFID), объявила, что начиная с лета текущего года ведущие изготовители подобных микросхем — Philips Semiconductor, Alien Technology, Matrics и др. — станут выпускать их с опцией выключения (kill switch). Одновременно корпорация Philips, один из главных спонсоров Auto ID Center, сообщила, что уже имеет в наличии прототипы таких устройств, а до конца нынешнего года планирует запустить производство «умных ярлыков» новой конструкции, которые невозможно реактивировать после выключения.

Вся эта инициатива предпринята, по сути дела, ради успокоения общественности, озабоченной посягательством новой технологии на тайну личной жизни. Как известно, «умные бирки» на базе крошечных RFID-чипов сильно упрощают автоматизацию отслеживания товаров на этапе производства, сбыта и розничной продажи, однако затем позволяют дистанционно считывать разного рода информацию уже с покупателя этих товаров, причем без его ведома. При чипах-ярлыках новой конструкции мыслится, что продавцы будут спрашивать у покупателей, хотят ли они «убить» RFID на своей вещи или же оставить чип ради упрощения, к примеру, процедур возврата/обмена товара. Или, скажем, ради дальнейшей «интеллектуальной эксплуатации» дома, поскольку одежда с такой биркой может в будущем сама информировать стиральную машину, в каком режиме ее стирать, а еда — сообщать микроволновой печи, как долго и при какой температуре ее следует готовить.

Можно не сомневаться, что многие покупатели действительно не захотят уничтожать столь «крутую фишку», особенно если продавец еще и пообещает скидки при дальнейших покупках. Однако правозащитники настаивают, что RFID-чипы все же необходимо по умолчанию «убивать» при продаже, и лишь при явно высказанном желании покупателя — оставлять их в активированном состоянии. — Б.К.

Веб-сайтская история

Один погибший и двое раненых — такую цену пришлось заплатить жителям Кливленда за драму, развернувшуюся первоначально в виртуальном пространстве.

Все началось несколько лет назад, когда городской житель по имени Вишванат Хэлдер (Biswanath Halder, на фото), имевший среди соседей репутацию чудака, обнаружил, что бесследно исчез его веб-сайт, которому он отдавал все свободное время. Огорчение несчастного поистине не знало границ: ведь потерянные файлы были для него много большим, чем обычная домашняя страница. В своих онлайновых текстах Хэлдер излагал основы личной философской системы, призванной, по его убеждению, принести пользу всему человечеству, решив его основные проблемы и побудив народы к мирному сосуществованию.

Все свое негодование бывший «сайтовладелец» обрушил на подозреваемого в святотатстве системного администратора местного университета Шона Миллера (Shawn Miller). Именуя своего врага не иначе, как исчадьем ада, Хэлдер чуть ли не ежедневно подавал на него жалобы в различные инстанции, включая мэрию, ФБР и даже сенатский комитет по правосудию. Впрочем, результата его попытки не возымели — поскольку никаких доказательств вины Миллера у истца не было, чиновники всех рангов спускали дело «городского сумасшедшего» на тормозах.

Не найдя сочувствия в официальных органах, Хэлдер решился на крайнюю меру: заявившись в университет, где работал ненавидимый им сотрудник, с огнестрельным оружием, он вошел в здание бизнес-школы, открыл огонь и захватил несколько заложников. Полиция в течение семи часов вела переговоры с террористом, но ничего не добившись, решилась на штурм, в результате которого Хэлдер был ранен и препровожден за решетку.

Дальнейшая судьба виртуального «спасителя человечества» пока неясна. Не исключено, что он будет оправдан по причине невменяемости. — Д.К.

Ничто не пропадет!

Британец Стюарт Робертсон (Stuart Robertson), несколько лет назад аннулировавший одну из своих кредиток MasterCard, выпущенную Clydesdale Bank, был немало удивлен, когда обнаружил, что номер его старой карты по-прежнему используется. Теоретически номер каждой банковской карты после уничтожения оной (по истечении положенного срока использования или по желанию владельца) также должен вычеркиваться из реестра ее эмитента. Однако с вышеупомянутой картой все оказалось иначе.

Робертсон, узнавший об этом случайно, не ограничился лишь констатацией факта и пошел дальше: при помощи веб-интерфейса сайта Clydesdale он сумел получить доступ к банковскому счету человека, который использовал эту карту. Для этого понадобилось всего лишь угадать новый срок ее действия — что потребовало чуть больше двух десяток попыток (несколько последовательных ошибок при указании срока действия карты, в отличие от ее номера, часто не диагностируются как попытка взлома). Затем Робертсон перевел с чужого счета на свой некую символическую сумму и после этого обратился к администрации банка.

История попала в британскую прессу, в результате чего представитель Clydesdale (далеко не самого захудалого банка Туманного Альбиона — он насчитывает 274 отделения) вынужден был объясняться публично. Оказывается, процедуру выпуска новых карт банк поручил неназванной аутсорсинговой компании, которая по непонятным причинам повторно использовала старые номера. Clydesdale немедленно порвал контракт с этой компанией, но, по словам представителя банка, ее услугами пользуется еще немало крупных финансовых учреждений. Так что истории о «реанимированных» номерах кредиток мы, возможно, еще услышим. — Е.З.

Слегка привру…

Глобальный кризис в IT-секторе и сокращение рабочих мест приводит к тому, что при приеме на работу большинство специалистов не прочь приукрасить свою трудовую биографию. К такому выводу пришла компания The Risk Advisory Group (TRAG), изучив около трех тысяч резюме и заявлений о приеме на работу, поданных в последнее время в США.

Исследование по всем отраслям показало, что более чем в половине документов содержатся неточные сведения либо умалчиваются некоторые важные факты. При изучении же заявлений от кандидатов из IT-сектора выяснилось, что недостоверными являются более 70% резюме. Чаще всего утаиваются причины увольнения с прошлого места работы и приписывается несуществующий опыт. Любопытно, что IT-специалисты в три раза чаще, чем работники других отраслей, предпочитают не упоминать, что занимали на предыдущем месте работы руководящую должность. Так поступили 43% соискателей из hi-tech-сектора — кому хочется признаваться в том, что был у штурвала потерпевшего крушение судна?
В общем, по данным TRAG, за прошлый год количество недостоверной информации в резюме выросло на 15%. — Т.Б.

Мое очко, и точка!

Трудно представить новость оригинальнее, чем известие о «революционной» разработке Microsoft — высокотехнологичных передвижных туалетных кабинках iLoo (WWW.C) с доступом в Интернет (см. «КТ» #492). Однако сетевые СМИ таки смогли добавить в нее еще немного перца, опубликовав письмо дизайнера Эндрю Кьюбита (Andrew Cubitt), который обратился в журнал Inquirer за помощью в защите своей интеллектуальной собственности. Эндрю заявил, что создал киберсортир еще два года назад и не раз представлял его на разного рода выставках, в последний раз — в начале апреля на лондонской Ideal Home Show (см. «КТ» #488). Ясно, что подобные идеи витают в воздухе еще с момента появления холодильников и стиральных машин с подключением к Сети, но в случае с Эндрю получилось уж как-то совсем нехорошо. Даже название у его разработки и детища британской MSN схожее; более того, в пресс-релизе корпорации, по словам Эндрю, содержатся те же самые формулировки, что и в его рекламном проспекте.

В самой же Microsoft, после того как сообщения о ее новации опубликовали чуть ли не все сетевые СМИ, поспешили от всей этой сомнительной истории откреститься, заявив, что iLoo — не более чем первоапрельская шутка: дескать, объявление о выпуске Интернет-туалета было сделано британским подразделением MSN, дабы привлечь внимание как можно большего числа потенциальных клиентов. А когда публика раскопала в кэше Google вполне серьезный «туалетный» пресс-релиз (который в начале мая убрали с сайта компании, см. скриншот), в Microsoft еще раз сменили позицию. Согласно последней версии, проект iLoo действительно существовал, но в настоящее время закрыт.
Кьюбит может спать спокойно… — Т.Б.

Гримасы статистики

Забавную кампанию в онлайне под названием «Национальный IQ-тест» проводит в Британии новостное агентство BBC. Принять участие в смотре интеллекта может любой желающий, зарегистрировавшийся на сайте www.bbc.co. uk/testthenation.

Результаты «умственного забега» определяются как в индивидуальном зачете (где первенствует некий Джон Мид со 149 баллами), так и в «командном» — по областям, профессиям, хобби и т. д. Среди представителей британских регионов самыми «умными» по результатам теста значатся североирландцы, набравшие в среднем 106 баллов, за ними с разницей в один балл идут шотландцы, англичане и валлийцы. В том же порядке расположились и жители столиц этих регионов. Любители классической музыки (111 баллов) на 10 баллов обскакали поклонников попсы, а среднестатистический коммерсант (111 баллов) оказался на 19 баллов «умнее» механика.

Любопытно, что с ростом годового заработка тестируемых их интеллект идет на убыль, а представители «пьющей» категории граждан показали более высокий результат, чем те, кто не берет в рот спиртного (107 и 100 баллов соответственно). Отмечено также, что  участники тестирования, весившие при рождении больше, как правило, оказались умнее. Вероятно, этим отчасти и объясняется успех жителей Северной Ирландии: ведь именно там, по статистике, рождаются самые упитанные британские младенцы. — Д.К.

Мартышкины труды

«Если раздать по пишущей машинке бесконечному числу обезьян и заставить их стучать по клавишам, то рано или поздно им удастся напечатать полное собрание сочинений Шекспира», — это утверждение приписывается известному английскому физиологу XIX века Томасу Хаксли (Thomas Huxley). Впоследствии эта оригинальная метафора неоднократно цитировалась в солидных монографиях по теории вероятности, а Чарльз Дарвин пользовался ею при отстаивании краеугольных положений своего эволюционного учения.

Английские исследователи из Плимутского университета решили проверить силу «обезьяньей теории» на практике, устроив необычный перформанс в Пэйнтонском зоопарке. Правда, по вполне понятным причинам масштабы эксперимента пришлось подсократить: в роли машинисток выступили шестеро черных макак с острова Сулавеси, использовавших в качестве наборного устройства один на всех персональный компьютер. С учетом агрессивного характера «юзверей» хрупкий агрегат был заключен в пластиковый корпус.

Оставшись наедине с загадочным предметом, озадаченные приматы поначалу не проявляли особого интереса к литературному труду — куда сильнее их привлекала деятельность по ароматизации нового аксессуара своего обиталища. Впрочем, освоившись, макаки начали понемногу стучать по клавишам. К сожалению, надежды на шекспировские цитаты не оправдались: несмотря на то что в течение месяца «литературное наследие» макак перевалило за четыре страницы, ни одного разумного слова в груде напечатанного исследователям разыскать, увы, не удалось. При этом стиль обезьяньего письма оказался весьма далек от классицизма — строки грешили многочисленными повторениями символов. Наибольшую популярность у макак снискала буква S, с большим отрывом опередившая другие часто встречающиеся символы — A, J, L и M.

«Очевидно, что английский не является основным языком подопытных», — иронически заметил по этому поводу шеф экспериментаторской группы Майк Филипс (Mike Philips). И добавил: «Любопытно, что макак чрезвычайно заинтересовало изображение на мониторе, а также тот факт, что набиваемые ими на клавиатуре буквы тут же появляются на нем».

Одним из спонсоров затеи выступил художественно-познавательный проект Vivaria, цель которого — изучение  различий между особенностями поведения живых и искусственных организмов. На сайте www.vivaria.net/experiments/ notes/documentation можно найти коллекцию фотографий макак-«юзеров», снятых с помещенных в вольере веб-камер. А вот полное собрание сочинений членов обезьяньего «литобъединения» в онлайн не попало — похоже, организаторы эксперимента со временем планируют выпустить его в свет отдельной книгой. — Д.К.

18 центов

Именно такой монеты не хватает современной американской денежной системе, чтобы на целых 17% увеличить эффективность мелких денежных расчетов. К этому выводу после долгих вычислений пришел специалист по компьютерным наукам Джефри Шаллит (Jeffrey Shallit) из Университета Ватерлоо.
Сегодня в Америке в ходу всего четыре разные монетки достоинством в один, пять, десять и двадцать пять центов. Поэтому чтобы сдать с доллара, например, 71 цент сдачи, потребуется минимум пять монет, а в среднем каждый платеж в пределах доллара требует 4,7 монеты.

Что нужно изменить, чтобы меньше возиться с мелочью? Задавшись таким вопросом, ученый подсчитал, что существует две оптимальные комбинации из четырех монет в 1, 5, 18 и 29 центов, а также 1, 5, 18 и 25 центов, которые в среднем потребуют лишь 3,89 монетки на одну операцию. Последняя комбинация выгоднее — достаточно лишь изъять из обращения десятицентовик и заменить его монетой достоинством в восемнадцать центов.

Результат, конечно, любопытный, но Федеральный банк США вряд ли воспользуется советом Шаллита. Необычная монета наверняка затруднит большинству американцев мысленный поиск оптимальной комбинации сдачи. — Г.А.

В центр земли верхом на вулкане

Удивительный, но довольно реалистичный способ добраться до ядра Земли предложил профессор Дэвид Стивенсон (David J. Stevenson) из Калифорнийского технологического института в Пасадене. Зонд размером с грейпфрут сможет за неделю достичь цели, и для этого, по предварительным оценкам, нужно лишь около ста тысяч тонн жидкого железа и несколько мегатонн энергии.

В своем сообщении, опубликованном в журнале Nature, ученый справедливо отмечает, что о далеком космосе мы знаем гораздо больше, чем о строении матушки земли. Скудные данные, полученные благодаря сейсморазведке и другим геофизическим методам, явно недостаточны для понимания строения планеты.

Ученый воспользовался хорошо развитой теорией движения магмы в вулканических аппаратах и предложил создать «вулкан наоборот». По расчетам, если сформировать, например, с помощью взрыва разлом в земле и залить в него около ста тысяч тонн жидкого железа, то такая металлическая «капля» начнет тонуть, проплавляя канал в земной коре и мантии за счет того, что плотность железа больше, чем у окружающих пород. По мере погружения энергия гравитации будет переходить в тепло и не даст железу остыть. На дне «капли» можно поместить тяжелый тугоплавкий зонд, который сможет измерить давление, состав, проводимость и другие параметры окружающих пород и передать их на поверхность с помощью звуковых волн. Сто тысяч тонн железа в мире выплавляют каждый час, а затраты энергии на весь проект не превышают эквивалента нескольких мегатонн тротила, которые уже не раз взрывали в ходе подземных ядерных испытаний. Правда, поскольку точных данных о строении глубин земли нет, эти цифры для надежности лучше увеличить на один-два порядка, но и в этом случае расходы на проект будут сопоставимы с затратами на рядовую космическую программу.

Пока трудно сказать, удастся ли убедить правительства выделить деньги на подобный научный проект. Не ясно также, удастся ли преодолеть и технические трудности, например, при создании зонда с электроникой, работающей в окружении расплава с температурой несколько тысяч градусов. Однако за последние несколько десятилетий многие фантастические проекты стали реальностью. — Г.А.

О пользе дефектов

В Йельском университете удалось создать светодиоды из арсенида галлия, способные излучать на длине волны около полутора микрон и переключаться с частотой несколько терагерц. Эти устройства смогут заменить диоды из фосфида индия в оптоволоконных системах связи, сделав их быстрее и дешевле.

Сегодня в оптоволоконном телекоммуникационном оборудовании, работающем на больших расстояниях, применяют дорогие светодиоды из фосфида индия, выращенные на кремниевой подложке. Этот полупроводник эффективно излучает в инфракрасной области спектра с длиной волны 1,3–1,5 мкм, в которой оптические волокна наиболее прозрачны. Арсенид галлия гораздо дешевле, широко используется, но излучает слишком «энергичные» фотоны с длиной волны 0,85 мкм.

Ученым удалось модифицировать арсенид галлия так, чтобы он стал излучать в нужной области спектра, организовав так называемые мышьяковые дефекты замещения (атом мышьяка внедряется в позицию атома галлия). Первые образцы подобных светодиодов излучают еще недостаточно эффективно для практического применения, но развитая авторами модель предсказывает, что параметры устройств могут быть значительно улучшены.

Ряд компаний, включая IBM, уже заинтересовался новой разработкой, и, возможно, помощь промышленных гигантов приведет к быстрому прогрессу и внедрению арсенид-галлиевой технологии. — Г.А.

Тишина в зале!

Группа американских ученых из Йельского университета разработала методику избавления больных шизофренией от слуховых галлюцинаций. Любопытно, что новая технология лечения, получившая название «трансчерепная магнитная стимуляция» (transcranial magnetic stimulation), носит сугубо эмпирический характер и механизмы ее воздействия на мозг пока не поняты. Описание этой исследовательской работы опубликовано в последнем номере сборника Archives of General Psychiatry.

Шизофрения считается одной из самых загадочных человеческих болезней. Большинство специалистов считает, что корни этого недуга следует искать в генетической предрасположенности и неизвестных пока факторах влияния окружающей среды. Однако природа шизофрении и методы ее лечения продолжают оставаться предметом оживленных дискуссий и столкновений разнообразных теорий, зачастую не согласующихся друг с другом.

Исследования, проведенные в последние несколько десятилетий, показали, что мозг страдающего шизофренией человека, как правило, заметно отличается от мозга здоровых людей. Ярчайший тому пример — слуховые галлюцинации, которые интенсивно и почти ежедневно переживают, по некоторым подсчетам, порядка 75% шизофреников. Новейшие методы компьютерного сканирования мозга, такие как позитрон-эмиссионная томография и ЯМР-метод (ядерно-магнитный резонанс), убедительно показывают, что во время галлюцинаций у больных активизируются область Вернике, отвечающая за восприятие речи, и область Брока, участвующая в функциях воспроизведения речи. Другими словами, мозг больного ведет себя так, как у здорового человека при беседе. Как интерпретировать это поведение — непонятно: одни считают, что «голоса», звучащие в голове, — это реальные фрагменты слуховой памяти мозга; другие — что это «озвучивание» внутренних мыслительных диалогов больного, который беседует сам с собой.

Как бы то ни было, около 80% больных воспринимают эти голоса как «очень реальные», свыше 70% — как «обычно враждебные» или даже как акты «ментального изнасилования», приводящие к сильнейшей депрессии и самоубийствам. Лекарств, помогающих излечиться от слуховых галлюцинаций, пока не существует, но группе ученых из Йельского университета под руководством психиатра Ральфа Хоффмана (Ralph Hoffman) удалось создать технологию для временного избавления больных от этой напасти. С помощью ЯМР-сканирования индивидуально для каждого человека определяется область мозга, активизирующаяся при слуховых галлюцинациях, затем эту зону облучают низкочастотными электромагнитными импульсами специальной установки. Как показали эксперименты, воздействие в течение 130 минут (суммарно за девять дней) подавляет слуховые галлюцинации на срок от трех месяцев до года, при этом каких-либо побочных эффектов не обнаружено. — Б.К.

Считаю до трех!

Полку видов животных, считающих «в уме», кажется, прибыло: группа американских биологов обнаружила зачатки арифметических способностей у саламандр.

В ходе «экзамена», проходившего в одной из лабораторий университета Луизианы, подопытным саламандрам было предложено на выбор две пробирки с их излюбленным лакомством — дрозофилами. В одну из пробирок были помещены две мушки, а в другую — три. К удивлению исследователей, их подопытные всегда безошибочно выбирали пробирку, содержащую больше корма. Правда, на этом способности к счету у амфибий иссякли — рубеж в четыре мухи явился для них непреодолимой преградой. Любопытно, что такими же скромными достижениями могут похвастаться и общепризнанные «интеллектуалы» — обезьяны.

Открытие способности к счету у амфибий стало настоящим откровением для экспериментаторов: до сих пор считалось, что подобная деятельность по плечу лишь приматам. Как отмечают исследователи, результаты эксперимента позволяют предположить, что ответственные за счет участки мозга сформировались в ходе эволюции позвоночных как минимум 28 миллионов лет назад, — гораздо раньше, чем считалось до сих пор.

Впрочем, некоторые оппоненты луизианских биологов не исключают, что причиной поразительных результатов опытов является отнюдь не «математический дар» саламандр. «А если количество насекомых в пробирке определялось амфибиями по уровню издаваемого ими шума?» — говорят скептики. Так что окончательно вопрос о способностях саламандр к счету, вероятно, решится в ходе одной из будущих «переэкзаменовок». — Д.К

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.