Во всем виноват Линус (Итоги недели с 26.05 по 1.06.2003)
АрхивИтоги неделиЧей UNIX? -Торвальдса под суд! - Пингвины для Мюнхена - Как взломать провайдера - Мой адрес не дом и не улица... - Нету места на орбите - Играть, чтобы жить
Беспрецедентных масштабов скандал вокруг операционной системы Linux, раздутый компанией SCO Group, на минувшей неделе благополучно продолжал раздаваться в размерах. Однако, к основным действующим лицам (правдоискательница SCO, обвиняемая в краже чужой интеллектуальной собственности IBM и, собственно, сама свободная ОС, якобы, включающая куски кода, принадлежащие SCO) подключились ещё несколько сторон. Прежде всего, с громким заявлением выступила компания Novell: по словам её представителя, все утверждения о том, что SCO владеет правами на операционную систему UNIX, не соответствуют действительности. На самом деле пресловутые права эти как принадлежали, так и принадлежат самой Novell. В Novell знают, что говорят - ибо именно эта компания предоставила SCO (бывшей Caldera) лицензию, дающую возможность использовать наработки (патенты и копирайты), касающиеся UNIX и даже лицензировать их дальше. Однако, лицензия Novell не даёт SCO всей полноты власти над кодом и торговой маркой UNIX. И теперь Novell не исключает даже подачи собственного судебного иска против SCO, дабы хоть как-то компенсировать нанесённый Linux-сообществу моральный ущерб.
* * *
В SCO на эти слова бывшего делового партнёра сильно обиделись, назвав их безосновательными - но дальше голословных утверждений не пошли, предприняв вместо этого атаку на другом направлении. Президент SCO Дарл Макбрайд, комментируя положение дел, вскользь обмолвился о том, что в случае, если крупные компании и дальше будут использовать Linux без лицензии SCO, придётся начать судебное преследование самого Линуса Торвальдса - владещего торговой маркой "Linux" и считающегося создателем этой системы. Логика, что и говорить, весьма шаткая, да и сам Макбрайд через пару дней открестился от своих слов, заявив, что не видит причин для такого иска, но поднятая волна уже задела многих других представителей компьютерного рынка, до сих пор остававшихся вне игры: немецкая некоммерческая организация LinuxTag потребовала от SCO немедленных доказательств выдвигаемых обвинений, а HP, Sun Microsystems и Red Hat во всеуслышанье заявили, что делают всё, чтобы исключить возможность придраться к их Linux-продуктам. Наконец, рыночные аналитики из Gartner Group опубликовали рекомендацию воздержаться от внедрения решений на базе Linux или - если время не терпит - проводить всестороннюю экспертизу продуктов, оценивая юридическую чистоту кода и требуя от поставщика всех возможных сертификатов.
* * *
Впрочем, Gartner несколько запоздала со своими предостережениями: один из самых громких за всю историю Linux-движения переходов на свободную ОС свершился за несколько дней до того - в немецком городе Мюнхене. Входящий в число крупнейших информационно-технических центров Германии, Мюнхен (его администрация, парламент, городские службы) до сих пор работал под Microsoft Windows и всерьёз задумался о смене системы на Linux в середине зимы, когда такой вариант обновления компьютерного хозяйства посоветовали эксперты. Удержать город от этого серьёзного шага пытались многие - в том числе и сам президент Microsoft Стив Баллмер. Но даже предложенные им скидки (15% при общей сумме потенциального контракта в десятки миллионов евро) не смогли переломить ситуацию: решением городского парламента, 14 тысяч компьютеров Мюнхена и 16 тысяч человек служащих в ближайшем будущем мигрируют на Linux, в качестве которой избран родной для немцев вариант от компании SuSE. Приближается конец монополии Microsoft? А вы что думаете об этом?
Одним из ключевых факторов, что помогли Linux одержать победу в битве за Мюнхен, числится сравнительно более высокая защищённость этой системы. Однако, какую бы ОСь не поставили на свои машины чиновники, вряд ли она сама по себе, без надлежащего администрирования, обеспечит гарантию от вторжений злоумышленников и вирусов. Справедливость этого грустного факта в очередной раз подтвердил известный "добрый взломщик" Адриан Ламо, на счету которого проникновения в электронные недра таких гигантов как Yahoo!, WorldCom, Microsoft и мн.др. На сей раз жертвой 22-летнего американца стал сервер делового партнёра крупной телекоммуникационной компании Cingular Wireless - сервер, содержавший конфиденицальную информацию о примерно 2.5 миллионах человек, пользовавшихся мобильной связью от Cingular в период с 1998-го года. Которую Ламо успешно и заполучил, воспользовавшись своим обычным инструментарием в виде веб-браузера, работающего на стареньком ноутбуке. Лазейка, использованная Адрианом для проникновения на сервер, образовалась из-за банальной лени сисадминов, не пожелавших как следует настроить парольную защиту. Впрочем, корни проблемы, выявленной виртуальными похождениями хакера, кроются глубже: во всеобщей увлечённости внешним видом веб-узлов в ущерб качеству работы их внутренних механизмов.
* * *
Проблема "очумелых ручек", конечно, не единственная и не самая важная проблема Сети - и в ближайшем будущем её значимость обещает ещё более уменьшиться, уступив место такой глобальной проблеме как нехватка IP-адресов. Адресное пространство Интернет сегодня позволяет вместить немногим больше четырёх миллиардов уникальных адресов, но, поскольку объём этот распределён неравномерно (на одни страны выделено большее пространство, чем на другие - к примеру, США владеет 70 его процентами), некоторые государства вплотную подошли к границе, за которой свободных IP-адресов просто не остаётся. Точнее, это Китай, Япония и Южная Корея, рост размеров Сети в которых оказался неожиданно стремительным. Решить проблему может тотальный переход на использование шестой версии протокола IP, предусматривающего формирование адреса из четырёх полей общим размером в 128 бит (вместо 32 бит используемой сегодня IPv4) - здесь адресов с избытком хватит не только на компьютеры, подключенные к Сети, но и на разного рода цифровые устройства, от телефонов и наладонников до холодильников и микроволновых печей.
* * *
Проблемы с нехваткой свободного места испытывает не только виртуальное пространство, но и пространство вполне реальное: околоземные орбиты завалены космическим мусором, постоянно угрожающим уничтожением ещё действующим аппаратам. На минувшей неделе так едва не погибла Международная космическая станция, на пути которой внезапно оказался старый итальянский спутник связи MegSat-0. Избежать столкновения помог лишь срочно проведённый манёвр: за несколько часов до момента "встречи", МКС, с помощью двигателей пристыкованного к ней корабля "Прогресс", была переведена на более высокую орбиту. И это отнюдь не первый случай орбитального маневрирования с целью избежать столкновения: по словам представителя российского Центра управления полётами, всего орбиту меняли уже шесть раз.
* * *
Настоящий космос, к сожалению, не прощает ошибок. Здесь приходится перестраховываться, поднимая орбиту на несколько километров вместо необходимых десятков метров. Куда как проще обстоят дела в компьютерных играх, где увернуться от летящего навстречу спутника можно в последнюю секунду, а при неудачном исходе - переиграть всё заново. Быть может именно поэтому игрушки столь привлекательны. И, как говорят учёные, страшиться этой привлекательности не стоит: регулярный "тренинг" с помощью динамичных компьютерных игр может быть полезен в повседневной жизни. Отыскали положительные моменты в кровопролитных шутерах и головокружительных симуляторах двое исследователей из США, которые, подвергнув группу завзятых геймеров специальному тесту на способность адекватно реагировать на быстроизменяющиеся окружающие условия, и сравнив результаты с полученными у группы испытуемых, играми не увлекавшихся, утверждают: игры помогают человеку научиться удерживать внимание на нескольких объектах сразу. Что может очень пригодиться военным, авиадиспетчерам, водителям и многим другим. А вы что думаете об этом? Подключайтесь к дискуссии, обсудим. Играйте чаще и удачи вам!