Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Они выросли?

Архив
автор : Денис Викторов   17.06.2003

Не смотря на все утверждения о том, что процесс собирания земли русской после очередного периода феодальной раздробленности идет чуть ли не семимильными шагами, регионы продолжают жить своей, все более загадочной для столицы жизнью.

Не смотря на все утверждения о том, что процесс собирания земли русской после очередного периода феодальной раздробленности идет чуть ли не семимильными шагами, регионы продолжают жить своей, все более загадочной для столицы жизнью. На семи холмах конструируется множество образов и предположений. Однако зачастую к реальной обстановке на региональных рынках они не имеют ровным счетом никакого отношения.

В свое время мыслители-идеалисты от рынка информационных технологий утверждали, что в процессе национальной реинтеграции компьютерным фирмам может принадлежать чуть ли не ключевая роль. Действительно, за последние десять-двенадцать лет сеть компаний, основным профилем деятельности которых являются как раз ИТ, плотно покрыла страну, а множество торговых, коммерческих, идейных и прочих связей между ними сформировали каркас, теоретически способный служить прообразом будущей системы прогрессивных экономических отношений.
Однако структура эта, если она действительно появилась, чаще всего использовалась Центром исключительно в шкурных интересах. В привычной для России традиции иерархического управления.

Если приглядеться, то окажется, что Москва представляет собой хитрый гибрид воронки и пылесоса. В воронку производители и сбытовики заливают товары и услуги. А для смазки — те самые «правильные» мысли, чаще всего принимающие вид маркетинговых программ и лозунгов. Пылесосом же из сформированной системы распределения выкачиваются деньги. Вместе с деньгами, а иногда и вместо них, из регионов поступают требования, просьбы, предложения и призывы. В ответ на этот мусор Центр чертыхается, промывает фильтры агрегата и продолжает методично заливать-выкачивать.

О том, как чувствуют себя региональные ИТ-компании, начинают вспоминать, только когда система засоряется. В таких случаях кроме использования стандартных промывочных растворов, призванных вновь стимулировать сбыт, кое-кто начинает прислушиваться. Но все еще не слишком внимательно.

Проведенная в апреле издательским домом «Компьютерра» Вторая всероссийская дилерская конференция ItDeal дала на сей счет немало любопытной фактуры. А поскольку подавляющее большинство участников составили как раз главы региональных ИТ-компаний, то и разговор вышел весьма откровенный.

Прежде всего лидеры региональных рынков всерьез подумывают о том, чтобы растолкать наконец-то столичных пижонов, встать с ними вровень и перестать именоваться просто «дилерами». Оказалось, что с точки зрения экономического веса такие игроки, как новосибирская «Нэта», чей оборот в прошлом году превысил 30 млн. долларов, имеют полное право претендовать на достойное место в пантеоне. Лидеры, как и полагается столичным штучкам, морщат носы. Но это уже их личное дело.

До недавнего времени идейная иерархия действовала почти безотказно. То есть Москва поучала, а регионы покорно слушали. Теперь же руководители местных ИТ-компаний заговорили. И их заявления все чаще ставят тех, кто толпится у московской «воронки», в тупик.

Как, например, относиться к мыслям о том, что санация региональных рынков информационных технологий может быть осуществлена благодаря… очередному экономическому кризису, в результате чего на плаву останутся только сильные, опытные игроки, а пузатая мелочь всплывет этим самым пузом вверх? А ведь такие мысли высказываются вслух и, что любопытно, не вызывают бурного протеста! А ожидание изменений в Таможенном кодексе и перспектива появления таможенных терминалов на местах уже сегодня позволяют некоторым региональным компаниям пугать московских дистрибьюторов: не будете сговорчивыми — мы сами станем центрами дистрибуции в регионах.
Когда столичная ИТ-тусовка обсуждала вопросы лоббирования и возможности активного влияния на ситуацию, а затем объединялась в «общественные организации», о провинциальных рынках как-то забыли. Ну, то есть, всеми силами намекали, что региональные фирмы еще стАтью не вышли, чтобы играть в тонкие политические игры. Тем временем представители регионов с откровенным скепсисом взирают на попытки нескольких десятков крупных компаний играть в политику, одновременно демонстрируя все более явное стремление объединяться и решать куда более жизненные задачи на местном уровне. И не факт, что активность «лидеров» через некоторое время будет выглядеть столь же продуктивной, как результаты консолидации участников региональных рынков.

И, наконец, российских дилеров все труднее погрузить в нервический транс, повторяя волшебное слово «брэнд» и даже называя конкретные торговые марки. Еще вчера продажи массового оборудования класса brand-name считались стопроцентно аппетитным пряником. Но теперь пряник зачерствел. Зарабатывать на продаже его кусочков стало все сложнее. И почуявшие свою силу дилеры вдруг заявили: в регионах брэндами управляем именно мы. Захотим — покроем вашими «железками» и логотипами целые субъекты федерации. Не захотим — покроем другими. В общем, ребята, пришла пора делиться!

Вендоры морщатся, но слушают. Такая вот демократия.

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.