С плазмотазером наперевес (Итоги недели с 19.05 по 25.05.2003)
АрхивИтоги неделиМатрица: смотрите на CD! - Как дисплей ни назови... - Win2003: теперь и в России - Microsoft UNIX - Линукс на телефоне - Решающий аргумент
Слухи о появлении пиратских копий второй серии киноэпопеи "Матрица" не просто подтвердились, но самым что ни на есть ужасным образом: копия фильма совершенно гадючьего качества, отснятая, по всей видимости, во время премьеры в обычном кинотеатре, дополнительно искаженная слишком сильной компрессией и наделенная столь же низкопробным переводом, так вот эта самая копия к сегодняшнему дню успела попасть на лотки продавцов компакт-дисков во всех крупных городах России. Пираты, впрочем, не смущаются - сняв сливки на ажиотаже, они займутся детальной проработкой рынка чуть позже, обещая выпустить копию, снятую с рекламного DVD уже в июне, а в августе "представить" и полноценную, без всяких предупредительных надписей DVD-версию. Между тем второй "Матрице" так и не удалось стать абсолютным лидером по сборам в первую неделю кинопроката: первое место осталось за "Человеком-пауком" (третье, кстати, принадлежит "Гарри Поттеру").
Впрочем, "Матрица" - это не только фильм. Одновременно с премьерой киноленты, вышла и компьютерная игра "Enter the Matrix" от компании Infogrames/Atari, самое непосредственное участие в создании которой принимали братья Вачовски и несколько знаменитостей рангом помельче: игра насыщена видеовставками, дополняющими сюжет фильма (актёры там и там - одни и те же), что позволяет её создателям рассчитывать на успех. Высокая цена (50 долл.) обусловлена неслабым бюджетом (на игру потратили больше 30 миллионов), но, похоже, фанатов не смущает ничто - и только за первую неделю было продано свыше миллиона копий. Подсуетились и пираты, так что дешёвую версию игрушки сегодня можно приобрести там же, где и CD-версию самого фильма. Собственно, купить игру стоит из-за одних лишь видеовставок: что бы там ни говорили о качестве сюжета, но в плане качества эффектов вторая "Матрица" - несомненный шаг вперёд и претензия на новый кинематографический стандарт.
* * *
Пока киноиндустрия создаёт свои стандарты, индустрия компьютерная меняет свои. Организация VESA, занимающаяся выработкой стандартов на устройства отображения информации, на минувшей неделе уведомила общественность о планах по введению изменений в наименования форматов дисплеев. Попросту говоря, вместо привычных глазу и уху SVGA, XGA, VGA и им подобных разнотипных названий, которых - по мере развития технологий - становится всё больше, будет использоваться универсальная система обозначений Coordinated Video Timing (CVT). Согласно её правилам, обозначение монитора будет состоять из двух частей, разделяемых символом "M". Слева от него указывается максимальное количество пикселей (точнее, мегапикселей - откуда и "M"), которые физически способно отобразить данное устройство, справа - цифра, говорящая о соотношении сторон дисплея. В результате SVGA будет обозначаться как 0.48M3, HDTV (цифровые телевизоры высокой чёткости) - 2.07M9 и т.п. Конечно, непривычно, зато универсально, коротко и достаточно понятно.
* * *
Бьётся за стандарты и такой гигант как Microsoft. Новая серверная версия операционной системы Windows, Windows Server 2003, на минувшей неделе была официально представлена в России. Настоящее шоу, устроенное для этого в одном из московских спортивных комплексов, вместило не только скучные выступления офицальных лиц, обещавших "больше результатов за те же деньги", но и несколько действительно полезных и занимательных моментов - таких, к примеру, как концерт рок-группы Band on the Runtime, составленной из программистов Microsoft, исполнивших пропитанные кибернетическим духом переделки песен известных музыкантов.
По мере того, как пользователей Windows 2003 Server становится больше, начинают открываться и первые недоработки и недосмотры в новой системе. Одну из них, названную критической, обнаружили специалисты компании Terabyte Computers: оказывается, резервная копия каких-либо данных, выполненная в Windows 2003 Server, не может быть прочитана (а, следовательно, и восстановлена) в других версиях ОС Windows. Всё дело в различных форматах представления информации, но техника техникой, а для конечного пользователя это означает невозможность быстрого восстановления данных в случае "падения" сервера, работающего под новой ОС. В Microsoft наличие проблемы подтвердили, порекомендовали частичное её решение, но полного пока не представили.
* * *
Но если представления новой системы в России и вялую доработку от Microsoft можно было ожидать, то участия в затеянной компанией SCO Group склоке с линуксоидами - никак. Тем не менее, софтверный гигант решил поучаствовать и 19 мая объявил о приобретении у SCO лицензии на исходные коды и ряд других наработок, касающихся операционной системы UNIX. Здесь логично вспомнить, что SCO сумела отыскать куски своего кода в ядре и приложениях Linux, за что теперь называет свободную ОС "незаконной производной от UNIX", угрожая наказать каждого, кто продолжит её использование без соответствующего на то разрешения. Зачем понадобилось Microsoft участие в этой свалке - большой вопрос, внятного ответа на который никто не даёт (в том числе и сам софтверный гигант, представители которого ограничиваются общими фразами). Но, как полагают некоторые аналитики, конечная цель - ещё сильней придавить Linux, выставив эту систему в глаза обывателей этаким вселенским злом, попирающим основу устройства современного общества, авторское право. Кстати, в истории с SCO и Linux - новый поворот: президент некоммерческой организации Open Source Initiative, Эрик Реймонд, опубликовал открытое заявление, в котором выразил решительный протест против действий компании, пытающейся приписать себе все заслуги по развитию свободной операционной системы. Реймонд напоминает, что всего год назад SCO носила имя Caldera и занималась разработкой Linux вместе с миллионами энтузиастов и тысячами других компаний - которых теперь обвиняет в нарушении своих патентов.
* * *
Linux между тем продолжает захватывать новые ниши. На минувшей неделе компания NEC сообщила о планах использовать эту систему в своих будущих смартфонах и устройствах связи третьего поколения (3G). В качестве основы выбрана версия Linux от американской компании MontaVista, популярная у разработчиков встраиваемых и портативных цифровых устройств, а графическая оболочка будет базироваться на самой настоящей X Window, что выгодно отличит телефоны NEC от продукции других производителей, обычно использующих упрощённые средства вывода информации на экран. NEC не единственная крупная компания, решившаяся выпускать мобильники и смартфоны с Linux - до неё о намерении полностью перевести свои телефоны на свободную ОС заявила Motorola.
* * *
Напоследок давайте оставим в покое несчастных производителей мобильных телефонов, непрестанно мечущихся в поисках золотой середины, и обратимся к теме высоконаучной, которая в скором будущем может затронуть каждого из нас. В Германии, на конференции, посвящённой несмертельному оружию, специалистами компании Rheinmetall был показан прототип фантастического бесконтактного электрошокового пистолета. Оружие, названное плазмотазером, способно временно парализовать жертву разрядом в 50 киловольт, при этом не требуя соприкосновения с её телом. Фокус - в тонкой струе аэрозоля, выстреливаемой пистолетом (очевидно, с помощью особого патрона): она обладает электропроводящими свойствами, благодаря чему электрическое напряжение, генерируемое на долю секунды позже, замыкается через тело жертвы. Разряд не смертелен, но чрезвычайно болезнен, из-за чего кое-кто из экспертов, просмотревших видеозапись демонстрации работы плазмотазера, даже обеспокоился тем, что такое оружие может слишком развязать руки силам охраны правопорядка - конечно, когда оно поступит на вооружение. Впрочем, руки могут развязаться не только у милиции: рядовые граждане, мечущие громы и молнии по пустякам - тоже не самое весёлое зрелище. Удачи вам!