Вся жизнь в два дня
АрхивКомментарий дняВ августе на рынке появятся первые DVD-диски, самоуничтожающиеся через двое суток. Но то, что удобно издателям и потребителям, может стать смертельной угрозой для окружающей среды.
Представьте, что на очередном приобретённом вами DVD-диске, извлечённом из странного вида упаковки, будет значиться фантастическое "Этот диск самоуничтожится через 48 часов". Шутка? Отнюдь! Новая идея по извлечению денег из потребителей мультимедийного контента: диски, работающие лишь определённый период времени. Выводом такого продукта на рынок намерена уже в самом ближайшем будущем заняться империя Уолта Диснея.
Работа самоуничтожающихся DVD основана на достаточно простом механизме: пластик, из которого выполнен наружный защитный слой диска, способен вступать в химическую реакцию с воздухом (точнее - с содержащимся в нём кислородом), постепенно меняя свой цвет с красного на непрозрачно чёрный. На всё про всё уходят как раз те самые двое суток, в течение которых диск остаётся читабельным для любого DVD-проигрывателя. Но реакция необратима - и воспроизвести его по прошествии отмеренного срока жизни невозможно. Само собой, что распространяться диск будет в воздухонепроницаемом пакете, защищающем его от губительного воздействия внешней среды. Автор этой оригинальной разработки - американская компания Flexplay Technologies, а сам продукт получил название EZ-D. В качестве волшебного пластика использован сложный полимерный материал Lexan, созданный в лабораториях General Electric.
Впрочем, достаточно технических подробностей. Давайте лучше посмотрим на маркетинговое значение самоуничтожающихся дисков. Первая идея, которая приходит в голову, когда слышишь о таком продукте - возможность применения его для защиты цифрового контента от бесконтрольного копирования. В самом деле, программные средства защиты можно обойти или взломать, но обратить химическую реакцию, протекающую в пластике, вряд ли кому удастся. Изюминка, однако, в том, что собственно повышению уровня контроля правообладателей над действиями пользователя такие диски никак не способствуют - ведь в течение срока годности содержимое можно скопировать. Привлекательность их - и для издателей, и для потребителей - в другом. Последние получают волшебное избавление от необходимости заботиться о состоянии диска (отсутствии на нём царапин, в частности) и возврате его в пункт проката (читай - отсутствие штрафов за опоздание). Но, конечно, самое главное преимущество "одноразовых" дисков проявляется для издателей: они могут расширить рынок проката вплоть до соответствия рынку сбыта своей основной продукции - иначе говоря, отпадает нужда создавать и поддерживать пункты возврата дисков, а значит прокат можно организовать в любом магазине, просто поставив одноразовые компакты рядом с обыкновенными. Цена на EZ-D пока не оговаривается, но, надо полагать, будет она невысока. Уже в августе Buena Vista Home Entertainment (подразделение The Walt Disney Co.) планирует начать пробные поставки таких дисков с записанными на них видеохитами в магазины США.
Впрочем, несут одноразовые диски не только долгожданные преимущества, но и неожиданные проблемы. Против вывода этой продукции на массовый рынок восстали… защитники окружающей среды, указавшие на то, что, во-первых, появится новый источник загрязнения (горы пластиковых отходов, которые требуется перерабатывать), а во-вторых, поскольку время использования одноразового компакта сильно ограничено, расход энергии на его производство и дистрибуцию увеличивается в десятки раз (читай: нерациональное расходование производственных ресурсов). С первым Flexplay обещает справиться - утверждая, что будет оплачивать утилизацию использованных дисков. Со вторым справиться вряд ли возможно вообще - ведь технология производства и сбыта таких компактов почти ничем не отличаются от технологий, применяемых в случае обычных DVD. Какой приём ждёт EZ-D на рынке? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!