Музыка рекой
АрхивКомментарий дняНовый онлайновый сервис по продаже цифровой музыки предоставляет возможность задешево приобрести тысячи известных музыкальных композиций. И, что самое интересное, он совершенно легален с точки зрения законов одной страны, но противозаконен в других.
Онлайновые сервисы дистрибуции цифровой музыки, на которые возлагались большие надежды всего каких-то четыре года назад, находятся сегодня в полном упадке. Согласитесь, хотим мы того или нет, но влияние звукозаписывающей (она же звукоиздательская) индустрии на эту сферу Интернет-предпринимательства огромно: да, в России и ряде других, далёких от финансового мейнстрима государств ещё остаются живые примеры совершенно свободных (в смысле доступности контента) систем - посмотрите хотя бы на Delit.net, но дни их сочтены - и длинная лапа правообладателей (IFPA, RIAA и т.д.) непременно достанет и их. Развитие же коммерческих сервисов тормозится нежеланием всё тех же звукоиздателей лицензировать свой контент для дистрибуции в Сети, следствием чему - убогость фонотек большинства коммерческих музыкальных сервисов и высокие цены (с шумом стартовавшая недавно коллекция iTunes от Apple - не исключение). И решения проблемы в ближайшее время не предвидится: денег у лейблов и их ассоциаций много, они могут позволить себе некоторую инертность.
Тем интересней смотрится история испанского стартапа Puretunes, открывшего свои двери только вчера. Пока конкуренты прячутся в подполье или стараются сделать деньги на работах нераскрученных музыкантов (получить разрешение на продажу которых в Сети не в пример проще, нежели на работы Мадонны или "Битлз"), Puretunes объявляет "музыкальный анлим": за фиксированную плату клиенты сервиса получают право качать музыку из фонотеки без всяких ограничений по объёму, с ограничением только по времени подключения. Ночь обходится в 4 доллара, сутки в 10, месяц в 25 - и далее по нарастающей. Нет на Puretunes и никакого упоминания о защите композиций от бесконтрольного копирования: вся музыка - а послушать здесь есть что, есть и пресловутая Мадонна, и Битлы - выложена в файлах классического формата MP3. Одним словом - халява, что немедленно подтвердили сотни тысяч посетителей, обрушивших сайт своей массой в первый же день работы. При этом Puretunes совершенно легален. По крайней мере - с точки зрения испанского законодательства.
Весь фокус в имеющейся в испанских законах лазейке, позволяющей, в частности, продавать цифровую музыку без получения предварительного на то разрешения у её правообладателей. Именно на эту "дыру" уповает Puretunes, не приобретшая ни одной лицензии на работы известных музыкантов. Впрочем, чтобы не быть обвинёнными в совсем уж запредельной жадности, создатели сервиса заключили договор с парой местных звукоиздательских ассоциаций, через которых обещают выплачивать проценты музыкантам, чьи работы используют. Но легко представить какими будут размеры этих отчислений и как отнесётся к новому сервису индустрия звукозаписи. Позиция Международной звукозаписывающей ассоциации (IFPI) уже известна: заявления Puretunes называются полной чепухой.
Конечно, в словах представителя IFPI есть своя доля правды, но давайте не будем углубляться в юридические подробности. Случай Puretunes интересен в целом - поскольку демонстрирует, как различия в законах разных стран могут перерастать в конфликт при добавлении в общее уравнение глобальной информационной сети, в которой отсутствуют границы. Понятно, что Puretunes преследует прежде всего коммерческую выгоду, но при этом с точки зрения законов своей страны она действует безупречно. Есть ли право у компаний из других государств предъявлять ей претензии? И если да, то по законам какой страны должно вестись разбирательство? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!