Религиозные войны
АрхивНаивные споры о том, кто круче — Терминатор или Бэтмен, каратист или боксер, Вася или Петя, — длятся столько же, сколько помнит себя человечество. Среди дизайнеров такие споры часто ведутся по поводу двух пакетов векторной графики, Adobe Illustrator и Corel Draw.
Наивные споры о том, кто круче — Терминатор или Бэтмен, каратист или боксер, Вася или Петя, — длятся столько же, сколько помнит себя человечество. Среди дизайнеров такие споры часто ведутся по поводу двух пакетов векторной графики, Adobe Illustrator и Corel Draw. И в этом, безусловно, большая заслуга доблестных менеджеров из рекламных отделов Adobe и Corel. В последнее время у этих компаний появилась мода на сравнительные характеристики своего пакета и аналогичной программы от конкурента. Знающему человеку читать без слез эти, с позволения сказать, документы невозможно.
Общий алгоритм добывания большинства аргументов один и тот же. Берется какая-нибудь функция в своем пакете и ищется аналог у конкурента. Точного аналога, как правило, не находится. Ставим себе плюсик, а конкуренту минус, переходим к следующему пункту.
Это финиш. Превосходство белой расы — белый цвет кожи. Геббельс зловеще хохочет в своей могиле. О наличии уникальных функций у конкурента, разумеется, умалчивается. Да и зачем это? Мы белая раса, и этим все сказано.
Пресытившись подобными спорами и «объективными сравнениями», я решил составить нечто вроде хит-парада тех вещей, которыми действительно сильны Corel Draw и Adobe Illustrator. Поменьше эмоций, побольше фактов.
За Corel Draw
Пункт первый — многостраничность. Это незаменимое свойство для составления многочисленных черновых набросков. В конце, на последней странице, можно разместить финальное решение макета. Кроме того, используя мастер-страницы, легко создавать единое оформление для нескольких страниц: к примеру, на мастер-странице размещаем границы и общее оформление визиток, а на остальных — добавляем текст с именем, фамилией и должностью. Да и простенькие буклеты ваять чрезвычайно удобно. Куда там бедному Иллюстратору, в котором поддерживается одна — только одна! — страница. И это тем более удивительно, что Adobe изо всех сил гнет Иллюстратор под формат PDF, в котором, как известно, многостраничность поддерживается.
Пункт второй — возможность создавать большие документы. Большие в смысле формата. В Иллюстраторе невозможно создать документ больше чем 4х4 м. У Корела же предельный размер страницы — 45,7х45,7 м. Возможно, это не аргумент для полиграфистов, зато для изготовления щитовой рекламы очень важно. Если надо спроектировать щит 6х3 м, Corel Draw — более подходящий инструмент.
Далее — настройка быстрых клавиш под все и вся. В общем-то, здесь можно говорить о настройке интерфейса в целом — не только клавиатурных «ускорителей», но и кнопочек, и меню. И все же я больше ценю Корел именно за горячие клавиши. Я бы даже сказал, что он сегодня является чемпионом по игре на клавиатуре. Не верите? Хорошо, попробуйте сделать в Иллюстраторе быстрые клавиши для операций выравнивания и распределения. Боюсь, без плясок с бубном ничего у вас не выйдет — напрямую такая возможность в этом пакете отсутствует. А в Кореле — пожалуйста.
Еще одна вещь, полезность которой неоспорима, — команда Edit ® Repeat. Обычно в Corel Draw ей присвоена клавиатурная комбинация Ctr+R. Эта команда позволяет повторять огромное количество действий: передвижение, масштабирование, назначение цвета, копирование параметров с образца… В Иллюстраторе действие похожей функции ограничено операциями перемещения и трансформации. Здесь же, к примеру, назначив цвет одному объекту, дальше просто выбираешь объекты и давишь Ctrl+R. И объекты красятся сами собой. Лепота!
В симметричных объектах, которые называются многоугольниками (Polygone), редактирование одного луча, угла или стороны моментально повторяется на остальных лучах, углах и сторонах1. Кроме того, в любой момент вы можете поменять количество сторон — от 3 до 500. Это незаменимая вещь для игры в симметрию. Жаль, что в Иллюстраторе нет ничего подобного.
Корел вообще отличается хорошей интерактивностью и гибкостью в работе со многими стандартными эффектами — в частности, с блендами. Бленды, то есть переходы от одного объекта к другому, в этом пакете можно накладывать не только на кривые, но и на многие другие объекты. К примеру, на текст или те же многоугольники2. Есть и масса других тонкостей, но суть такова: лучше, чем Corel Draw, с блендами не умеет работать ни один известный пакет. Живой пример — в нескольких версиях подряд (по девятую включительно) в качестве заставки Corel Draw использовался реалистичный портрет актрисы Хейди Ламарр. Можно подумать, что это фотография, но на самом деле портрет сделан с помощью блендов.
Все шрифты в Кореле показываются с предварительными просмотром. А в иных пакетах (не будем указывать пальцем) шрифты выбирать неудобно, для этого приходится использовать дополнительные программы.
Кроме того, оперируя абзацным текстом, в Corel Draw вы можете создавать специальные типографические эффекты — буквицы, пули и т. п. Работа с абзацным текстом в пакете вообще продуктивнее, чем в Иллюстраторе. Впрочем, в деле обработки текста им обоим далеко до настоящих верстальных программ.
Следующее достоинство Corel Draw — пакет очень прост в освоении. Открыв его, новичок быстро осваивается и начинает выдавать осмысленные творения. Этому способствуют и специальные объекты, и интерактивные эффекты, и огромный набор заготовок — я говорю даже не столько о клип-артах, которые уже стали притчей во языцех, сколько о встроенных в пакет готовых фигурах, символах, эффектах.
Финальный аккорд — популярность пакета. Макеты, сваянные в Corel, встречаются слишком часто, чтобы можно было ими пренебрегать. Поэтому, если вы работаете с макетами со стороны, на вашем компьютере просто обязан стоять Corel Draw, как бы вы к нему ни относились. Хотя бы для разбора макетов и их конвертации в формат, который вам ближе к сердцу.
За Adobe Illustrator
Прежде всего — стабильность, стабильность и еще раз стабильность. Невероятная стабильность в работе по сравнению с Corel Draw. Плюс практически гарантированный результат — беспроблемный файл, который легко выводится на принтер или фотонаборный аппарат. Я не говорю, что все идеально, но на фоне Корела надежность пакета гораздо ближе к идеалу. Одно это уже может служить поводом для перехода на Иллюстратор. Фанаты Corel Draw, снимите шляпы.
Второй по значимости пункт — живые эффекты. Это масса векторных и растровых фильтров, которые можно применять к любому векторному объекту, к кривым, к тексту, к целым слоям. И даже к растровым объектам — пожалуйста, берите те же фильтры от Photoshop и экспериментируйте, сколько душе угодно. «Живость» эффектов заключается в том, что в любой момент вы можете изменить их настройки. Эффекты тут же будут пересчитаны заново. Конечно, компьютер при этом слегка тормозит на поворотах. А кому сейчас легко? Когда я впервые познакомился с этими эффектами, то испытал глубокое душевное волнение и воскликнул: «Да ведь Иллюстратор стал круче Corel Draw!» Думалось даже, что теперь Иллюстратор полностью вытеснит своего конкурента с рынка. Но пока не вытеснил. Почему — смотрите выше.
Один векторный объект в Adobe Illustrator может иметь несколько обводок и заливок. Каждая обводка и заливка может иметь свои параметры — цвет, толщину, тип. К каждой обводке и заливке можно применить живой эффект. Далее, наборы обводок, заливок и живых эффектов можно записывать в стили для дальнейшего использования. Потом выбираешь объект, кликаешь на стиле в палитре и мгновенно получаешь результат. Почему я не кричу от восторга? Связки уже сорвал.
Живые эффекты, многомерные объекты и стили появились в Иллюстраторе сравнительно недавно — с девятой версии программы. Но ряд векторных эффектов имел место и в более ранних версиях. Некоторые из них были довольно специфическими и не имели — да и сейчас не имеют — аналогов в других программах. То бишь в Corel Draw. Многие из фильтров весьма занятны и стоят того, чтобы их изучить и использовать. Так, Hatch Effects позволяет генерировать различные способы штриховки из текущей заливки объекта.
Кстати, о штриховке: Иллюстратор работает с векторными узорными заливками лучше, чем Корел. Их проще делать, они лучше перерисовываются и без проблем выводятся на принтер.
Последние версии Иллюстратора поддерживают прозрачность для любых типов объектов в стиле Adobe Photoshop и вдобавок позволяют изменять режимы наложения в том же духе — от обычного Normal до Overlay и Color. Причем прозрачность и режим наложения также можно записывать в стили. Надо ли говорить, что прозрачность можно применять к отдельным заливкам и обводкам внутри «многомерного» объекта?
Примем во внимание и обилие фильтров от сторонних разработчиков, значительно расширяющих возможности Иллюстратора, — взять хотя бы KPT Vector Effects, с помощью которого можно создавать реалистичные трехмерные объекты.3
Более чем вероятно, что вы найдете еще немало аргументов как за, так и против Corel Draw и Adobe Illustrator. Что ж, я и не претендую на истину в последней инстанции. Все вышеизложенное — лишь мнение, основанное на моем практическом опыте. И достоинства каждого из пакетов я приводил в том порядке, в котором они имеют значение для меня как для дизайнера. На самом деле список плюсов Corel Draw и Adobe Illustrator можно продолжать и продолжать. Не говоря уже о минусах. Как говорится, кто там без бага? Пусть первый бросит камень!
Очевидно, что бессмысленно утверждать: «Такой-то пакет абсолютно превосходит своего конкурента». Здесь нет чемпионов. По крайней мере, пока нет. Каждый по-своему уникален и силен. На мой взгляд, креативные возможности Adobe Illustrator лучше всего проявляются в творческой работе над одностраничными иллюстрациями. Для рутины, для мятущейся в нетерпении очереди клиентов и вечно горячего и пахнущего расплавленным пластиком копира хорошим решением является Corel Draw. Иногда даже полезно совмещать достоинства обоих пакетов — особенно учитывая, что в России любой дизайнер может позволить себе любую программу (хотя, возможно, эта ситуация не будет длиться вечно). Выбор, в конце концов, определяется теми задачами, которые предстоит решать. А религиозные войны оставим фанатикам.
1 (назад)Стороны многоугольников можно редактировать, как обычные кривые, — добавлять и удалять узлы, изменять кривизну и т. д.
2 (назад) При этом сохраняется возможность редактировать текст, а многоугольники — изменять как обычно.
3 (назад) Любопытная деталь: с 2000 года этот набор плагинов, вкупе с еще несколькими разработками MetaCreations, принадлежит компании Corel.