Шаманы Матрицы
АрхивФеноменальный успех "Матрицы" невозможно объяснить внешней оболочкой картины. Чтобы по-настоящему "зацепить" людей, требуется нечто иное, некий внутренний посыл, приковывающий к сюжету повышенное внимание, вызывающий желание посмотреть фильм второй-третий раз, осмыслить увиденное и обсудить его…
Люди — путешественники… Земля — это их матрица… лишь остановка на пути, но по каким-то причинам… путешественники прервали свой путь… Люди были пойманы в нечто типа вихря, кругового потока, который создавал ощущение движения, хотя они оставались, по сути, неподвижными… Колдуны были единственными противниками той силы, которая поработила людей… посредством своей науки колдуны вырывались из ловушки и продолжали свой путь осознания.
Карлос Кастанеда.
«Активная сторона бесконечности»
Вряд ли кто станет оспаривать, что феноменальный успех «Матрицы» невозможно объяснить внешней оболочкой картины — ведь навороченных фильмов-экшн с крутыми драками-погонями-перестрелками выходит на экраны предостаточно. Чтобы по-настоящему «зацепить» людей, требуется нечто иное, некий внутренний посыл, приковывающий к сюжету повышенное внимание, вызывающий желание посмотреть фильм второй-третий раз, осмыслить увиденное и обсудить его… То, что будет изложено далее, — не расшифровка скрытого послания «Матрицы», но рассмотрение весьма многозначительных параллелей из человеческой истории, способных прояснить природу феномена. Начать имеет смысл издалека.
Антропология
Монументальный труд1 «Золотая ветвь» известного кембриджского этнографа и религиоведа Джеймса Джорджа Фрэзера имеет необычное построение. Можно сказать, что все двенадцать томов огромного исследования, анализирующего и сопоставляющего поразительную схожесть верований древних народов и первобытных племен, — это попытка ученого разобраться в сути одного весьма мутного религиозного ритуала, описанного в античных источниках. Точнее, не ритуала даже, а порядка замещения в древней Италии должности главного жреца при храме Дианы Арицийской в святилище Неми. Жрец, именовавшийся «царь леса», день и ночь с обнаженным мечом охранял священное дерево как свою собственную жизнь. Любой же претендент на пост жреца должен был сломать особую «золотую ветвь» на священном дереве и убить предшественника в поединке.
Уже в этом сюжете нетрудно углядеть на уровне символов тривиальную аналогию с «Матрицей»: священное дерево, олицетворяющее сокровенные тайны жизни (Матрица), и его хранитель (агент Смит), сам в этих тайнах особо не разбирающийся, но готовый без промедления уничтожить всякого, «кто посягнет» (Морфеус и его повстанцы). Мы же, вслед за Фрэзером, копнем сопоставление Матрицы и древа жизни несколько глубже, поскольку антрополог обнаруживает поклонение древних людей деревьям (обычно мощным, вроде дуба) практически во всех концах Земли. Более того, предметом особого почитания была «золотая ветвь» — стебель омелы, довольно невзрачного растения, примечательного лишь тем, что оно паразитирует на деревьях, не имея в земле собственных корней. Никто не может вразумительно объяснить сей факт, но омела очень хорошо известна, как важный магический атрибут у друидов Галлии и северных народов Скандинавии, у народности айны в Японии и в племенах валов в Западной Африке. Фактически повсюду на планете народы, практиковавшие или практикующие поныне «первобытную» магию, а не «цивилизованную» религию, считают омелу панацеей от всех бед — защитой жилища от ударов молнии и средством от женского бесплодия, лекарством от эпилепсии и универсальным противоядием.
С этими наивными суевериями невежественных людей, как известно, активно борются сразу на двух фронтах. Наука, естественно, отрицает экстраординарные целебные свойства омелы, а христианская религия официально расценивает всяческое шаманское знахарство как ведьмовство и сношения с дьяволом, а потому категорически осуждает. Но оставим на некоторое время тему омелы и тщательнее приглядимся к нашему организму, чье поведение, порой странное, еще очень далеко от понимания.
Медицина
Наверняка многие наслышаны об удивительном феномене стигматов, когда у глубоко верующих людей самопроизвольно появляются на ладонях и ступнях незаживающие кровоточащие раны — примерно там, куда, по традиционным представлениям, вбивали гвозди распятому Иисусу. Если страдалец — человек порядочный и уличить в жульничестве его не удается, то церковь трактует феномен как «чудо» божественного провидения, ну а наука, как известно, феноменами предпочитает вообще не заниматься, особенно сомнительными. Значительно меньше известно, что своего рода аналог стигматов можно воспроизвести и в лабораторных условиях. Правда, эксперимент носит несколько варварский характер, а испытуемый должен быть впечатлительным, из тех, к примеру, кто хорошо поддается гипнозу.
Заключается опыт в следующем. Человека сажают возле огня, и у него на глазах как следует разогревают в пламени монету. Затем раскаленный кружок металла подносят к руке добровольца, но в последний момент ассистент закрывает тому глаза, а вместо «пыточного орудия» прикладывает к телу другую монету, холодную. Тем не менее, бедолага ощущает резкую боль, а в соответствующем месте на руке появляется болезненная ранка круглой формы как от ожога.
Поскольку рациональному объяснению такого рода фокусы не поддаются, серьезные люди науки стараются их не замечать и, как правило, не изучают. Но зато изучается, причем в последнее время все более интенсивно, близкий по сути эффект плацебо, о котором медики спорят уже давно. Этим латинским термином (в буквальном переводе placebo — «понравлюсь»), напомним, принято именовать пилюли, содержащие нейтральные вещества, в частности сахар или крахмал (омела?), и вызывающие у поддающихся внушению пациентов признаки выздоровления. Эффект плацебо проявляется при лечении многих болезней: достаточно дать пациенту таблетку-пустышку, безапелляционно сказать, что ему полегчает, и — о чудо! — больной на самом деле идет на поправку. И это вовсе не самообман — методы позитрон-эмиссионной томографии (ПЭТ) свидетельствуют, что в организме пациента действительно запускаются биохимические механизмы, характерные для процесса выздоровления.
Замечено, например, что к такого рода «обману» очень восприимчивы люди, страдающие болезнью Паркинсона. Дефицит допамина2, вырабатываемого мозгом больных в недостаточном количестве, приводит к дрожанию конечностей, маскообразности лица, слюнотечению, повышению тонуса всех мышц, общей скованности и т. д. Для облегчения страданий пациентам дают препарат апоморфин, стимулирующий выработку мозгом допамина. Однако, как продемонстрировала недавно группа канадских медиков из Университета Британской Колумбии, вместо активной химии вполне можно применять и плацебо. Группе больных, уже знакомых с облегчающим действием апоморфина, наряду с лекарством давали и пустышку, причем никто не знал, кому что достается при каждом из приемов. Одновременно вводился медикамент-индикатор, позволяющий фиксировать прибором ПЭТ степень выработки мозгом допамина. Аппаратура убедительно показала, что выработка значительных доз допамина начиналась у всех пациентов, независимо от того, принимали они лекарство или плацебо. Наиболее правдоподобное объяснение, которое смогли дать этому факту ученые, — в ожидании облегчения мозг сам стимулирует нужные биохимические процессы3. Однако такой вывод неизбежно поднимает и масштабный вопрос о соотношении роли медикаментов и сознания самого пациента в деле излечения. Меньше всего в установлении истины заинтересована, понятное дело, гигантская фармацевтическая индустрия.
1 (назад)James George Frazer, «The Golden Bough: A Study in Magic and Religion» (abridged edition, 1922), онлайновую публикацию книги см. www.bartleby.com/196, русский перевод www.kiarchive.ru/ pub/misc/books/VOS/frezer.rar.
2 (назад) Или дофамин (dophaminum). — Прим. ред.
3 (назад) Подробнее см., к примеру, Eugene Russo, «The Biological Basis of the Placebo Effect», The Scientist, Dec 2002, www.the-scientist.com/yr2002/dec/research_021209.html; P. Petrovic et al., «Placebo and opioid analgesia — Imaging a shared neuronal network», Science, 295:1737-40, 2002; R. de la Fuente-Fernandez et al., «Expectation and dopamine release: Mechanism of the placebo effect in Parkinson’s disease», Science, 293:1164-6, 2001.
Имеются, отметим, и еще более поразительные свидетельства влияния сознания на физику взаимоотношений тела и окружающего мира. Например, врачи Окружной медицинской и гипнотерапевтической ассоциации Лос-Анджелеса изучали некоего кудесника Джека Шварца из Селмы (шт. Орегон). После того как врачи обследовали его руки, Шварц положил их в жаровню с раскаленными углями, а затем взял несколько углей и пронес их по комнате. Последующий осмотр не обнаружил на его руках ни малейшего следа ожогов. И это вовсе не уникальный случай — подобные занятия с огнем практикуют во время богослужений члены некоторых религиозных сект, предварительно вводя себя в транс.
Шоссе Одним из главных «героев» фильма является шоссе. По крайней мере, сил на съемки эпизодов на шоссе было затрачено немногим меньше, чем на создание спецэффектов. Начнем с того, что братьев Вачовски не устроила ни одна реально существующая магистраль — они, видите ли, недостаточно зловещи. Поэтому шоссе — точнее, участок автобана длиной в две мили — построили с нуля, с трудом убедив дорожную фирму, что заказ на его постройку вовсе не шутка. |
Связь
Еще одно любопытное свойство людей с трансформированным сознанием — способность связываться с «потусторонним» миром. Можно, конечно, снисходительно считать все подобные истории не шаманством даже, а так — чистой воды шарлатанством. Но можно вспомнить и следующие факты.
В 1943 году Верховный суд США аннулировал знаменитый патент № 7777, зарегистрированный в этой стране в 1900 году «изобретателем радио» Гульельмо Маркони (1874–1937) на радиоаппарат с настройкой частоты. Суд установил, что бесспорный приоритет в данном изобретении имеют англичанин Оливер Лодж (1851–1940) и американец Никола Тесла (1856–1943). Здесь же следует упомянуть, что несколькими десятилетиями раньше аналогичное решение по иску Лоджа принял и британский суд, отменивший приоритет самого первого патента Маркони от 1896 года на том основании, что еще в 1894 году Оливер Лодж устроил в лондонском Королевском институте публичную демонстрацию беспроводного телеграфного аппарата собственной конструкции. Чуть позже он запатентовал индуктивно-емкостную схему для настройки рабочих частот приемопередатчиков, что позволяло нескольким радиостанциям работать без помех друг для друга. Все эти идеи впоследствии нашли отражение в патентах Маркони, который обладал не только радиотехническим талантом, но и выдающимися организаторскими способностями, благодаря чему в 1909 году получил (вряд ли заслуженную) Нобелевскую премию и вошел в память потомков как изобретатель радио. Хотя очевидно, что в действительности пионерами беспроводной связи являются Лодж, а также Никола Тесла, демонстрировавший нью-йоркской публике радиоуправляемую модель лодки еще в конце XIX века и предлагавший на основе тех же принципов модулирования радиоволн передавать речь, музыку и даже изображения.
Вопреки хорошо известным научному миру фактам столь вопиющая историческая несправедливость сохраняется в энциклопедиях и учебниках по сию пору. Более того, Лодж и Тесла были чрезвычайно плодовитыми изобретателями, помимо радиосвязи внесшими огромный вклад в развитие важнейших технологий XX века. Однако вклад этот по преимуществу замалчивается, что объективными причинами объяснить весьма сложно.
Существуют, однако, причины несколько иного порядка. Оба ученых отличались довольно экстравагантным, на усредненный обывательский взгляд, поведением и, хотя никоим образом не были друг с другом связаны, выступали с достаточно схожими публичными заявлениями. Тесла, например, был уверен, что в ходе своих экспериментов с радиосвязью он вступал в контакт с представителями других миров, поскольку его радиоприемник регистрировал регулярные сигналы, явно несущие осмысленное послание. А поразительную успешность своих разнообразных экспериментов объяснял тем, что предварительно проводит их в другом, параллельном нашему пространстве. Что же касается Оливера Лоджа, то на протяжении последнего полувека своей долгой жизни он активно занимался исследованием медиумов-спиритистов, тайнами работы сознания и посмертного существования, установлением регулярных коммуникаций с потусторонним миром. Результаты бесчисленных экспериментов заставили Лоджа поверить в то, что сеансы связи с «умершими» неопровержимо свидетельствуют о существовании невидимых миров (одна из его книг носит выразительное название «Никто не хочет слушать — и все же!»).
Таким образом, можно допустить, что для «официального» научного мира оказалась неприемлемой сама мысль об утверждении пионерами радиосвязи ученых со столь нетрадиционными, дискредитирующими науку взглядами. Не посягающий на священные устои Маркони подходил на роль отца-основателя куда лучше. Хотя, если смотреть шире, взгляды Лоджа вполне можно было бы вписать в квантовую физику, оперирующую волновой природой частиц на субатомном уровне. Как известно, важнейшее различие между волнами и твердыми частицами в том, что волны обладают свойствами суперпозиции и модуляции. Говоря проще, эти свойства позволяют волнам различных частот занимать одно и то же пространство, не взаимодействуя друг с другом непосредственно. То есть волновая природа частиц делает вполне возможным существование параллельных вселенных, отличающихся между собой, подобно программам радио или телевидения, какой-либо фундаментальной волновой характеристикой. К сожалению, Лодж и Тесла не приняли квантовую физику, вплоть до своей смерти оставаясь учеными викторианской эпохи с ее принципиально иными взглядами на природу.
Физика
Почти все ведущие физики первой половины XX века признали, что новая квантовая теория требует радикального пересмотра классической концепции структуры реальности. Споры шли лишь о том, какой именно должна быть концепция, которая бы увязала уравнения, описывающие удивительное поведение субатомных частиц (находящихся одновременно во множестве разных мест и нигде конкретно), с реальным макромиром, демонстрирующим совершенно иные свойства. В конце концов утвердилась интерпретация, предложенная в 1920-е годы Нильсом Бором и его «Копенгагенской школой». В соответствии с Копенгагенской интерпретацией уравнения квантовой теории применимы только к ненаблюдаемым аспектам физической реальности. В моменты же наблюдения начинается иной процесс, который включает прямое взаимодействие между человеческим сознанием и субатомной физикой. Одно конкретное состояние становится реальным, остальные — только возможными. Копенгагенская интерпретация очень аккуратно, избегая какой-либо метафизики, изложила этот воображаемый процесс лишь в самых общих чертах, а более полное описание считалось задачей будущего или, возможно, вообще находилось за пределами человеческого понимания. Что же касается ненаблюдаемых человеком событий, находящихся где-то между сознательными наблюдениями, то про это было «спрашивать непозволительно». Понятно, что «недозволенность» вопросов в Копенгагенской интерпретации объясняется нежеланием ученых углубляться в выводы о многозначности реальностей и в тонкости взаимодействия нашего сознания с материей.
Лишь спустя три десятка лет, в 1956–57 гг., молодой американский аспирант Хью Эверетт, работавший в Принстоне под руководством Джона Уилера, впервые привел веские аргументы в пользу того, что уравнения квантовой теории свидетельствуют о наличии множества параллельных вселенных (впоследствии для описания «большой» реальности, включающей в себя все параллельные миры, был придуман неологизм «мультиверс»). Уилер, великий физик, сразу оценил красоту и важность выкладок Эверетта. И хотя по идейным соображениям учителю больше нравилась традиционная интерпретация Бора, он, руководствуясь принципами научной честности и объективности, всячески поддержал публикацию результатов Эверетта, сопроводив их собственной статьей с пояснениями. Благодаря Уилеру работу заметили, и с тех пор в физике не утихают дискуссии о том, допускает ли квантовая теория какую-либо иную интерпретацию, кроме мультиверса.
Хотя в действительности вопрос уже давно перешел из отвлеченно-теоретической области во вполне практическую. Сама концепция квантового компьютера была бы, по сути дела, невозможна, если бы ее создатели не опирались в своих построениях на специфические особенности существования частиц в условиях мультиверса4. А поскольку 3-, 5- и даже 7-битные регистры квантовых вычислителей уже реализованы на практике и показали свою работоспособность, отрицать существование параллельных вселенных можно лишь на уровне подсознательных страхов перед неведомым. Либо — из идеологических соображений, как Джон Арчибальд Уилер, который прекрасно понимает, какие именно выводы логично следуют из концепции мультиверса, и в 1994 году высказался в том духе, что принятие посмертной жизни и паранормальных феноменов разрушило бы весь базис современной науки, преподаваемой в университетах.
Мистика
Ну вот, а теперь, когда все нити нашего повествования обозначены, давайте вернемся к самому началу и еще раз взглянем на эпиграф. Это — куски фраз, надерганные из разных мест последней, посмертно изданной книги знаменитого шамана-надомника Карлоса Кастанеды5 «Активная сторона бесконечности». Составил эту мини-компиляцию английский кинокритик-визионер-космополит Джейк Хорсли6, справедливо указавший, что последняя работа Кастанеды приносит ощущение узнавания каждому, кто смотрел «Матрицу». Самое же удивительное, что книга (конец 1998 г.) и фильм (начало 1999 г.) с совершенно явными параллелями вышли практически одновременно. Создатели картины братья Вачовски никак не могли читать книгу, работая над сценарием, а в предыдущих работах Кастанеды нет ничего похожего на главную идею «Активной стороны…». Здесь постоянный виртуальный собеседник автора, индейский шаман Дон Хуан Матус, раскрывает сокровенную тайну, «тему тем» колдунов, — существование темной хищной силы, которая поработила человечество, сделав из его психической энергии источник своего питания. Это невидимая сила или сущность, которую он называет «летуном» (флайером) и описывает как «хищника, что пришел из глубин космоса и стал распоряжаться нашими жизнями. Человеческие существа — его узники. Хищник — наш господин и хозяин… Они захватили нас, потому что мы — их пища, и они высасывают нас беспощадно… Как мы разводим кур на куриных фермах, галлинерос, так хищники разводят нас на человеческих фермах, хуманерос… Хищники дали нам нашу систему верований, наши идеи добра и зла, наши общественные нравы… Хищники делают нас самодовольными, стереотипными и помешанными на своем эго. Чтобы держать нас покорными, робкими и слабыми, хищники совершили грандиозный маневр… Они дали нам свой разум…»
Конечно, здраво и рационально мыслящие люди лишь хмыкнут над этим забавными параллелизмами фантазеров, да еще мстительно припомнят, что в молодости Кастанеда чересчур налегал на мексиканские мухоморы с прочей наркотической дрянью на псилобицине, и вот вам результат — все галлюцинации-кошмары и предсмертные страхи больного раком наркомана в одной книжке. А вот Джейк Хорсли (тоже не дурак курнуть травки, заметим), сделав многозначительное сопоставление основных идей книги и фильма, меланхолично замечает, что в результате «мы имеем две тесно связанные версии единой правды — правды, настолько неприятной для осознания, что средний человек видит лишь научно-фантастический сюжет, сработанный Голливудом».
Что ж, каждый имеет право на собственную точку зрения. Но вот вам интересное наблюдение относительно судьбы статьи Хорсли в Интернете. Впервые этот довольно объемный текст, упоминающий Кастанеду лишь в относительно небольшом разделе, был опубликован под названием «Возрождение гностицизма. Матрица как путь шамана» на сайте www.wynd.org, после чего, учитывая безумную популярность «Матрицы», последовали перепечатки на множестве других сайтов для интеллектуалов. Затем сайт-источник вдруг куда-то исчез7, а тексты-перепечатки воспроизводят ныне оригинал ПОЧТИ целиком — нет лишь пугающего фрагмента про книгу Кастанеды8… Забавно, не правда ли? Вряд ли это исчезновение носит мистический характер, скорее, здесь следует вспомнить еще один, более уравновешенный вывод все того же Хорсли о «Матрице»: «Так как искусственный интеллект — произведение человечества, то очевидно, что врагами мы являемся сами себе».
Машины Интересная деталь — если в первой части «Матрицы» компьютеры являлись персонификацией абсолютного зла и водораздел между ними и людьми проходил довольно четко, то в продолжениях нам покажут неоднородность сообщества машин. По неподтвержденным данным, в «Matrix Revolutions» речь пойдет о проблемах сосуществования двух разумных видов вообще, а не о противопоставлении искусственного интеллекта естественному. |
Как это понимать?
Для тех, кто предпочитает осмысливать информацию и делать выводы самостоятельно, пора дать сигнал: здесь следует остановиться — подача фактов закончена. Далее последуют лишь некоторые умозаключения, адресованные тем, кто не уверен, что способен без дополнительных комментариев переварить прочитанное.
Согласно новейшим данным ученых-космологов о строении вселенной, мы видим лишь 5% из того, что составляет окружающий нас мир. Остальные 95% приходятся либо на «темную материю» (примерно процентов 30) и «темную энергию» (еще 65%), о которых ничего определенного наука пока сказать не в силах, поскольку — «приборами это не регистрируется». (Характерный выбор напуганно-растерянного эпитета «темные», а не, скажем, «прозрачные», оставим на суд психоаналиков.)
В глубокой древности, когда люди обходились без попов (якобы что-то знающих о потустороннем мире) и без науки (якобы понимающей происходящее в мире посюстороннем), а наивные представления о реальности наиболее продвинутые (шаманы) строили на основе доступных осмыслению метафор, общепринятым символом мироздания было дерево — всеобщее единство жизни очень разных элементов, от корней и ствола до ветвей и листьев. Люди (листья) и прочие обитатели мира могут казаться совершенно не связанными друг с другом, но все они в глубинах сознания составляют единое целое, хотя и не видят дерево целиком (его 95%). И населяют этот мир не только существа «плотные» и материальные, с корнями в земле (физическое тело), но и другие — бесплотные, не имеющие таких корней (омела, флайеры). Эффективно взаимодействовать с этими существами можно на уровне сознания, а уж в каких целях — добрых или злых; подчинения, повелевания или сотрудничества — зависит от самого человека. Это тайное знание и составляло основу деятельности первобытных шаманов и колдунов, с веками утрачивая свою естественность и обрастая всевозможными обрядами-ритуалами, затуманивающими суть.
В 1933 году Оливер Лодж в последней книге «Моя философия» так обобщил выводы своих научных исследований: «Вселенная выглядит для меня гигантским резервуаром жизни и разума. Невидимая вселенная — это великая реальность. Это тот мир, которому мы в действительности принадлежим и в который мы однажды вернемся».
4 (назад) Наиболее подробно об этом см. книгу «The Fabric of Reality» by David Deutsch, www.qubit.org/people/david, русский перевод: Дэвид Дойч, «Стуктура реальности», Регулярная и хаотическая динамика, 2001.
5 (назад) Боюсь, что в оценке Кастанеды мы с Киви несколько расходимся. Видимо, живем в разных реальностях. — Прим. ред.
6 (назад) «Gnosticism Reborn. The Matrix as Shamanic Journey», from «The Blood Poets, A Cinema of Savagery: vol 2, Millennial Blues» by Jake Horsley.
7 (назад) Пока оригинал сохранился в кэше поисковой системы Google www.google.com/search?q=cache:rIuC_m5pY-wC:www. wynd.org/matrix.htm+The+Matrix+as+Shamanic+Journey&hl= en&ie=UTF-8.
8 (назад) См, к примеру, www.konformist.com/flicks/matrix/matrix.htm или www.mindmined.com/public_library/nonfiction/jake_horsley_gnosticism_reborn.html. К счастью для наших читателей, сокращенный русский перевод (пока?) содержит нужный фрагмент, см. kitezh.onego.ru/matrix.html.