Два цвета: красный
АрхивТрилогия братьев Вачовски столь актуальна, что не использовать ее как повод для разговора о важных и интересных вещах было бы просто преступно
Сегодняшняя тема номера менее всего посвящена фильму, который выйдет в российский прокат 23 мая. Мы не киножурнал, к тому же вторая «Матрица» наверняка из тех картин, которые лучше один раз посмотреть, нежели сто раз прочитать о них. Однако трилогия братьев Вачовски столь актуальна, что не использовать ее как повод для разговора о важных и интересных вещах было бы просто преступно.
Обе статьи темы — «Шаманы Матрицы» Берда Киви и «Джордж Беркли Reloaded» Михаила Ваннаха — рассказывают о наших взаимоотношениях с реальностью. Надо сказать, что «Матрица», в основе которой лежит безумный коктейль из древних верований, религиозных учений, современных философских течений (иногда противоречащих друг другу) и футуристического антуража, является не легкомысленной компиляцией, а самоценным произведением. Поданным, правда, в очень доступной и привлекательной форме.
Свидетельством тому — книжка «The Matrix and Philosophy», прочитанная мною во время подготовки темы. Это сборник философских эссе, вдохновением для которых послужила первая часть «Матрицы». Один только список скрытых цитат и смысловых пересечений из первой «Матрицы» занял бы в теме добрых две страницы. Чуть ли не каждый человек, независимо от своей образованности и жизненных убеждений, находит в этом фильме что-то близкое. Для примера приведу названия нескольких публикаций (их содержимое вполне соответствует названиям): «Матрица, Маркс и жизнь Коппертопа1», «Религия Матрицы и проблемы плюрализма» и «We are (the) One! Кант объясняет, как манипулировать Матрицей».
Самая распространенная аллюзия, конечно, — христианское толкование «Матрицы», в котором Нео (он же Единственный, One — анаграмма от Neo — и Фома Неверующий в бытность свою Томасом Андерсоном) предстает Мессией. Однако более важной мне кажется другая аналогия — с пещерой Платона. В «Государстве» Платон рассказывает о человеке, который всю жизнь провел в пещере, будучи прикован к стене. Все, что видит этот человек, — всего лишь тени на стене. Тем не менее, поскольку опыт взаимодействия с реальностью для этого человека ограничен наблюдением за тенями на стене, то человек полагает, что эти тени и есть реальность. И увидев настоящую реальность, за пределами пещеры, может не поверить в то, что она действительно существует. Мне кажется, обе статьи темы именно об этом. И Джордж Беркли, отрицающий реальность в отсутствие наблюдателя, и талантливейший беллетрист Карлос Кастанеда — это люди, которые разными способами пытались увидеть еще что-то, кроме теней на стене.
«Матрица» затрагивает несколько важнейших вопросов, волнующих каждого мыслящего человека. Возможно, поэтому «Матрица» неоригинальна. Сомнение в существовании реальности? Вспомним китайского философа, вопрошавшего, кто кому снится — мудрец бабочке или бабочка мудрецу. Бунт машин? Известен еще со времен Мэри Шелли, а то и Голема. Паразитирование высшей расы на человечестве? Из новейшей истории можно взять хотя бы «Кукловодов» («The Puppet Masters») Роберта Хайнлайна.
Но самый очевидный и, наверное, главный — какую пилюлю ты выберешь, — разумеется, есть продолжение пещеры Платона. По Платону, человек, покинувший пещеру, возвращается обратно, но сталкивается с насмешливым отношением товарищей по несчастью, которым проще поверить в то, что он сошел с ума, чем в нереальность своего мирка. Существует еще один, более жесткий вариант этой притчи: выведенный на поверхность узник убивает проводника и тоже возвращается. Не знаю, как поступил бы я сам, однако хочется верить, что читатель повел бы себя иначе.
Отсюда и вопрос недели: какую пилюлю выбрали бы вы, будь у вас выбор? Красная — реальность, синяя — «реальность».
Учитывая, что сегодня каждому из нас так или иначе приходится соприкасаться сразу с несколькими реальностями (у газет своя реальность, у телевидения — своя, у обычных людей — своя), мне кажется, это весьма актуально.
1(назад) Coppertop — жаргонное название батарейки. В «народ» это выражение пустила компания Duracell. В первой «Матрице» Свитч называет коппертопом Нео, имея в виду, что Нео думает, будто живет в реальном мире, тогда как на самом деле он является всего лишь «батарейкой» для высшей расы.