Восстание машин
АрхивКомментарий дняОшибка компьютера уже сегодня чревата смертельным исходом для зависящего от него человка. И речь отнюдь не о вычислительной технике космических кораблей - о самых обыкновенных автомобилях...
Современные автомобили - настоящее чудо инженерной мысли, впрочем, всё больше удаляющееся от чистой механики в сторону электронных наворотов. Замечательный пример тому - ещё свежая 7-я серия BMW, представители которой смахивают по сложности скорее на истребитель, нежели на средство передвижения по земле. BMW 745i - это сотня с лишним электромоторов, не меньшее количество датчиков и как результат - интегрированная система управления электромеханическим хозяйством iDrive, позволяющая с помощью всего одного джойстика получить доступ к большинству функций, которым наделили лучшего четырёхколёсного друга человека его создатели. Сконструирована iDrive совместными усилиями BMW, Siemens и Microsoft - из самых лучших побуждений, для избавления водителя от необходимости изучения десятков кнопок, рычажков и регуляторов (роль Microsoft объяснять, наверное, не нужно - вычислительная система 745i и её двух сестрёнок работает под управлением Windows CE). Ну, и для понту, конечно, куда без этого: как-никак авто стоит под 70 тысяч долларов, так что для покупателя будущее должно наступить уже сегодня. Увы, за неоправданную сложность систем и поспешность производителей приходится расплачиваться пользователям. Частенько - своим здоровьем. А может быть и жизнью. Как это едва не случилось на днях с одним весьма известным таиландцем, ехавшим на важное совещание. Вероятно, на том самом 745i...
Новость, которая за пару дней облетела весь мир, проста: министр финансов Таиланда Шугарт Явисидха (Suchart Jaovisidha), спешивший на конференцию представителей центральных банков аж 17 государств, застрял в машине почти сразу же как выехал из своего дома. Бортовой компьютер неназванной элитной модели BMW по непонятной причине отключил и блокировал всё, что только мог (а может он, как мы помним, многое) - в том числе двигатель, кондиционер, двери и окна. Последние, кстати говоря, были выполнены из особо прочного стекла, так что сломать их для оказавшихся запертыми в салоне водителя и министра оказалось задачей невыполнимой. Перебрав все возможные варианты выхода из блокированного авто и посигналив для порядку, пленники прибегли к последнему приёму - начали жестикулировать, пытаясь привлечь внимание прохожих. К счастью, стекла машины не были затемнены - и любопытствующие догадались вызвать подмогу в лице охранников из близлежащего здания. Которые, орудуя кувалдой, и освободили страдальцев. Всего министр пробыл в плену у взбунтовавшегося компьютера около десяти минут - но, по его словам, к концу они с водителем уже едва дышали: в салоне не хватало воздуха.
Конечно, вряд ли на самом деле всё было столь драматично, но факт остаётся фактом: даже сегодня доверие, которое мы оказываем технике, слишком велико. При этом техника в большинстве своём ещё даже не достигла той критической отметки, за которой управление ею исключительно с применением человеческих рук окажется невозможным. Отдельные примеры, конечно, встречаются (как управляющая программа космических кораблей "Союз" - один из которых недавно "промахнулся" на полтысячи километров из-за неправильно сработавшего кода), но в тех же автомобилях компьютерное управление - явное излишество, дань моде. Есть ли хоть какой-то шанс избежать дальнейшей передачи власти машинам? Вряд ли - ведь очень маловероятно, что техника будущего будет проще сегодняшней, а потому и шансы на избавление от машинного ига микроскопичны. Вы так не считаете?