Отрицательный анализ
АрхивВокруг то и дело звучит: «аналитическая компания прогнозирует…»
Вокруг то и дело звучит: «аналитическая компания прогнозирует…» Или — «по мнению зарубежных аналитиков…» Ну и, разумеется, любимое всеми журналистами — «по мнению ряда экспертов». С помощью подобных конструкций можно доказать любые тезисы. И, что характерно, избежать какой бы то ни было ответственности за совершенно безответственные заявления.
Года три-четыре назад я сошелся в споре с директором по маркетингу одной из московских компаний. Тот все время уверял, будто в компьютерной прессе «мало аналитики». Сначала я отвечал децибелами на децибелы. Затем в ответ на оживленную жестикуляцию сам размахивал руками. В финале стороны устали и беседовали уже мирно. Вот тут я и догадался спросить, что же неуемный оппонент понимает под «аналитикой».
— Ну как же, — заявил опытный маркетолог, — аналитика — это цифры!
— Какие такие цифры? — оживился я.
— Да любые! Сколько принтеров продано, сколько персоналок, сколько мониторов!
В ответ оставалось только развести руками и разойтись. Спорить было бессмысленно. И неинтересно. А затем вдруг оказалось, что полнейшее тождество «цифр» и «аналитики» прочно засело в умах участников нашего рынка ИТ.
Собственно говоря, публику можно понять. Бизнес приходится делать в полнейших потемках. Хоть бы свечку кто зажег! Хорошо им на Западе. Там кругом публичные компании, ежегодные отчеты, аудиты всяческие. Правда, не так давно крупнейшие американские аудиторы крупно опозорились, да так, что пришлось вмешиваться правительству. Но в целом ситуация с «цифрами» выглядит куда лучше, чем у нас.
К тому же российский бизнес в области ИТ по подходам, да и структурно, очень сильно копирует так называемый мировой опыт. А в этом самом мире привыкли действовать просто. Аналитики говорят, что этот сектор рынка бурно растет? Значит, вкладываем туда деньги. Не вышло? Ну, сами понимаете, никто не виноват — аналитики же обещали!
Аналитики давно стали высокооплачиваемыми паяцами и козлами отпущения. Первую скрипку тут, разумеется, играют эксперты фондового рынка. Пока все спокойно — экспертов и аналитиков слушаются. Но как только вслед за летящими на асфальт Уолл-стрита брокерами американские домохозяйки веером выбрасывают из окон обесценившиеся акции, из оракулов и чревовещателей аналитики быстро превращаются в выпускной клапан — это они, гады, виноваты во всем! Так случалось до обвала пирамиды дот-комов. И так будет еще не раз.
А у нас вот своя беда. Мы путаем цифры и аналитику. Статистику и — результат серьезных умственных усилий, в основе которых — фактография и здравый смысл. Цифр у нас нет, но рынку очень хочется их иметь. Как минимум, чтобы свалить возможные неудачи на изменение «тенденций» и «конъюнктуры». Нам хочется цифр до такой степени, что доморощенные обозреватели смело сопоставляют совокупные обороты компаний, поставляющих «железо» и отчасти услуги, — с итогами тех, кто в большей степени ориентируется как раз на профессиональную экспертизу. Да мало ли примеров!
При этом как таковая аналитика на российском рынке все же есть. Только она не продается и не покупается в виде отчетов исследовательских компаний, а сосредотачивается в головах конкретных людей, управляющих бизнесом вполне успешных компаний. И, кстати говоря, этим интеллектуальным капиталом многие готовы делиться чуть ли не бескорыстно. В том числе на страницах прессы.
И вообще маловероятно, что обилие цифр — всегда благо. Когда результаты околорыночных изысканий превращаются в объект для манипуляций, и на аналитике, и на цифрах можно ставить крест, продолжая бизнес надежными дедовскими методами. То есть держа нос по ветру, постоянно дуя на воду и периодически сплевывая через левое плечо.
Вот самый свежий пример. Ссылаясь на данные «независимых экспертов», а именно Synergy Research Group и InfoTech, фирма Avaya сообщает, что, похоже, заняла лидирующие позиции на рынке IP-телефонии США. «Статистические данные… отражают устойчивое лидерство Avaya в поставках систем голосовой связи для IP-сетей», сообщается в официальном документе Avaya. Но, разумеется, ближайший конкурент — Cisco Systems — не дремлет. И, ссылаясь на те же источники, убеждает общественность в своем первенстве. А в адрес Avaya бросает упрек: та, дескать, слишком избирательно пользуется данными аналитических агентств.
С обеими компаниями, разумеется, ничего плохого в результате не случится. А вот аналитики в очередной раз выглядят поставщиками не объективной информации, а скорее невнятных наборов цифр, трактовать которые можно как угодно.
Хотим мы такой «аналитики»? Или таких «цифр»? Не уверен. Чем меньше способов утверждать, что молоко в красных пакетах отравлено мормонами, что компьютеры изобрели хаббардисты, а Саддам Хусейн — переодетая женщина с фальшивыми усами, тем лучше для всеобщего спокойствия. Вне зависимости от мнений «ряда экспертов».