Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Лотос — цветок, растущий в грязи

Архив
24.04.2003

Рынок — вещь дикая. Рынок в стране развивающейся — тем более.

 


Рынок — вещь дикая. Рынок в стране развивающейся — тем более. И совсем худо, если покупаешь на нем товар, о технологии производства которого имеешь слабое представление. Это не копытные, чей возраст определяется по зубам, и не одежка, где критерий — качество отделки шва. Но так ли страшен компьютерный рынок для новичка? Читайте отчет ниже.

Царицынский рынок встретил меня неприветливо — вереница людей, уходящих под  мост, не иссякала. В мерности движения живой колонны было что-то из паркеровской «Стены». Не лучше оказался и следующий кадр: подъем от небольшого блокпоста к первым из длинного ряда павильонов. Сдавленный насыпями транспортных артерий рынок нисколько не походил на место, где торгуют чем-то компьютерным. Виниловые буквы на листах ДВП плохо вязались со смыслом составленных из них сообщений. DVD-диски и мобильные телефоны, рекламируемые подобными средствами, покупать не хотелось. Но привела меня сюда не жажда эстетического удовольствия, а необходимость приобретения модема, в полной мере соответствующая местному антуражу. Имея в кармане пару тысяч российских денег, отправляться в непрофильный супермаркет за изделием US Robotics было неразумно. А ведь в сумму нужно уложить и букет жене, на чей день рождения, собственно, приобретался модем. Оставалось довериться винилово-деревянным призывам.

Поездке предшествовало маркетинговое исследование в виде чтения ежедвухнедельного каталога цен и пара походов в интернет-кафе для просмотра онлайновых прайсов. Это помогло определить масштаб цен на внешние модемы от производителей второго эшелона, но с географией покупки было труднее. Успеть куда-нибудь по окончании рабочего дня с тогдашнего места работы было невозможно, и Царицынский был выбран как единственный, что был по дороге. Решение, у кого покупать, пришлось отложить до прибытия на место.

Размеры торговой площадки показались мне невеликими, и в душу закралось сомнение — а тот ли вообще это рынок? Нет ли поблизости чего-то другого, из стали и пластика, и чтоб вывески были посовременнее? Но вторичная рекогносцировка ничего такого не показала, да и погода требовала более решительных действий. Я начал движение, заглядывая в каждый киоск.

Довольно скоро выяснилось, что выбирать почти не из чего — по крайней мере, в целевой категории «модемчики до 50 баксов». Все фигуранты от одного и того же производителя стоили практически одинаково — разница составляла максимум полтора доллара. Я стал интересоваться, что выиграю, если уплачу эти полтора, выяснилось, что ничего, кроме улыбки продавца. Гарантия одна и та же, двухнедельный «манибэк», комплектация нигде не отличается. Стало ясно, что нужны другие критерии. Решил выбрать самого компетентного продавца и, так сказать, вознаградить его знания. Но вскоре понял, что выбрать самого-самого не получится ввиду сильной занятости одних и праздности других. Ведь праздность возникает из-за отсутствия клиентов, а это вызывает подозрения — почему это у него не покупают? Может, неладно чего? Сильно занятых же отвлекать не хотелось — не та сумма, вдруг и разговаривать не захотят.

Тем временем народ поредел, кое-кто из торгующих стал закрываться. Озаренный идеей, что последнему посетителю может перепасть скидка, я выбирал закрывающихся и скромно намекал на дисконт. Понимания не встретил — маржа и без того небольшая, а спрос на недорогие модемы стабилен, не куплю сегодня я, завтра купит другой. Так что надежда на то, что букет для жены будет на пару цветков толще, иссякла. Вспомнил и про интернет-карточку и совсем загрустил. Но тут меня окликнул молодой человек из микроскопического павильона, который я как-то в своих блужданиях пропустил. Молодой человек поинтересовался, не ищу ли я недорогой, но надежный модем в пределах пятидесяти зеленых. Мое удивление вызвало смех у него и его напарника. Оказывается, глазастая молодежь заметила, что привлекает меня на витринах противоположных киосков, а уж ассортимент соседей им давно знаком. Зоркость подсказала им мои финансовые возможности, а цены конкурентов позволяли сделать мне скидку.

Мне был предложен Acorp 56K с клятвенными уверениями, что дешевле сорока трех долларов я ничего не найду и «если что, вернете без объяснений». Я засомневался, так как слышал о марке Acorp всякое. Продавец объяснил, что многое зависит от АТС, но даже на самой плохой линии предлагаемый модем ведет себя достойно. Для убедительности у меня спросили три первые цифры домашнего телефона, после чего достали из-под прилавка газету «Комсомольская правда». В ней оказалась компьютерная рубрика, в которой характеризовались АТС Москвы. Моя угодила в почетную вторую категорию — «подходят все типы модемов». На вопрос, что будет, если я перееду, ответом было «ну, вы же компьютерщик — на другой заработаете». Спорный аргумент, но сработал именно он. Как бы в подтверждение того, что я компьютерщик и смогу заработать на другой модем, я полез за деньгами. Правда, остался открытым вопрос, почему я в данный момент покупаю дешевый Acorp, но подсознание не желало на него отвечать.

Выходя из павильона с коробкой в руках, я заметил, что продавцы напротив начинают сворачивать торговлю. Я обращался к ним ранее, но скидку не получил. Покупателей вокруг уже не было. Видимо, я был последним потенциальным клиентом сегодня, и торговцы выжидали, не заплыву ли я в их сети. Но победила расторопная молодость, вычислив мои запросы и возможности, с помощью газетной рубрики создав намек на беспристрастное мнение третьего лица и, наконец, нажав на педаль честолюбия. В выигрыше они, получившие прибыль и мое хорошее о них мнение. В выигрыше я — оставшихся денег хватило на 10 часов доступа и букет о семи бутонах. Модем полгода как работает без всяких нареканий и подружился уже с третьей по счету АТС.

Одним из мест, где гуртуются продавцы компьютерной техники, является Всероссийский Выставочный Центр. Но пребыванию там непрофильных арендаторов приходит конец. Торговля, занимающая значительную часть территории ВВЦ, вскоре будут ликвидирована — об этом заявил вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Правда, по его словам, окончательно освободить комплекс от магазинов планируется только после полной модернизации ВВЦ. Пока от торговцев освобождены павильоны, которые будут задействованы в ходе международной выставки молодежных научно-технических проектов «Экспо-наука», запланированной на 12–19 июля.



Возможно ли такое в магазине, где продавец — наемный работник? Нет, ибо вертикаль магазинной власти не позволит продавцу быстро принять решение о скидке. Персонал супермаркетов, вперемешку с оргтехникой торгующий продуктами и бытовой химией, как правило, в железе разбирается не очень и скидку не предложит — от греха подальше. Да и некогда. Так что всех понимающих и стесненных в средствах (надеюсь, временно — вы же компьютерщики!) приглашаю на рынки.

Предупрежден — вооружен

Военные операции всегда предваряются разведывательными действиями. Точечный удар всегда обходится дешевле коврового бомбометания. Давайте примем эти аксиомы милитаристов и найдем приложение им к нашей задаче. Как лучше провести рекогносцировку на рыночном поле — ответ на этот вопрос имеет несколько вариантов.

Сведения о ценах и ассортименте поступают из разных источников: что-то подскажут друзья, всегда богат ссылками Интернет, полезной окажется реклама в печати. Рассмотрим все варианты в алфавитном порядке.
Друзья плохого не посоветуют. Но и знают они немного — лишь то, что пробовали сами, да о чем где-то слышали. В последнем случае первоисточник сведений найти удается редко, а «испорченный телефон» — плохой источник разведданных. Личный же опыт друзей может вам и не пригодиться. Неизбежная предвзятость может сослужить в данном вопросе плохую службу. Что ж, на вкус и цвет… но пора уж и про Интернет.

Это, пожалуй, самый полный и оперативный источник информации. Существует целое сонмище сайтов-каталогов компьютеров, периферии и комплектующих. Задайте перечисленные слова в любом поисковике и получите список страниц на двадцать. Правда, разобраться в море информации будет непросто, но умеющий искать — обрящет. (MS Word предложил заменить последнее слово на «обрыщет». Что-то в этом есть...) К сожалению, Интернет не гарантирует актуальность сведений и отсутствие дезинформации. Администратор каталога не может следить за достоверностью предоставляемых данных, так что надо быть готовым к тому, что нужная железка по прибытии на место окажется дороже, если будет вообще. Впрочем, это можно уточнить по телефону.

Митинский радиорынок — старейший в Москве да и, пожалуй, в стране, в недалеком будущем изменит свой облик. На его месте планируется возвести торговый комплекс площадью свыше 33000 квадратных метров. Огромная автостоянка должна решить столь острую сегодня проблему парковки. Бюджет реконструкции составляет двадцать миллионов долларов.



Еще один минус интернет-разведки — ее стоимость и доступность не каждому. Хорошо иметь «выделенку» на работе. Чуть хуже иметь коммутируемый доступ из дома. А что делать, если покупается первый компьютер, да еще человеком, не работающим в сфере ИТ? Или приехавшим из провинции? Предположим, что наш неофит ограничен в средствах, и обратиться за консультацией некуда. Идти в интернет-кафе — дорого и непонятно. Здесь я могу порекомендовать только одно — присмотреться к печатной продукции.

Пока нам доступен только один бумажный каталог цен. Это «Компьютеры и оргтехника», бесплатно распространяющийся на компьютерных рынках. Встречается он и в киосках печати по цене от рубля до пяти. Выпускавшийся ранее два раза в месяц, с марта «КиО» выходит еженедельно, то есть по оперативности приближается к интернет-каталогам, где периодичность обновления тоже нередко составляет неделю. Количество страниц выросло до 128, «внутренности» обрели цвет, что немаловажно для рекламодателей. Значит, больше будет предложений на страницах «КиО», будет из чего выбрать нашему персонажу.

Но «Компьютеры и оргтехника» недолго будет оставаться монополистом. Увидела свет бумажная версия сайта Savok.RU. Это интернет-представительство рынка «Савеловский» и торгующих на нем предпринимателей. Периодичность — раз в две недели; планируемый тираж — от 25 до 50 тысяч экземпляров; объем — от четырех до восьми полос. С параметрами «КиО» не сравнить, но время покажет. Покупателям же кругом выгода — конкуренция всегда полезна. Распространяться газета будет в крупных торговых центрах и рынках.

Сведения о ценах можно найти и в других изданиях. Традиционно много рекламы в бесплатных газетах, типа «Из рук в руки»; там же можно поискать и технику, бывшую в употреблении. Не судите за саморекламу, но каждый выпуск «Компьютерра-Advisеr», один из которых вы держите в руках, дает подробную информацию по своей теме как минимум на полгода вперед.

Подведем итоги. Друзья — это хорошо, но человеческий фактор здесь очень весом. Интернет тоже хорошо, но вступает в действие фактор технический — доступность и обозримость. Так что пусть в ваших планшетках найдется место для старого доброго офсета. Бумага не нуждается в электричестве, а с ним на поле боя бывают перебои.

Фонтан электронного рая

Рай — вещь гипотетическая. Ничто, созданное человеком, не может претендовать на право именоваться раем, что-нибудь, да поскрипывает. Был я давеча в одном месте — евроремонт, чистота, обхождение, даже фонтан имеется. Может, и станет когда-нибудь технократическим раем. Но пока — не тянет, господа, не тянет.
Семейный совет обсуждал вопрос приобретения ТВ-тюнера. Результаты голосования показали следующее: 50% семьи выбрали позицию «за», вторая половина предпочла воздержаться. В наказание за отсутствие энтузиазма вторая половина была оставлена дома, а я отправился на поиски.

Редакционное задание подразумевало рассказ о ситуации на компьютерных рынках Москвы. С момента выхода прошлой «Розницы» число торговых точек, объединяющих в одном месте разных продавцов, увеличилось. Посему решено было изучить новые образования в этой сфере. Мое внимание привлек торговый комплекс «Электроника на Пресне», открывшийся в декабре прошлого года.

Найти его было нетрудно — сайт ТК «ЭнП» (www.electroniks.ru/ind.html) предоставил исчерпывающую информацию о его местонахождении. В подробном описании маршрута удивление вызвала только рекомендация выходить из метро со стороны первого вагона из центра. На мой взгляд, гораздо удобнее выйти со стороны хвоста и, обогнув станцию, спуститься в переход. Держась правой стороны, вы попадете как раз на нужную сторону Звенигородского шоссе. Дальше остается только следовать прямо, и после автоцентра «Шкода» справа откроется коридор, украшенный гирляндами. Они мигают, как огни ВПП, приглашая пройти под вывеску «Электроника на Пресне».

В пресс-релизе, информировавшем об открытии центра, говорилось о трех сотнях торговых мест площадью от 12 до 75 кв.м. На деле павильонов оказалось не больше ста — видимо, за счет объединения соседних в комнатки покрупнее. Обещанный фонтан с золотыми рыбками присутствовал и функционировал. Строгий охранник следил за исполнением просьбы «не кормить рыбок», скромно укрепленной на бортике сбоку.

Электроника в павильонах имелась, но в большинстве своем выходящая за пределы наших интересов — бытовая техника, аудио- и видеосистемы, телевизоры и прочее «аналоговое» железо. Как и везде, широко было представлено племя «мобильщиков». Нашлась и пара-тройка закутков, торгующих фильтрами для воды. Тоже высокотехнологичный товар, но к вывеске центра не имеющий никакого отношения. А вот специализированных компьютерных павильонов я обнаружил немного — едва ли четверть от общего числа. Из матерых участников рынка компьютеров, пожалуй, только «Анкомп» и «Стартмастер».

Остальные торговцы, как правило, относятся к когорте ПБОЮЛ. Не страдая пока от чрезмерного внимания публики, они ведут политику умеренных цен и внимательного отношения к публике. Стоило мне заглянуть в один из павильонов, как тут же из будочки в углу выбрался продавец и предложил свою помощь.

Я спросил о причине отсутствия в продаже ТВ-тюнеров Pinnacle (вообще, это предложение встречается редко — на рынке доминирует Aver). Продавец предложил версию, что Россия не является сферой интересов Pinnacle и фирма отпускает небольшое количество товара в восточном направлении. Надо сказать, что на самом деле Pinnacle внимательно относится к российскому рынку и даже регулярно проводит в компьютерных магазинах Москвы свои презентации. Затем было заявлено, что народ предпочитает марку Aver — дескать, чип хороший и ПО выше всяких похвал. Я ответил, что чипов на все модели тюнеров один-два и обчелся, а софт в России никогда особо не ценился. Хотя знатоки действительно хвалят программные средства от AverMedia. Тогда был предложен модельный ряд тюнеров Kworld, но я не выказал интереса, решив поискать все же Pinnacle.

Постепенно разговор перешел на комбо-драйвы DVD/CD-RW. В прайс-листе была указана только одна позиция под маркой Toshiba по цене 96 долларов. Продавец выразил к ней свое уважение, но заметил, что «с тошибой бывают проблемы». Мне стали интересны причины такого мнения, и тут я узнал, что оно формируется по предпочтениям покупателей. Мол, что народ выбирает, то и есть хорошо — молодежь, она ведь нынче грамотная! Резон в этом есть — железо на рынке действительно покупают люди сведущие. Но и продавцу здесь следует быть технически подкованным — иначе доверия не завоевать, не убедить покупателя. Впрочем, это дело времени — молодежь нынче действительно грамотная.

Итогом дальнейшего изучения прайсов стал вывод, что цены практически не отличаются от савеловских и царицынских. Лаг в два-три доллара не является аргументом в пользу больших рынков, так что живущим неподалеку разумнее прийти в «Электронику на Пресне». Выбор, конечно, поменьше, но много ли тех, кто нуждается в строго определенной видеокарте или пишущем приводе? Хардверный мэйнстрим здесь представлен почти полностью, павильонов со временем станет больше, а затесавшиеся не с тем товаром в электронный ряд, скорее всего, съедут, не найдя своего покупателя. Все-таки в ТК по продаже техники приходят не за фильтрами для воды.


В феврале текущего года открылся торговый центр «Электроград на трех вокзалах». Как заявляют организаторы, специализация центра — электрическое и электронное оборудование, аксессуары и расходные материалы к ним, портативная техника.
«Электроград…» расположен у выхода станции метро «Комсомольская», обращенного к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам. Это удобно для регионального покупателя — можно прилично сэкономить на транспортировке. Кстати, имеется служба бесплатной доставки крупногабаритных покупок к платформам вокзалов или станции метро «Комсомольская», а также к автостоянке на площади трех вокзалов.
Сейчас «Электроград…» вмещает 500 павильонов, расположенных на двух этажах. В конце марта каждый павильон будет телефонизирован, а также оборудован телеантенной — вдруг захочет клиент проверить телевизор или плату ТВ-тюнера. По желанию арендаторов торговое место оборудуется телефоном с выходом на междугородную связь и в Интернет.
На территории торгового центра имеется пункт обмена валюты и кафе, планируется открытие филиала банка.
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.