Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что можно. Что нельзя.

Архив
автор : Михаил Генин   22.04.2003

Повторение, как известно, мать учения. А уж о том, что касается защиты наших с вами прав, не грех поговорить не раз и не два.

Повторение, как известно, мать учения. А уж о том, что касается защиты наших с вами прав, не грех поговорить не раз и не два. Тем более что, возможно, многие из нынешних читателей спецвыпуска «КТ» и не читали наш предыдущий правовой обзор во втором номере спецвыпуска за прошлый год.

 Господин покупатель

Итак, на что же имеешь право ты, товарищ покупатель? Покупатель не только товаров, но и услуг, в том числе и услуг доступа в Интернет. С одной стороны, на довольно многое. Законы, касающиеся защиты прав потребителей в России весьма и весьма недурны, и даже, по мнению многих представителей другой стороны баррикад, то есть продавцов (а они, в общем-то, такие же люди, как и мы, покупатели, и не стоит об этом забывать) — дают потребителям права чрезмерные. Впрочем, тут мы с продавцами не согласимся. Не чрезмерные права, а самые что ни на есть нормальные. Нам бы еще прав, да побольше. Ну, например, права бесплатного апгрейда системы в течение трех лет…Ладно, замечтались, вернемся к реалиям.

Начнем с покупателя компьютерных товаров. На что имеет право человек, зашедший в магазин и собравшийся там что-нибудь купить? С точки зрения закона, он уже называется потребителем — и именно с этого момента начинаются взаимоотношения покупатель — продавец. В первую очередь, покупатель имеет право на достоверную информацию. То есть продавец (и во многих случаях производитель, в прилагаемой к товару документации, причем, обязательно на русском языке) должен кое-что о товаре рассказать. Это «кое-что» включает в себя все сведения, связанные с безопасностью использования товара (то есть различные сертификаты, а сертификации подлежит довольно многое), данные о том, где и как произведен данный товар, для чего он предназначен, и что, собственно, с этим товаром делать можно, а что ни в коем случае нельзя, и тому подобные сведения. Подробнее об этом написано в ст.ст. 8–10 Закона «О защите прав потребителей». Помимо прочего, продавец должен уведомить покупателя, новый ли товар он ему продает. На рынке далеко не редкость так называемые refurbished товары, то есть товары, выпущенные в продажу после ремонта. Так вот, если покупатель приобрел такой товар под видом нового, он имеет право вернуть его и получить назад деньги. Если же приобретается уцененный товар, покупатель должен быть извещен о причине уценки, если, конечно, она вызвана не маркетинговыми соображениями, а наличием в товаре каких-то недостатков. Кстати, стоит помнить, что, например, отсутствие инструкции на русском языке или необходимого сертификата с точки зрения закона — такой же недостаток товара, как и все остальные.

Итак, продавец рассказал нам все предельно подробно, деньги уплачены, и если купленная вещь верой и правдой работает на протяжении долгих лет, то историю можно считать закончившейся хэппи-эндом. Если ж вещичка работать отказывается… Тогда вступает в силу ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», в которой перечислены все возможные требования лица, которому продали товар с недостатками. Требовать все это можно в течение установленного гарантийного срока, длительность которого может определять как производитель, так и продавец, или оба сразу. Продавец может также устанавливать и так называемый срок money back (то есть период, в течение которого можно вернуть товар без недостатков), однако делать этого не обязан: в отличие от многих других товаров, компьютеры и связанные с ним вещи правительство вычеркнуло из списка товаров, обязательно подпадающих под это правило. Все эти сроки обычно исчисляются, начиная со дня покупки, но при покупке на расстоянии, — например, через Интернет-магазин — со дня доставки.

Для того чтобы предъявить какие-то претензии продавцу, вовсе не обязательно иметь при себе товарный или кассовый чек. Зато можно потребовать оплатить доставку неисправного товара. Правда, это в теории, на практике вам, разумеется, могут и отказать, справедливо полагая, что из-за подобной мелочи клиент в суд не побежит. А иначе как через суд тут свою правоту не отстоять.

Требовать не ремонта, а замены или возврата денег в случае с компьютерной техникой (которая является технически сложным товаром) можно только при наличии существенных недостатков, то есть недостатков неустранимых, или тех, что проявляются после ремонта вновь.

Продавец (или производитель) вправе забрать неисправный товар на экспертизу, чтобы выяснить, что является причиной возникновения неисправности — проблемы самого товара или проблемы его хозяина, не сумевшего соблюсти правила пользования и хранения товара (в таком случае гарантийные обязательства снимаются). На период этой экспертизы или ремонта никто не обязан выдавать бедному клиенту аналогичный товар в пользование, хотя, когда дело касается дорогой техники, порядочные продавцы сами проявляют подобную инициативу. Что же до самих правил эксплуатации, которые нельзя нарушать под страхом потери гарантии, то они описаны в прилагаемой к товару документации и в случае с компьютерной техникой всегда относятся только к «железной» части. Никто не имеет права предъявлять претензии пользователю за то программное обеспечение, которое он использовал, поскольку тот факт, что товар перестал работать по вине какого-то софта, попросту недоказуем. А доказывать «верблюжесть» пользователя в случае экспертизы приходится именно продавцу — априори пользователь все делает правильно. Фактически, это, например, легализует разгон тех комплектующих, которые оному поддаются. Несмотря на то, что попытка разгона, то есть превышения документированных возможностей, скорее всего, на основании гарантийных условий является поводом для прекращения действия гарантийных обязательств, на практике сам факт выхода платы или процессора из строя по причине разгона доказать очень тяжело — она ведь может сгореть и при обычной эксплуатации (но это вовсе не значит, что я советую так делать — обманывать нехорошо). Не стоит забывать и о том, что на протяжении всего гарантийного срока покупатель может потребовать все из того, что перечислено в 18 статье. То есть если товар окончательно вышел из строя или подлежит ремонту уже во второй раз, то можно требовать и замены его на аналог или возврата денег. Установил продавец гарантийный срок в три года — все эти права у вас будут три года. А отсутствие у продавца аналогичной модели, коли покупатель потребует замену, — его проблема. Аналогичный товар — это не обязательно полностью идентичный. Достаточно того, чтобы это был товар со схожими характеристиками и по сходной цене.

На вышеуказанную экспертизу закон отпускает продавцу 20 дней. После чего, в течение семи дней, он обязан поменять товар на аналогичный, а если покупатель настаивает на возврате денег, их надо выплатить незамедлительно.

Слово о бедном провайдере

Надо заметить, что отношения провайдера доступа в Интернет со своими клиентами регулируются во многом вовсе не Законом «О защите прав потребителей», а Законом «О связи». Главным же документом в этих отношениях является договор сторон. Теоретически, покупая услуги связи, пользователь должен в обязательном порядке подписать договор с провайдером. В реальности же часто подобный договор не подписывается, а подразумевается заключенным по умолчанию — например, когда все отношения между провайдером и пользователем заключаются в покупке последним пластиковой карточки. Не прилагать же к каждой карточке бланк договора… При этом сам договор где-то существует, обычно лежит на сайте провайдера, и считается офертой, которую пользователь принимает, начиная пользоваться предоставляемыми услугами связи.

Если честно, я еще не встречал человека, который бы читал эти договоры, не говоря уже о таком, что не согласился бы с ними и из-за этого не воспользовался бы услугами связи от данного провайдера (карточку-то уже не вернешь). Обычно, в подобном договоре не написано ничего об ответственности провайдера, зато написано очень много об ответственности пользователя. Скорее всего, пользователь автоматически принимает обязательство следовать установленным провайдером правилам пользования услугами, за невыполнение которых договор может быть досрочно прекращен (без возврата денег, разумеется).

Вот совершенно типичный перечень подобных запретов из договора, лежащего на сайте одного крупного московского провайдера:
1. АБОНЕНТУ запрещается:
  Использовать Услуги для передачи через сеть любой информации, противоречащей действующему российскому или международному законодательству;
 Публиковать или передавать любую информацию или программное обеспечение, которое содержит в себе компьютерные «вирусы» или способно нарушить нормальную работу компьютеров, доступных через сеть;
  Подделывать служебную информацию в заголовках сообщений, рассылаемых в телеконференции или посредством электронной почты;

Здесь и далее под сообщениями понимаются сообщения электронной почты, ICQ и других подобных средств личного обмена информацией.
 Рассылать или переадресовывать «цепочные» сообщения любого типа;
  Направлять сообщения в телеконференции или списки рассылки, тематика которых не соответствует тематике телеконференции или списка рассылки;
  Направлять сообщения с бинарными файлами в телеконференции, не предназначенные для обмена такими файлами; 

  Производить «многоадресную» рассылку (более чем в десять адресов одновременно или в телеконференции) рекламных, информационных и других материалов другим пользователям сети без предварительного согласования такой рассылки с ПРОВАЙДЕРОМ; 
 Производить рассылку информации рекламного, коммерческого или агитационного характера другим пользователям сети без их согласия за исключением отправления рекламных сообщений в специальные коммерческие телеконференции и списки рассылки;
 Осуществлять попытки несанкционированного доступа к ресурсам ПРОВАЙДЕРА и к другим системам, доступным через сеть Интернет;
 Использовать Услуги для распространения материалов, носящих оскорбительный характер для других участников сетевого сообщества.
2. В случае нарушения перечисленных Условий ПРОВАЙДЕР вправе прекратить предоставление Услуг и расторгнуть Договор на абонентское обслуживание в одностороннем порядке.
3. Приведенный перечень неправомерных действий АБОНЕНТА не является окончательным и любое действие АБОНЕНТА, вызывающее сомнения в его правомерности, может быть взято на контроль администрацией ПРОВАЙДЕРА.

Прекрасный текст, не правда ли? На основании подобного договора провайдер может расторгнуть свои отношения фактически с любым пользователем, который живет минимально активной сетевой жизнью. Однако никому из его клиентов и в голову не приходит спорить (до тех пор, пока его не отключат, разумеется). Это вовсе не означает, что все провайдеры хапуги и рвачи, и только и ждут возможности улучить момент и отключить незадачливого клиента, нет, просто всегда надо помнить о том, что у них есть такая возможность. И претензии предъявлять будет некуда — договор есть договор. Правда, стоит помнить, что по Закону «О связи», никому не может быть отказано в пользовании общими сетями связи. И на основании этой статьи закона даже после того, как провайдер расторг с вами договор, вы имеете право заключить новый, а провайдер не имеет права вам отказать. Другой вопрос, захотите ли вы еще раз воспользоваться услугами этого провайдера.

При этом еще раз повторю, что сам провайдер в договоре не гарантирует пользователю качество предоставляемых услуг, а законом критерии этого качества никак не установлены. То есть невозможно выделить существующий недостаток в услуге, а значит и Закон «О связи», и Закон «О защите прав потребителей» будут бессильны.

Останется, разумеется, суд, но опять же — это скорее теоретическая возможность. В Москве и крупных городах при возникновении проблем с провайдером проще всего просто сменить провайдера, благо конкуренция у них приличная. В провинции же, где провайдерский рынок очень часто монополизирован, даже победа в суде ничего не даст — обращаться-то за услугами доступа в Интернет больше все равно не к кому.

Вместо заключения

Любой закон, будучи универсальным в теории, на практике может спотыкаться на каких-то частных случаях. Не стоит полагаться только на него, и тем более злоупотреблять им. Но так же не стоит забывать и о возможностях, которые предоставляет нам государство. В случае, когда (исходя из презумпции порядочности всех людей, будем считать, что по недоразумению) продавец или изготовитель товара отказывается выполнять свои обязанности, причиняя вам материальный и моральный ущерб, нелишне быть юридически подкованным. В крайнем случае, всегда есть возможность обращения в суд, хотя, конечно, это во многом крайняя мера, поскольку требует значительного времени, сил и часто средств


 
Выдержки
из законодательства:

Закон РФ «О защите
прав потребителей»
(№ 2300–1, от 07.02.1992)

Глава 1.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
  потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
  исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
  продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Статья 8.

Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статья 9.

Информация об изготовителе
(исполнителе, продавце).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
2. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Статья 10.

Информация о товарах
(работах, услугах).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
  обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
  сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
  гарантийный срок, если он установлен;
  правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
  информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Статья 12.

Ответственность изготовителя  (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об
изготовителе (исполнителе, продавце).

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1–4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).


 

Статья 18.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
  безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  соразмерного уменьшения покупной цены;
  замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.
3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
4. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор.
5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организации расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара).
6. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

Статья 19.

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки в соответствии с пунктом 7 статьи 5 настоящего Закона, требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются продавцу.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли — продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
3. Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

Закон РФ «О связи»
(№15-ФЗ от 16.02.1995)

Глава VI. ПРАВА
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СВЯЗИ

Статья 27.

Право пользования связью

Все пользователи связи на территории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи.
Никакому пользователю связи на территории Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.
Пользователи и операторы связи имеют право подключения к сети связи общего пользования своих сетей связи и оконечного оборудования с соблюдением установленных Правительством Российской Федерации условий подключения, которые выдаются соответствующими операторами связи или оговариваются в лицензии.
Допускается подключение к сетям связи только сертифицированных в установленном порядке средств связи.

Статья 28.

Качество услуг связи

Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи.

Статья 31.

Защита прав пользователей связи

Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области связи в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации, не могут ограничивать права пользователей связи, установленные соответствующими федеральными законами.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.