Что можно. Что нельзя.
АрхивПовторение, как известно, мать учения. А уж о том, что касается защиты наших с вами прав, не грех поговорить не раз и не два.
Повторение, как известно, мать учения. А уж о том, что касается защиты наших с вами прав, не грех поговорить не раз и не два. Тем более что, возможно, многие из нынешних читателей спецвыпуска «КТ» и не читали наш предыдущий правовой обзор во втором номере спецвыпуска за прошлый год.
Господин покупатель
Итак, на что же имеешь право ты, товарищ покупатель? Покупатель не только товаров, но и услуг, в том числе и услуг доступа в Интернет. С одной стороны, на довольно многое. Законы, касающиеся защиты прав потребителей в России весьма и весьма недурны, и даже, по мнению многих представителей другой стороны баррикад, то есть продавцов (а они, в общем-то, такие же люди, как и мы, покупатели, и не стоит об этом забывать) — дают потребителям права чрезмерные. Впрочем, тут мы с продавцами не согласимся. Не чрезмерные права, а самые что ни на есть нормальные. Нам бы еще прав, да побольше. Ну, например, права бесплатного апгрейда системы в течение трех лет…Ладно, замечтались, вернемся к реалиям.
Начнем с покупателя компьютерных товаров. На что имеет право человек, зашедший в магазин и собравшийся там что-нибудь купить? С точки зрения закона, он уже называется потребителем — и именно с этого момента начинаются взаимоотношения покупатель — продавец. В первую очередь, покупатель имеет право на достоверную информацию. То есть продавец (и во многих случаях производитель, в прилагаемой к товару документации, причем, обязательно на русском языке) должен кое-что о товаре рассказать. Это «кое-что» включает в себя все сведения, связанные с безопасностью использования товара (то есть различные сертификаты, а сертификации подлежит довольно многое), данные о том, где и как произведен данный товар, для чего он предназначен, и что, собственно, с этим товаром делать можно, а что ни в коем случае нельзя, и тому подобные сведения. Подробнее об этом написано в ст.ст. 8–10 Закона «О защите прав потребителей». Помимо прочего, продавец должен уведомить покупателя, новый ли товар он ему продает. На рынке далеко не редкость так называемые refurbished товары, то есть товары, выпущенные в продажу после ремонта. Так вот, если покупатель приобрел такой товар под видом нового, он имеет право вернуть его и получить назад деньги. Если же приобретается уцененный товар, покупатель должен быть извещен о причине уценки, если, конечно, она вызвана не маркетинговыми соображениями, а наличием в товаре каких-то недостатков. Кстати, стоит помнить, что, например, отсутствие инструкции на русском языке или необходимого сертификата с точки зрения закона — такой же недостаток товара, как и все остальные.
Итак, продавец рассказал нам все предельно подробно, деньги уплачены, и если купленная вещь верой и правдой работает на протяжении долгих лет, то историю можно считать закончившейся хэппи-эндом. Если ж вещичка работать отказывается… Тогда вступает в силу ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», в которой перечислены все возможные требования лица, которому продали товар с недостатками. Требовать все это можно в течение установленного гарантийного срока, длительность которого может определять как производитель, так и продавец, или оба сразу. Продавец может также устанавливать и так называемый срок money back (то есть период, в течение которого можно вернуть товар без недостатков), однако делать этого не обязан: в отличие от многих других товаров, компьютеры и связанные с ним вещи правительство вычеркнуло из списка товаров, обязательно подпадающих под это правило. Все эти сроки обычно исчисляются, начиная со дня покупки, но при покупке на расстоянии, — например, через Интернет-магазин — со дня доставки.
Для того чтобы предъявить какие-то претензии продавцу, вовсе не обязательно иметь при себе товарный или кассовый чек. Зато можно потребовать оплатить доставку неисправного товара. Правда, это в теории, на практике вам, разумеется, могут и отказать, справедливо полагая, что из-за подобной мелочи клиент в суд не побежит. А иначе как через суд тут свою правоту не отстоять.
Требовать не ремонта, а замены или возврата денег в случае с компьютерной техникой (которая является технически сложным товаром) можно только при наличии существенных недостатков, то есть недостатков неустранимых, или тех, что проявляются после ремонта вновь.
Продавец (или производитель) вправе забрать неисправный товар на экспертизу, чтобы выяснить, что является причиной возникновения неисправности — проблемы самого товара или проблемы его хозяина, не сумевшего соблюсти правила пользования и хранения товара (в таком случае гарантийные обязательства снимаются). На период этой экспертизы или ремонта никто не обязан выдавать бедному клиенту аналогичный товар в пользование, хотя, когда дело касается дорогой техники, порядочные продавцы сами проявляют подобную инициативу. Что же до самих правил эксплуатации, которые нельзя нарушать под страхом потери гарантии, то они описаны в прилагаемой к товару документации и в случае с компьютерной техникой всегда относятся только к «железной» части. Никто не имеет права предъявлять претензии пользователю за то программное обеспечение, которое он использовал, поскольку тот факт, что товар перестал работать по вине какого-то софта, попросту недоказуем. А доказывать «верблюжесть» пользователя в случае экспертизы приходится именно продавцу — априори пользователь все делает правильно. Фактически, это, например, легализует разгон тех комплектующих, которые оному поддаются. Несмотря на то, что попытка разгона, то есть превышения документированных возможностей, скорее всего, на основании гарантийных условий является поводом для прекращения действия гарантийных обязательств, на практике сам факт выхода платы или процессора из строя по причине разгона доказать очень тяжело — она ведь может сгореть и при обычной эксплуатации (но это вовсе не значит, что я советую так делать — обманывать нехорошо). Не стоит забывать и о том, что на протяжении всего гарантийного срока покупатель может потребовать все из того, что перечислено в 18 статье. То есть если товар окончательно вышел из строя или подлежит ремонту уже во второй раз, то можно требовать и замены его на аналог или возврата денег. Установил продавец гарантийный срок в три года — все эти права у вас будут три года. А отсутствие у продавца аналогичной модели, коли покупатель потребует замену, — его проблема. Аналогичный товар — это не обязательно полностью идентичный. Достаточно того, чтобы это был товар со схожими характеристиками и по сходной цене.
На вышеуказанную экспертизу закон отпускает продавцу 20 дней. После чего, в течение семи дней, он обязан поменять товар на аналогичный, а если покупатель настаивает на возврате денег, их надо выплатить незамедлительно.
Слово о бедном провайдере
Надо заметить, что отношения провайдера доступа в Интернет со своими клиентами регулируются во многом вовсе не Законом «О защите прав потребителей», а Законом «О связи». Главным же документом в этих отношениях является договор сторон. Теоретически, покупая услуги связи, пользователь должен в обязательном порядке подписать договор с провайдером. В реальности же часто подобный договор не подписывается, а подразумевается заключенным по умолчанию — например, когда все отношения между провайдером и пользователем заключаются в покупке последним пластиковой карточки. Не прилагать же к каждой карточке бланк договора… При этом сам договор где-то существует, обычно лежит на сайте провайдера, и считается офертой, которую пользователь принимает, начиная пользоваться предоставляемыми услугами связи.
Если честно, я еще не встречал человека, который бы читал эти договоры, не говоря уже о таком, что не согласился бы с ними и из-за этого не воспользовался бы услугами связи от данного провайдера (карточку-то уже не вернешь). Обычно, в подобном договоре не написано ничего об ответственности провайдера, зато написано очень много об ответственности пользователя. Скорее всего, пользователь автоматически принимает обязательство следовать установленным провайдером правилам пользования услугами, за невыполнение которых договор может быть досрочно прекращен (без возврата денег, разумеется).
Вот совершенно типичный перечень подобных запретов из договора, лежащего на сайте одного крупного московского провайдера:
1. АБОНЕНТУ запрещается:
Использовать Услуги для передачи через сеть любой информации, противоречащей действующему российскому или международному законодательству;
Публиковать или передавать любую информацию или программное обеспечение, которое содержит в себе компьютерные «вирусы» или способно нарушить нормальную работу компьютеров, доступных через сеть;
Подделывать служебную информацию в заголовках сообщений, рассылаемых в телеконференции или посредством электронной почты;
Здесь и далее под сообщениями понимаются сообщения электронной почты, ICQ и других подобных средств личного обмена информацией.
Рассылать или переадресовывать «цепочные» сообщения любого типа;
Направлять сообщения в телеконференции или списки рассылки, тематика которых не соответствует тематике телеконференции или списка рассылки;
Направлять сообщения с бинарными файлами в телеконференции, не предназначенные для обмена такими файлами;
Производить «многоадресную» рассылку (более чем в десять адресов одновременно или в телеконференции) рекламных, информационных и других материалов другим пользователям сети без предварительного согласования такой рассылки с ПРОВАЙДЕРОМ;
Производить рассылку информации рекламного, коммерческого или агитационного характера другим пользователям сети без их согласия за исключением отправления рекламных сообщений в специальные коммерческие телеконференции и списки рассылки;
Осуществлять попытки несанкционированного доступа к ресурсам ПРОВАЙДЕРА и к другим системам, доступным через сеть Интернет;
Использовать Услуги для распространения материалов, носящих оскорбительный характер для других участников сетевого сообщества.
2. В случае нарушения перечисленных Условий ПРОВАЙДЕР вправе прекратить предоставление Услуг и расторгнуть Договор на абонентское обслуживание в одностороннем порядке.
3. Приведенный перечень неправомерных действий АБОНЕНТА не является окончательным и любое действие АБОНЕНТА, вызывающее сомнения в его правомерности, может быть взято на контроль администрацией ПРОВАЙДЕРА.
Прекрасный текст, не правда ли? На основании подобного договора провайдер может расторгнуть свои отношения фактически с любым пользователем, который живет минимально активной сетевой жизнью. Однако никому из его клиентов и в голову не приходит спорить (до тех пор, пока его не отключат, разумеется). Это вовсе не означает, что все провайдеры хапуги и рвачи, и только и ждут возможности улучить момент и отключить незадачливого клиента, нет, просто всегда надо помнить о том, что у них есть такая возможность. И претензии предъявлять будет некуда — договор есть договор. Правда, стоит помнить, что по Закону «О связи», никому не может быть отказано в пользовании общими сетями связи. И на основании этой статьи закона даже после того, как провайдер расторг с вами договор, вы имеете право заключить новый, а провайдер не имеет права вам отказать. Другой вопрос, захотите ли вы еще раз воспользоваться услугами этого провайдера.
При этом еще раз повторю, что сам провайдер в договоре не гарантирует пользователю качество предоставляемых услуг, а законом критерии этого качества никак не установлены. То есть невозможно выделить существующий недостаток в услуге, а значит и Закон «О связи», и Закон «О защите прав потребителей» будут бессильны.
Останется, разумеется, суд, но опять же — это скорее теоретическая возможность. В Москве и крупных городах при возникновении проблем с провайдером проще всего просто сменить провайдера, благо конкуренция у них приличная. В провинции же, где провайдерский рынок очень часто монополизирован, даже победа в суде ничего не даст — обращаться-то за услугами доступа в Интернет больше все равно не к кому.
Вместо заключения
Любой закон, будучи универсальным в теории, на практике может спотыкаться на каких-то частных случаях. Не стоит полагаться только на него, и тем более злоупотреблять им. Но так же не стоит забывать и о возможностях, которые предоставляет нам государство. В случае, когда (исходя из презумпции порядочности всех людей, будем считать, что по недоразумению) продавец или изготовитель товара отказывается выполнять свои обязанности, причиняя вам материальный и моральный ущерб, нелишне быть юридически подкованным. В крайнем случае, всегда есть возможность обращения в суд, хотя, конечно, это во многом крайняя мера, поскольку требует значительного времени, сил и часто средств
Выдержки из законодательства: Закон РФ «О защите Глава 1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). 1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Статья 9. Информация об изготовителе 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Статья 10. Информация о товарах 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об 1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. |
Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества. 1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. 1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки в соответствии с пунктом 7 статьи 5 настоящего Закона, требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются продавцу. Закон РФ «О связи» Глава VI. ПРАВА Статья 27. Право пользования связью Все пользователи связи на территории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Статья 28. Качество услуг связи Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуг связи. Статья 31. Защита прав пользователей связи Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации. |