Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Я сам обманываться рад...

Архив
22.04.2003

Учиться, учиться, учиться…

Учиться, учиться, учиться…
Солнце теплое, снег белый, а продавцы —
жулики. Эти истины мы усваиваем с самого детства. Правда, по мере взросления выясняется, что солнце зимой особо не греет, а цвет снега в городе порой не поддается даже определению…

Но вот убеждение относительно продавцов год от года только крепнет: жулики они, все до одного, однозначно! Один мой знакомый ходит на продуктовый рынок с, как он называет, «эталонной гирькой»: прежде чем продавец ему взвесит кусок мяса, знакомый непременно поставит килограммовую гирьку на весы — а вдруг они врут? «Ага, — злорадно восклицает он, — ваши весы на 20 граммов врут!» Тест «эталонной гирьки» является весомым основанием для последующей торговли с продавцом относительно существенной скидки.

А уж когда работники прилавка ошибаются, для знакомого вообще наступает праздник души. Несколько раз ему несказанно везло: продавец, отдав товар, забывал взять деньги. Думаете, совесть хотя бы долю секунды мучила знакомого? Как говорят в Одессе, не дождетесь! С товаром в руках и деньгами в кармане он моментально скрывался в толпе, с собаками не отыщешь. А один раз везение превысило все мыслимые пределы: заехав на бензоколонку и вставив пистолет в бак, знакомый обнаружил, что оттуда… течет бензин. После того, как топлива натекло полный бак, он осторожно, чтобы никто не заметил, сел в машину, завел ее и дал полный газ… «А все равно они при каждой заправке грамм сто не доливают. Представляешь, сколько за день они недольют?» — обосновал свой поступок этот борец за справедливость.

Самое интересное, что знакомый не питает доверия не только к автозаправкам и рынкам, но и ко вполне приличным магазинам. Не исключением стали компьютерные фирмы. «Ну и что с того, что лица у тамошних консультантов интеллигентные? Усыпить бдительность хотят!» Тем более, что пару раз знакомый «попадал», приобретая нерабочие модули памяти. За это он не считал себя связанным никакими моральными обязательствами с компьютерными магазинами и при каждом удобном случае, не задумываясь, их «кидал». Так, приобретя плату Asustek в магазине одной известной в Москве компьютерной сети, он, не иначе как на радостях, при подключении платы к блоку питания перепутал провода. Как ему это удалось, на трезвую голову понять сложно — для таких как он производители комплектующих делают разъемы, к которым невозможно подключить какие-либо другие провода, — но плата работать отказывалась. «Сгорела», — констатировал другой знакомый, который присутствовал при этом. Напоследок, отключая шлейф жесткого диска от разъема материнской платы, знакомый сделал то, что не дано сделать обладателям рук, растущих из привычных нам мест: сломал пластиковый бортик вокруг разъема. И если «горелость» платы на глаз была не видна и шансы на то, что магазин обменяет ее на новую были более чем реальны, то отломанный бортик с первого взгляда бросался в глаза… Однако знакомый, произнеся несколько теплых слов почему-то в адрес производителя платы, решил без боя не сдаваться. Он взял купленный за десятку японский «супер-клей» и приклеил отломанный фрагмент бортика. Не сказать, чтобы дефект стал совсем незаметен, скорее, наоборот: из-за все той же особенности своих рук, знакомый приклеил отломанный кусок, мягко говоря, криво, из-за чего бортик приобрел форму лишь отдаленно напоминающую прямоугольник. Что, тем не менее, не охладило его пыл и не лишило решимости во что бы то ни стало обменять материнскую плату.

На следующий день знакомый с наглым лицом вошел в магазин и как ни в чем ни бывало произнес: «Ребята, что за фигня? Я вчера купил у вас плату, а она — не работает! Я перся с другого конца Москвы, тратил время, а вы мне какую-то ерунду подсунули!?» Впрочем, у продавца, которому он это не моргая произносил в лицо, судя по всему, начисто отсутствовал комплекс вины, и на возмущенную тираду он предложил подойти к специалисту, принимающему решение о приеме купленного товара обратно. Специалист вооружился мощной лупой, включил лампу и на пару минут склонился над платой… Затем, подключив ее к тестеру, убедился, что плата и правда не работает. Через пять минут знакомый вышел из магазина с новой платой, а магазин лишился сразу двух плат…

Однако, уверен, мой знакомый не является типичным покупателем. Типичный покупатель вежлив, честен, наивен и является потенциальной жертвой наглых, алчных и хитрых продавцов. Последние так и ищут возможность лишить покупателя честно заработанных у.е., «впарив» ему какой-нибудь «отстой». Как не попасться на хитрости этих акул капитализма, этих детей наживы, рабов барыша?

Смотри в оба!

Честно признаться, образ продавца, только что нарисованный нами, тоже не вписывается в рамки обыкновенного. На радиорынке редко встретишь торговцев, которые в случае чего не обменяют товар или не примут его обратно. Если такие экземпляры и встречаются, с ними лучше не связываться и пойти к другому продавцу, который не будет вредничать. Магазины же вообще стараются быть с покупателями как можно более обходительными и не обманывать их даже по мелочам. Хотя бы со стороны посмотрев на рабочий день руководителя розничного магазина, становится понятно, откуда такая аккуратность и честность. Для работы торговой точки нужно оформить огромное количество документов, обойти кучу инстанций… Одним словом, потратить массу времени и неизвестно сколько нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются. А ведь любой недовольный клиент может накатать жалобу на магазин в Торгинспекцию, и в лучшем случае это будет означать еще одну проверку. В худшем — работа магазина будет приостановлена, а в еще более худшем… Нет, лучше уж пусть клиент будет не только всегда прав, но и всегда доволен. Тем более, что клиент пошел бойкий и в обиду себя не даст: ты ему слово, он — цитату из закона о правах потребителей. Правда, не все этот закон читали внимательно, иначе бы знали, что просто так прийти и вернуть компьютер, принтер, монитор и другую технику нельзя. Обмен и возврат магазины осуществляют, руководствуясь исключительно собственной доброй волей. А если воля у них не добрая, то прежде чем товар вернуть, они, если следовать букве Закона, обязаны направить его на экспертизу. Тем не менее, некоторых покупателей это возмущает и они пишут жалобу «куда надо». Потом оттуда приходят проверяющие, начинают выяснять, как да что, по старой русской традиции отказываясь покидать магазин с пустыми карманами… Так что лишний раз злить клиента невыгодно, хотя бы из экономических соображений.

Тем не менее, встречаются компании, которые не то чтобы совсем обманывают покупателей. Скорее, они им не говорят всей правды. Например, в прайс-листе на системные блоки может быть указан процессор с частотой 1700 мегагерц. На самом же деле, речь идет о процессоре Athlon 1700+, и лишь информированный человек знает: частота этого процессора составляет не 1700, а 1466 мегагерц. Пустячок, а неприятно.

Вообще же, продавцы рекомендуют покупателям не мучиться, приобретая комплектующие для самостоятельной сборки, а купить сразу готовый системный блок. Да, придется заплатить 10 у.е. сверх за сборку, зато не нужно тратить на это время и волноваться насчет совместимости комплектующих. Правда, как не все йогурты одинаково полезны, так не все магазины собирают компьютеры из качественных и совместимых друг с другом комплектующих. Такой будет постоянно «радовать» пользователя «глюками», сбоями и «зависаниями». Естественно, в этом случае у обманутого покупателя остается один путь: обратно в магазин, требовать сатисфакции. И вот тут нужно приготовиться к тому, что подлая натура продавца вылезет наружу: он начнет рассказывать сказки о том, какое программное обеспечение делает нехороший человек по фамилии Гейтс, как он заставляет бедных производителей компьютеров и несчастных покупателей покупать его бездарные программульки, как они тормозят работу компьютеров, а иногда — о, ужас! — «намертво вешают систему»! И это — даже если вы приобрели лицензионный диск, а если уж вы установили софт с пиратского CD, то разговора об устойчивой работе компьютера вообще быть не может! На это продавцу следует ответить, что этот самый Гейтс здесь не при чем, а пиратские программы могут работать не хуже лицензионных. Просто кое-кто собирает компьютеры из такого… железа, что даже трижды лицензионный софт с диска с автографом самого Гейтса работать не будет.

Увы, обезопасить себя от таких компьютеров можно только тремя способами. Либо самому собирать компьютер из комплектующих, о 100-процентной совместимости которых вам доподлинно известно; либо до покупки вскрыть в магазине собранный системный блок и убедиться, что вам туда не напихали всякой ерунды; и, наконец, — приобрести «брэндовый» компьютер. Последний вариант сгодится для тех, кому жалко времени на выбор компьютера и не жалко денег на его приобретение.

Но даже если у вас нет повода подозревать магазин в использовании откровенно дешевых комплектующих низкого качества, все равно стоит проверить, что же находится внутри системного блока. В некоторых магазинах продавцы настаивают на том, чтобы покупатель убедился в соответствии выбранных до сборки компонентов реальной комплектации ПК.

Кстати, один из плюсов приобретения готового компьютера заключается в увеличении гарантийного срока. Нередки случаи, когда магазины приобретают, например, жесткие диски с годовой гарантией производителя. Чтобы не оказаться через 11 месяцев и 29 дней с неисправным диском, принесенным покупателем по гарантии, торговцы устанавливают собственные сроки, в течение которых они принимают претензии к качеству товара. Как правило, магазины дают полугодовую гарантию. Однако они же дают на системные блоки годовую гарантию. Поэтому если у вас через семь месяцев «полетел» жесткий диск, можно смело нести системный блок в магазин и требовать замены неисправного элемента. Правда, некоторые недобросовестные торговцы пытаются увиливать, убеждая, что год — это гарантия на системный блок, а гарантия на каждый из компонентов может отличаться в ту или иную сторону. Поэтому чтобы не портить себе нервы в случае чего, перед покупкой системного блока поинтересуйтесь, что же на самом деле имеет в виду продавец, когда говорит о 12-месячной гарантии на компьютер.

Кремниевые россыпи

Впрочем, мы-то с вами знаем: настоящие «компьютерщики» собирают ПК сами. Они сами знают, что, куда и как втыкается, где комплектующие дешевле и лучше. Поэтому нелишним будет напомнить одно немаловажное для каждого «компьютерщика» правило: нужно быть внимательным. А еще — желательно почитать специализированные журналы, чтобы в последствии не пожалеть о сэкономленных на сборке трех сотнях рублей.

О том, каков должен быть внешний вид новых комплектующих, в прошлогоднем выпуске «Московской розницы» более чем подробно написано. Напомним главное: упаковка должна быть целой, а внешний вид устройства или платы не должен наводить на мысль о том, что кто-то ими уже попользовался… И еще: конечно, каждый из нас вспомнит массу примеров того, как «один мой друг» приобрел за копейки материнскую плату, которая ничем не отличается от дорогущей брэндовой «мамы». Возможно, этот «друг» доволен ее работой и крайне горд тем, что не дал себя «развести» на деньги. Но посмотрим правде в глаза: «дешево» в подавляющем большинстве случаем является понятием, не совместимым с понятием «хорошо». К сожалению, придумали это не продавцы — известные злыдни и обманщики, таковы реалии рынка.

Например, я могу рассказать еще про одного своего знакомого, который в далекие времена, когда 486-ой процессор считался вершиной эволюционной лестницы процессоров, покупал себе модули памяти. Тогда работала (да и ныне здравствует, дай бог ей здоровья) фирма, торговавшая комплектующими. Ее особенность заключалась в том, что эти комплектующие, в частности, модули памяти, можно было приобрести за смешные деньги. Правда, покупка выглядела следующим образом: покупателю выносили ведро модулей, он там рылся, выбирая понравившиеся, а затем оплачивал покупку. Проблема заключалась в том, что далеко не всегда привезенные домой модули соглашались работать. Справедливости ради замечу, что фирма все свое принимала обратно и на просьбы заменить неработающую плату или модуль всегда отвечала положительно.

Теперь это уже солидная фирма, никаких ведер. Но на рынке полно фирм, магазинчиков и индивидуальных предпринимателей, предлагающих модули памяти дешевле, чем «такие же, только брэндовые». Увы, вынуждены разочаровать: такими же эти модули быть не могут, потому что не уродились. Дело в том, что производители чипов памяти тщательно тестируют свою продукцию. Лишь та, что прошла все тесты, направляется на заводы известных производителей модулей памяти, где в стерильных условиях собираются модули. Микросхемы, которые провалили большую часть тестов, практически задаром отдаются небольшим фирмочкам, которые из них «лепят» дешевые модули. По словам знакомого руководителя дистрибьюторской фирмы, установить линию по сборке модулей памяти, можно хоть в подвале. Только нужно учесть, что качество такой сборки будет, мягко говоря, отличаться от продукции «брэндов». Он рассказал случай, когда человек установил «безродный» модуль в компьютер. Все было бы хорошо, если бы не близость к рабочему месту троллейбусной линии: этот вид общественного транспорта ходил прямо под окном квартиры этого человека. Так вот, когда из-под токоприемника (в народе его называют «рогами») очередного проезжавшего мимо троллейбуса посыпались искры, компьютер завис… После недолгих разбирательств был найден виновник: модуль памяти. Электрический разряд создавал помехи для его работы и сбой в модуле вызывал сбой в работе всей системы…

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною…

Все вышесказанное не означает, что дешевые товары не имеют права на существование. Например, если вы выбираете монитор, никто не заставляет вас приобретать устройство минимум за тысячу долларов, можно найти вполне достойную модель в два раза дешевле. Просто нужно быть готовым к тому, что ее возможности будут уступать возможностям дорогих мониторов.

Кстати, раз уж речь зашла о мониторах. При покупке следует определиться с двумя вопросами: сколько денег вы готовы потратить на монитор и для чего он вам нужен. И поделиться ответами на эти вопросы с продавцом — он наверняка предложит на выбор несколько моделей, подходящих вашим критериям. Конечно, множество остальных параметров мониторов тоже важны, но, пожалуй, главное, чем следует руководствоваться при покупке — это глаза. Попросите поставить в ряд несколько моделей мониторов и выберите понравившийся экземпляр. Вряд ли в нормальном магазине вам откажутся устроить такой «смотр». Однако и слишком далеко заходить, заставляя продавцов перетаскать полсклада в поисках того, что больше понравится, тоже не следует. Одно дело, если вам приносят коробки с легкими ЖК-мониторами, а если вы выбираете 21-дюймовые ЭЛТ-устройства, которые весят не один десяток килограмм? Кстати, в одном магазине ввели правило: просмотр четырех мониторов бесплатен. Но каждый принесенный со склада монитор сверх этого стоит 100 рублей. Директор говорит, что люди стали тщательнее относиться к выбору монитора и, как правило, покупают тот экземпляр, за просмотр которого заплатили…

Как правило, периферийные устройства после покупки выполняют свои функции, не требуя никаких дополнительных затрат. К сожалению, это не относится к принтерам, для которых время от времени нужно приобретать картриджи с чернилами. И самое обидное для каждого уважающего себя покупателя не то, что картриджи нужно покупать, а то, что стоят они неоправданно дорого. За какой-то кусок пластмассы с чернилами платить чуть ли не четверть стоимости принтера? «Не жирно ли?!» — возмущаются алчностью продавцов покупатели (хотя как раз-то продавцы здесь ни при чем) и обращаются к услугам по заправке использованных картриджей новыми чернилами или приобретают «неоригинальную» продукцию, которая стоит в два раза дешевле. К сожалению, случаи, когда принтер после этого ломается, скорее, правило, а не исключение… Но пользователи-то об этом не знают и, что характерно, знать не хотят!

А что делает большинство из нас после покупки принтера? Правильно, подключает его к компьютеру, включает в сеть и — вперед, печатать фотографии себя любимого летом на море. А затем уезжает на месяц в деревню к бабушке — добывать новый материал для печати. Прочесть инструкцию при этом никто не удосуживается. А потом донимает магазины требованиями вернуть деньги в обмен на неисправный принтер, который ни с того ни с сего перестал печатать. Хотя в инструкции черным по белому написано о необходимости периодически использовать принтер, чтобы чернила в печатающих головках не засохли…

Итак, что можно сказать в напутствие покупателю, собравшемуся за покупками в джунгли розницы, где за каждым прилавком — шакал, поджидающий жертву, хитрый лис, чья задача — обмануть и «впарить»? Будьте внимательны. В разумных пределах — въедливы. Тогда никакой шакал вам будет не страшен.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.