Точка сборки
АрхивКраткий словарь по социологии так трактует понятие «субкультура»
Краткий словарь по социологии так трактует понятие «субкультура»: 1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или сложностью доступа к культурному наследию.
Как видим, определение достаточно размытое. Мало того, оно может иметь и негативный, и позитивный оттенок — в последнем случае обычно используется гордое наименование «андеграунд». В самом общем смысле субкультура — это система норм и ценностей, отличающих группу от большинства (тут, кстати, на ум приходит известный слоган «Think different» компании Apple, которая изначально выбрала стратегию противопоставления своих компьютеров остальным). Впрочем, культура, даже с приставкой «суб», не может быть хорошей или плохой. Она — «реальность, данная нам в ощущениях»: это в равной степени шедевр абстракционизма в галерее, мат в общественном транспорте, фильмы Кустурицы или пиратский диск, купленный в Митино.
В нескольких темах номера, которые мы планируем опубликовать в «КТ», речь пойдет о компьютерных субкультурах. Эти сообщества, с одной стороны, позволяют самоутверждаться и реализовывать свои возможности, не привязываясь к социальным установкам («учись!», «найди работу!», «создай семью!», «заработай денег!»), к системам вроде того же шоу-бизнеса или компьютерных корпораций. Иногда даже наоборот — вопреки им. С другой стороны, взаимовлияние компьютерного андеграунда и общества очень велико — и в технологическом, и в любых других отношениях.
Субкультуры обычно не выбирают: в них случайно вливаются, в них живут и — хочется сказать — умирают, но на самом деле их просто покидают, если пропадает смысл оставаться там дальше. Умирают же они сами, когда проходит их время, — либо неизбежно трансформируются во что-то другое.
Демосцена — одно из самых заметных и значимых сообществ. За двадцать лет существования в нем успело смениться несколько поколений. Один из героев нашего сегодняшнего интервью, некогда основавший легендарный демо-фестиваль, уже не слишком интересуется происходящим на демосцене. Другой продолжает вариться в этом котле и даже ощутил потребность написать книгу о его истории. Так или иначе, субкультура компьютерного арта под названием «демосцена» серьезно повлияла на взгляды, вкусы, менталитет множества людей. Это люди, которые воспринимают компьютер по-особому — не как подручное устройство для бизнеса или развлечений, а как предмет и инструмент искусства. И как художник или скульптор раскрывает возможности материала или реставратор — фактуру старинной картины, так и они раскрывают скрытые резервы компьютера: неутилитарные возможности современных девайсов или фактуру старых, казалось бы, отживших свое машин.
Влияние субкультуры остается, даже когда люди «вырастают» из нее. Она прописывается там, на «подкорке», в виде принципов, ценностей, идей. Как и любая другая субкультура, демосцена не просто становится этапом в жизни человека — она определяет его «точку сборки».