Новости
АрхивAMD поделили -Счет пошел на миллиарды-Всех в тюрьму!-Шкура неубитого медведя-Время пошло -В ответе за тех, кого приручили?Ох уж эти сказочники-Осторожно, первое апреля! -Нормальные герои всегда идут в обход!-Инда созрели озимые…-Как-нибудь так… -Что-то с Windows моей стало…-Свой Солярис ближе к телу-А ню-ка, девушки! -«Оскароносцы» из Варшавы -Музыка душ -Спам спамом погоняет…-Намылили шею-Глобальная национализация
AMD поделили
Гиганты электронной индустрии, американская AMD и японская Fujitsu, объявили о намерении объединить свои подразделения по производству чипов флэш-памяти, основав совместное предприятие под названием FASL LLC. Как ожидается, новообразованная компания, которая приступит к самостоятельной работе в третьем квартале нынешнего года, выйдет на второе место на мировом рынке флэш-памяти (по данным исследовательской фирмы iSupply, в настоящее время AMD и Fujitsu занимают соответственно четвертое и пятое место вслед за тройкой лидеров — Intel, Samsung и Toshiba).
Прогнозируемый годовой объем продаж FASL — 1,4 млрд. долларов. Транснациональное предприятие задействует семь тысяч человек персонала, фабрики и лаборатории своих основателей в США, Таиланде, Малайзии и Китае. Больше того, Fujitsu и AMD целиком отдают новой компании свои подразделения по производству флэш-чипов (для AMD это фактически означает разделение на два независимых предприятия, что давно пророчили рыночные аналитики). Шестидесятипроцентная доля в новой компании принадлежит AMD, она же назначила и главу фирмы Бертрана Камбю (Bertrand Cambou).
Предполагается, что объединение усилий поможет снизить накладные расходы, повысить эффективность производства и продаж (благо подобный опыт у корпораций есть: их другому совместному предприятию — Fujitsu AMD Semiconductor уже почти десять лет). Но главное здесь, наверное, все-таки продажи. Если раньше фирмы зачастую конкурировали между собой, то теперь сферы влияния разделят по территориальному признаку: AMD будет преимущественно заниматься дистрибуцией продукции FASL в Америке, а Fujitsu в Европе (Азию разделят пополам). Кроме желания AMD и Fujitsu «жить дружно», рыночные аналитики отмечают и другой вероятный мотив для образования FASL: производство флэш-памяти направление хотя и перспективное (по прогнозам Semico Research, в следующем году объем продаж в этом сегменте превысит продажи DRAM), но рискованное (цены на продукцию быстро снижаются, за прошлый год цена мегабайта флэш-памяти упала на 30 процентов), так что лучше пусть им занимается обособленное предприятие. — Е.З.
Счет пошел на миллиарды
Благодаря компьютерным технологиям и, в частности, Интернету, одной из самых быстрорастущих форм преступности в США стала «кража личности» (identity theft). Взлом плохо защищенных онлайновых баз данных с персональной информацией доставляет серьезные неприятности не только тем людям, чьи реквизиты похищают мошенники, но и финансовым структурам. По последним оценкам аналитической фирмы TowerGroup, американские банки, предоставляющие кредиты гражданам, лишь за прошлый год потеряли порядка миллиарда долларов. Это одна из первых попыток количественно оценить масштабы напасти, поскольку сами банки крайне неохотно раскрывают подобную информацию. Более того, аналитическое исследование свидетельствует, что у банков, по сути дела, нет эффективных способов проверить, действительно ли обращающийся к ним за ссудой или кредитной карточкой человек именно тот, за кого себя выдает.
Для оценки общей ситуации эксперты TowerGroup воспользовались данными ежегодного отчета Федеральной торговой комиссии США, где за 2002 год была зарегистрирована 161 тысяча жалоб о краже личности (сделанная на этой основе оценка убытков является «весьма консервативной», поскольку, по данным ФБР, реальное число пострадавших от identity theft скорее ближе к полумиллиону). Из них около 10 тысяч человек сами того не ведая предоставили свое имя и реквизиты для получения жуликами ссуд на недвижимость общей суммой 300 миллионов долларов; еще на 68 тысяч имен были выданы новые кредитные карточки, а примерно четверть всех преступлений (40 тысяч) пришлась на выдачу кредитов для покупки автомобилей.
Но самое неприятное, говорится в отчете TowerGroup, это не многие сотни миллионов потерь, а отсутствие способов надежной идентификации новых клиентов. Реальность такова, что когда в банк обращается неизвестный человек, то все имеющиеся на сегодня механизмы проверки не способны надежно подтвердить его личность. Тем более что острая конкурентная борьба на рынке заставляет кредиторов упрощать и ускорять процедуру проверки. Про создание единой для всей индустрии базы данных о выявленных мошенниках говорят давно, однако владельцы крупнейших частных баз не видят особого резона в том, чтобы делиться информацией с конкурентами. Кроме того, за прошлый год одни лишь ссуды на недвижимость составили 2,5 триллиона долларов, так что потеря 300 миллионов — ничтожного процента от общей суммы — пока не рассматривается банками как проблема, требующая срочного решения. — Б.К.
Всех в тюрьму!
Американский юрист-правозащитник Эдвард Фелтен (Edward Felten), известный борец с монополизмом Microsoft и абсурдными положениями закона Digital Millennium Copyright Act (DMCA), привлек внимание Интернет-общественности к новой инициативе законодателей США. На сей раз, будто сговорившись, политики вынесли на обсуждение властей сразу нескольких американских штатов (Техас, Массачусетс, Южная Каролина, Флорида, Джорджия, Аляска, Теннесси и Колорадо) законопроекты, радикально расширяющие драконовские формулировки общенационального DMCA. А поскольку принимаемые в США законы об Интернете и инфотехнологиях так или иначе сказываются на всей остальной планете, обозначившаяся тенденция будет явно любопытна всем.
По текстам новых биллей видно, что они вышли из-под одного пера. Но интересно другое: проталкиваемые законы дружно пытаются запретить продажу или использование технологий, которые «скрывают от провайдера услуг связи… место происхождения или назначения любой передаваемой информации». Как замечает Фелтен, владельцам компьютеров услуги связи предоставляет Интернет-провайдер, поэтому преступлением автоматически становится любое сокрытие от ISP адресов отправителя и получателя пересылаемых данных. Значит, если электронная почта идет по зашифрованному соединению — нарушается закон, поскольку провайдер не может видеть зашифрованные адресные поля «To» и «From». Более того, технология трансляции сетевых адресов NAT (Network Address Translation), широко используемая в системах корпоративной безопасности, закрывает такие поля даже не в почте, а в каждом Интернет-пакете, а значит, тоже нарушает новые законы. Поскольку большинство межсетевых экранов-файрволов используют NAT, следовательно, и они относятся к «преступным технологиям». Но и это не все. Практически любая популярная операционная система, в том числе все версии Windows, выпущенные за последние пять лет, — также поддерживает соединение через NAT.
Как с нескрываемым удовлетворением отметил один из обозревателей, это означает не только «используешь файрвол — пошел в тюрьму», но и: «Гейтса — тоже в тюрьму». Воистину, если законы о технологиях пишут люди, в них не разбирающиеся, то получиться из этого может лишь фарс. — Б.К.
Шкура неубитого медведя
В конце марта в Конгрессе США начались слушания законопроекта по послевоенному обустройству инфраструктуры мобильной связи Ирака — приоритет в этом деле предлагается отдать американским компаниям и технологиям.
Вообще, Ирак и до войны не блистал оснащенностью своих сотовых сетей: согласно отчету Международного телекоммуникационного союза (ITU), в 2001 году эта страна входила в тройку самых «немобилизованных» (вместе с Афганистаном и Северной Кореей). Соседние с Ираком государства используют преимущественно GSM-системы, поэтому первоначально предлагалось развернуть на «освобожденных» территориях сети именно этого стандарта. Однако в США такая идея понравилась не всем. Инициативная группа под руководством конгрессмена Даррела Иссы (Darrell Issa) выступила с предложением использовать на территории Ирака более популярный в Соединенных Штатах стандарт связи CDMA. Дело в том, что большая часть GSM-оборудования производится в европейских странах, тогда как насаждение CDMA позволит заработать именно американским компаниям и прежде всего — фирме Qualcomm, тесно сотрудничающей с Пентагоном. Для отвода глаз приводится масса «технических» причин благовидного свойства, дескать, CDMA стандарт куда более удобный и прогрессивный, а потому предпочтение следует отдать именно ему. — Е.З.
Время пошло
На волне всеобщего интереса к событиям в Ираке обрел неожиданную популярность веб-сайт, посвященный весьма странной идее: подсчету числа жертв среди мирного населения этого государства. Главный элемент сайта IraqBodyCount.net (который ежедневно посещает более ста тысяч человек) — счетчик, отображающий минимальную и максимальную оценку количества убитых. Все желающие могут установить этот счетчик на своем сайте — услуга, которой воспользовалось уже более двухсот веб-мастеров. Но не торопитесь осуждать организаторов за попытку спекуляции на чужом горе. За сомнительной, на первый взгляд, затеей скрывается команда серьезных исследователей из США и Британии, искренне верящих в то, что их работа будет полезна обществу.
Идея IraqBodyCount принадлежит британскому профессору Марку Геральду (Marc Herold), который разработал методику подсчета жертв среди гражданских лиц еще в прошлом году, для оценки операции США в Афганистане. Участники проекта постоянно отслеживают крупные новостные ресурсы на предмет известий о новых смертях и, если об одном событии сообщают два или более источника, учитывают информацию в своем списке, устанавливая по возможности личности погибших. Поскольку цифры часто разнятся (американские СМИ и официальные лица занижают потери, иракские — завышают), в расчет принимаются минимальные и максимальные оценки числа жертв одного и того же инцидента, что позволяет определить наиболее вероятный «коридор».
Скрупулезный подсчет уже дает результаты: на цифры, приводимые сайтом, все чаще ссылаются крупные СМИ, в том числе и оппозиционные Соединенным Штатам. Авторы проекта считают, что он не несет политической окраски: цифры должны помочь трезво оценить достоинства «умного» оружия, а также показать истинную цену войны. — Е.З.
В ответе за тех, кого приручили?
Военно-морские силы США сообщили, что используют «морских млекопитающих» для поиска мин и охраны военных кораблей в Персидском заливе, в частности, в районе южного иракского порта Умм-Каср. Известно, что животных готовят в калифорнийском Центре космических и военно-морских систем вооружений (Сан-Диего), где содержатся больше двух десятков дельфинов и примерно столько же морских львов.
О роли морских животных в военных операциях известно давно. Еще в 1970-е годы дельфины охраняли американские корабли во Вьетнаме. В 1987 году, в конце ирано-иракской войны, дельфинов завозили и в Персидский залив для поиска мин, угрожающих флоту США. По свидетельству военных, акустические сонары дельфинов намного превосходят по точности электронное оборудование, а в условиях мелководья и замусоренной прибрежной зоны приборы зачастую вообще оказываются бесполезными. Морские львы прекрасно видят в темноте и используются военными для обнаружения и задержания ныряльщиков-диверсантов. Для этого животных обучают крепить к ногам пловца специальное устройство, затрудняющее движение и снабженное сигнальным буем. В свое время сообщалось и о натаскивании морских животных в качестве камикадзе-подрывников, но после шумных протестов общественности и ряда судебных процессов на военное применение дельфинов в США были наложены существенные ограничения. Так, в конце 1980-х организация по защите животных Progressive Animal Welfare Society через суд сумела запретить ВМС использование дельфинов в качестве вооруженных охранников на базах подводных лодок.
Впрочем, есть основания полагать, что теперь дрессировка зверей для выполнения боевых задач просто перенесена в страны победнее, где общественность не столь озабочена правами животных. С началом войны в Ираке марокканский еженедельник «Аль-Усбу аль-Сиясси» (al-Usbu’ al-Siyassi) со ссылкой на «весьма информированный источник» в правительстве сообщил, что власти Марокко предложили США использовать две тысячи своих обезьян, специально обученных подрывать мины. Комментируя новость, источник подчеркнул, что «это не научные фантазии, а хорошо известная военная тактика».
Вряд ли подобная тактика может вызвать удивление. Если уж людей не жалко, то что говорить о бессловесных животных, человеком прирученных? — Б.К.
Ох уж эти сказочники
Вместе с наступлением Дня дураков Интернет заполонили розыгрыши и приколы. Так, мир стремительно облетела весть о выдающемся достижении ученых-генетиков — созданной ими с помощью модификации ДНК особой «моркови со свистом». Корнеплод удалось покрыть небольшими сквозными дырочками, так что в процессе приготовления по достижении нужной кондиции морковь издает звуковые сигналы, дабы привлечь внимание повара. Одной из самых удачных шуток был признан пресс-релиз авиакомпании Virgin Atlantic, где сухим официальным тоном уведомлялось, что благодаря достижениям современных лазерных технологий отныне логотип славного авиапредприятия можно будет увидеть не только на самолетах, но и на крыльях бабочек и мотыльков.
Редакция «КТ», как известно, тоже питает слабость к этому празднику, так что прошлый первоапрельский номер не обошелся без «не совсем правдивой» информации. Но самое забавное, что зачастую вполне реальные события и факты выглядят явным розыгрышем. Так, чистейшей правдой была цитата из речи пентагоновского генерала, который задолго до первого апреля поведал изумленной публике о наличии у армии США приборов, способных «прочесть надпись на баскетбольном мяче с расстояния 25 тысяч миль».
Всякий здравомыслящий человек, мало-мальски осведомленный о возможностях современной техники, наверняка был поражен такими цифрами. Как прокомментировал новость один гарвардский астроном, «военный, похоже, слегка преувеличил». Подсчеты показывают, что при диаметре зеркала телескопа 10 метров (как у мощнейших современных оптических приборов) разглядеть буквы на мяче оказывается в принципе возможным на расстоянии не более 108 миль, да и то при благоприятной погоде. А если бы у астрономов было хоть что-то похожее на заявленное Пентагоном, то ученые уже сейчас смогли бы разглядеть планету размером с Землю в системе звезды Альфа Центавра…
Вся эта история напоминает старый студенческий анекдот про лекцию на занятиях по военной подготовке, где лектор-офицер при расчете баллистической траектории снаряда подставляет значение косинуса, равное 1,3. Один из студентов вежливо указывает докладчику, что косинус угла не может быть больше единицы, на что офицер, сверившись с конспектом, находчиво отвечает: «Вообще-то лекция секретная, специалисты без допуска могут быть не в курсе… В войну, бывало, косинус и до трех доходил». — Б.К.
Осторожно, первое апреля!
Не все первоапрельские шутки так уж безобидны, особенно если они похожи на горькую правду. Так, в Гонконге некий подросток изготовил сайт, в деталях копирующий облик популярного информационного веб-портала Mingpao, после чего разместил на нем выдуманную новость, повествующую о якобы намечающемся на острове введении карантина. Точнее, речь шла о том, что в условиях разгорающейся эпидемии атипичной пневмонии (SARS) правительство намеревается объявить город «инфицированной зоной», ограничив въезд и выезд.
Как именно фиктивная новость просочилась в средства массовой информации, доподлинно неизвестно, но в Гонконге, где от нового заболевания уже скончалось шестнадцать человек и еще семистам поставлен опасный диагноз, известие вызвало эффект разорвавшейся бомбы: к вечеру газеты вовсю судачили о неподтвержденном слухе, супермаркеты атаковали толпы испуганных покупателей, затаривавшихся консервами, упали в ожидании потерь финансовые показатели, и даже гонконгский доллар слегка похудел. Дабы остановить панику, потребовалось специальное правительственное опровержение. — Е.З.
Нормальные герои всегда идут в обход!
Полуфантастический проект по запуску операционной системы Linux на игровой приставке Microsoft Xbox без внесения в консоль аппаратных изменений наконец-то осуществлен. Задача, казавшаяся совершенно нереальной (решение ее «в лоб» требовало подбора криптографического ключа длиной в 2048 бит — а это миллиарды лет работы современных компьютеров), решена одним энтузиастом, скрывающимся под псевдонимом Habibi_xbox. Свой метод взлома, уместившийся буквально на двух страничках, он опубликовал на форуме сайта XboxHacker.net. Идея настолько проста, что поначалу вызвала недоверие у большинства читателей. Впрочем, уже через пару дней последовало ее подтверждение авторитетной группой программистов проекта Xbox Linux Project.
Суть предложения Habibi заключается в эксплуатации дыры в одной из игр для Xbox. 007 Agent Under Fire, продаваемая компанией Electronic Arts, позволяет сохранять текущее состояние игры в файле на жестком диске. Внеся определенные изменения в этот файл и загрузив его в ходе игры, можно вызвать системную ошибку и перехватить управление приставкой. На самой Xbox, правда, редактировать файлы нельзя, но, перенеся файл на внешний носитель (флэш-карточку), подключающийся через USB, данные можно прочесть и подправить на обычной персоналке. Что Habibi и сделал, совместив сохраненный файл с дистрибутивом Xbox Linux Live (специальной версией Linux для аппаратно модифицированных приставок). Загрузка такого файла в игре приводит к запуску Linux. Повторить опыт может каждый желающий — для этого нужен лишь дистрибутив игрушки, свободно распространяемый ISO-образ Linux и минимум технических знаний. По словам автора открытия, использованная им дыра имеется и в ряде других Xbox-тайтлов.
Теоретически Habibi теперь претендует на получение приза в 100 тыс. долларов, учрежденного главой компании Lindows.com Майклом Робертсоном (Michael Robertson) за обнаружение способа запуска Linux на немодифицированной Xbox. На практике же остается несколько неясных моментов, в том числе необходимость приобретения пользователем коммерческого ПО (той самой игры; для запуска пиратской копии опять же потребуется мод-чип). В любом случае, способ обхода защиты Xbox найден, и Microsoft есть о чем задуматься: теперь превратить Xbox в полноценный компьютер (который продается дешевле себестоимости) сможет большинство владельцев этих приставок. — Е.З.
Инда созрели озимые…
В конце марта Microsoft объявила о том, что код ее операционной системы Windows Server 2003 после трех лет разработки наконец-то дошел до стадии Release to Manufacturing (RTM), то есть полностью протестирован, сертифицирован и готов к поставке производителям оборудования. Формальный анонс ОС состоится 24 апреля в Сан-Франциско — вместе с представлением Visual Studio .Net 2003 и SQL Server 2000 Enterprise Edition.
За три года выход продукта откладывался четыре раза, столько же было переименований. Изначально ОС носила кодовое имя Whistler; в апреле 2001-го она сменила имя на Windows 2002 Server; в августе прошлого года стала именоваться Windows .Net Server 2003, а в нынешнем январе потеряла приставку .Net.
По данным Microsoft, около 35% пользователей ее серверных продуктов до сих пор работает на Windows NT 4 Server, выпущенном семь лет назад. Корпорация ожидает, что появление новой системы наконец-то побудит консерваторов (проигнорировавших выход Windows 2000 Server) к апгрейду. В рекламе новинки Microsoft делает акцент на повышенную безопасность, стабильность, производительность и масштабируемость (последняя, по сравнению с NT, выросла аж стократно).
Новая ОС будет поставляться в следующих вариантах: Datacenter — для наиболее мощных машин с несколькими десятками процессоров; Enterprise — для мультипроцессорных серверов; Standard — для low-end-систем; Web — для «легких» веб-серверов и, наконец, Small Business Edition (последняя появится только осенью). Windows Server 2003 Standard Edition будет продаваться по цене 1200 долларов с десятью клиентскими лицензиями (Client-Access Licenses — CAL), Enterprise Edition оценивается уже в 4000 долларов в комплекте с двадцатью пятью CAL. Datacenter Edition станут продавать только с новыми машинами (ее цена пока неизвестна), а Web Edition будет стоить 400 долларов.
Кстати, в марте Microsoft довольно тихо и незаметно выпустила еще одну операционную систему «не для всех» — Windows XP 64-bit Edition Version 2003 для 64-разрядных процессоров Intel Itanium 2 (эти процессоры будут поддерживать и специальные версии Windows Server 2003 Datacenter и Enterprise Edition). — Т.Б.
Как-нибудь так…
Очередная дыра, обнаруженная в операционных системах Microsoft, поставила пользователей «старушки» Windows NT в «весьма интересное положение».
Уязвимость номер 331953, связанная с некорректной работой механизма Remote Procedure Call и позволяющая хакеру «подвесить» удаленный компьютер через 135-й порт, проявляется в Windows NT 4.0, 2000 и XP. Заплатки для двух последних систем были выпущены Microsoft одновременно с публикацией информации об уязвимости. А вот пользователям NT 4, как в известном анекдоте, придется «перебиться»: патча для этой ОС не будет (www.microsoft.com/technet/security/bulletin/MS03-010.asp).
Как следует из объяснения компании, устройство NT слишком сильно отличается от архитектуры ее наследниц, и, чтобы залатать дыру, придется переделать большой объем кода. В результате часть распространенных приложений под Windows NT может оказаться неработоспособной. А защитить машину от атаки можно и с помощью какого-нибудь файрвола, блокирующего доступ к 135-му порту.
Звучит правдоподобно. Только вот некоторые комментаторы считают, что главная причина нежелания выпускать патч совсем иная. Многие компании по-прежнему используют Windows NT 4.0 и не торопятся с дорогостоящим апгрейдом. Софтверному гиганту это, понятное дело, не нравится, особенно в свете скорого выхода Windows Server 2003. А значит, логично предположить, что «перебои» с патчами для NT вскоре обретут регулярный характер. — Е.З.
Что-то с Windows моей стало…
В конце марта корпорация Microsoft признала, что после установки Service Pack 1 для Windows XP производительность системы может ухудшиться — загрузка требовательных к памяти программ иногда замедляется в несколько (до десяти) раз. Дело в том, что в обновленной версии ОС менеджер памяти был, для повышения безопасности, переработан, но, как позже выяснилось, не очень удачно. На сайте компании указано, что поскольку «тормозная» проблема встречается нечасто, то получить исправление можно, только лично обратившись в службу поддержки, а лучше не паниковать и дождаться выхода Service Pack 2.
Вслед за этим в Сети всплыла и альфа-версия второго сервис-пака (Build 1185). В апдейт пока не включены основные обновленные компоненты — Windows Media Player 9, Windows Messenger 5 / MSN Messenger 6, DirectX 9, Movie Maker 2 и прочие программы, которые появятся в окончательной редакции. При установке «альфы» проблемы с быстродействием действительно исчезают, однако инсталлировать сырой пакет все же не рекомендуется.
Чуть более месяца назад в Интернете уже появлялся дистрибутив SP2, но тогда речь шла лишь о Build 1102. Судя по номеру версии мартовского WinXP SP2, работы над обновлением идут в Рэдмонде полным ходом. — Т.Б.
Свой Солярис ближе к телу
Компания Sun Microsystems в очередной раз объявила о пересмотре своей Linux- стратегии.
Главная новость: от собственного дистрибутива Linux, поставлявшегося с осени прошлого года вместе с серверами LX50 (в качестве альтернативы для ОС Solaris), решено отказаться. Как заявил вице-президент подразделения компании по операционным платформам Джон Лойаконо (John Loiacono), фирма больше не видит смысла тратить деньги на поддержку своей кастомизированной версии Linux (базирующейся на дистрибутиве от Red Hat), а вместо этого планирует заключить договоры о сотрудничестве с несколькими авторитетными разработчиками со стороны. Главными кандидатурами названы Red Hat и SuSE, шансы есть также у MandrakeSoft и Debian (решено не ограничиваться лишь одним дистрибутивом).
Одновременно компания делает упор на дальнейшее развитие своей операционной системы Solaris (в том числе и для платформы x86). В рамках проекта Orion планируется наделить эту ОС возможностью запуска Linux-приложений, превратив Solaris для x86 в полноценного конкурента Linux в сегменте бизнес-систем. — Е.З.
А ню-ка, девушки!
«Раздевают!» — вероятно, такой крик души раздался в офисе японского производителя компьютерных игр Tecmo после того, как создатели симулятора пляжного волейбола «Dead or Alive: Xtreme Beach Volleyball» увидели в действии очередной «народный» патч к своему продукту. Трудно сказать, что стало тому причиной — слово «экстрим» в названии или желание равномерно распределить загар на спинах резвящихся на пляже героинь, — но падкие на клубничку авторы патча «сорвали» с волейболисток их виртуальные бикини, переведя пуританскую игру в разряд hardcore.
С января, когда оригинальная видеоигра для приставки Xbox увидела свет, в Сети появилось аж семь «патчей», по-разному «отрендеривающих» доселе скрытые от взора пикантные части тел спортсменок. Увы, судя по реакции «тренеров», ни одна из предложенных трактовок так и не пришлась им по душе: в ответ на посягательства на честь своих героинь представители Tecmo выступили с заявлением, в котором обвинили «соавторов» в грубом нарушении авторских прав. А к подобным вещам японцы относятся серьезно: в сентябре прошлого года компании уже удалось выиграть дело против создателей «голого патча» для одной из предыдущих игр Tecmo.
Не секрет, что любовь к клубничке у геймеров неискоренима: в разное время «народные модельеры» уже облачали в костюм Евы самых разных героинь игрового мира, начиная от всемирно известной расхитительницы гробниц Лары Крофт и заканчивая фюрером паранормальной дивизии СС Хельгой фон Бюлофф из «Return To Castle Wolfenstein». Правда, скандалов, подобных японскому, «отцы» этих дам пока еще не устраивали. Уж не потому ли, что, в отличие от беззащитных пляжных спортсменок, те виртуальные дивы были до зубов вооружены и могли постоять за свою честь самостоятельно, не прячась за спину Фемиды? — Д.К.
Вы еще играете на работе? Тогда мы идем к вам!
По примеру антивирусных фирм, регулярно рассылающих страшилки об изощренных нападках коварных червей на вычислительные мощности всея человечества, поступила и компания Websense, поставляющая «готовые решения для мониторинга деятельности ваших сотрудников в Интернете». Проведенное фирмой исследование показало, что «каждый четвертый офисный работник признается в установке игр на свой рабочий компьютер». А вообще более половины наемной силы беззастенчиво просиживает рабочее время в разного рода онлайновых игрищах — «выросший» из банального пасьянса типа «косынка» миддл-менеджмент массово рубится в Quake и EverQuest (что, впрочем, неудивительно — зная аддиктивную силу последнего!).
Джефф Хаггарт (Geoff Haggart), вице-президент европейского офиса Websense, поясняет: «Такой приток офисных «работничков» в игровое онлайн-коммьюнити объясняется наконец-то установившимся господством широкополосного Интернет-доступа». По словам Хаггарта, «сотрудники тайно проносят на работу игры на компакт-дисках или же скачивают бесплатные тайтлы через пиринговые сети, что ужасно снижает безопасность корпоративных сетей и увеличивает плату за Интернет-трафик. Не говоря уже о том, что кто-то — не дай бог! — выложит что-то нелегальное на корпоративный сервер: тут жди ордера с описью всего имущества… И, главное, ПК-игры становятся интерактивными и все более увлекательными, что все больше отнимает у сотрудников их, по идее, плодотворное трудовое время». Согласно тем же самым исследованиям Websense, проблемой не на шутку обеспокоены 55% всех менеджеров по кадрам.
Популярность онлайновых и ПК-игр растет: Datamonitor предсказывает рост объема мировых продаж игрового софта с $17,7 млрд. в 2001 году до $21,6 млрд. в 2006-м (22% прироста, как-никак!). К 2007 году в эти игры будет «вовлечен» 61% всего населения, причем, по данным Jupiter Research, количество ПК-игроков превзойдет (!) число консольно-приставочных геймеров. Что, в общем-то, интересно, но на самом деле не так уж и важно, потому как играли, играем и будем играть — было бы во что… Только не увольняйте нас, пожалуйста! — Н.Д.
«Оскароносцы» из Варшавы
С 23 по 26 марта в отеле Beverly Hilton калифорнийского Беверли-Хиллз прошел финал командного первенства по программированию под эгидой ACM — самого престижного из существующих на планете турниров программистов, главным спонсором которого на протяжении последних лет выступает корпорация IBM. Нынешний, двадцать седьмой по счету турнир, стал самым массовым за всю историю соревнований: шутка ли, в начале сезона померяться силами вышло в общей сложности 3850 команд из 1329 вузов, что на треть перекрыло прошлогодний результат. В результате жесточайшего отбора в финал прошло лишь 75 сильнейших команд из 25 стран.
Примечательно, что нынешний мировой финал стартовал в предместьях Голливуда аккурат в день вручения «Оскара». Пересечение программерского конкурса с престижнейшей наградой мирового кино оказалось не только символическим: наряду с боссами технологических компаний пристальное внимание к турниру ACM проявили и некоторые кинематографисты. Среди них — один из создателей «оскароносных» спецэффектов к «Властелину колец» новозеландец Мильтон Нган (Milton Ngan), присматривающий «свежую кровь» для своего коллектива.
Нынешний конкурс стал подлинным триумфом жителей Старого Света, хотя играть им пришлось «на чужом поле». Обладательницей программерского «Оскара» с девятью решенными задачами (из десяти) стала команда Варшавского университета (на фото справа), доселе считавшаяся «темной лошадкой» и явно не входившая в число мировых фаворитов. Следом в мировой табели о рангах идут россияне — команда Московского университета, на чьем счету восемь задач, и команда Санкт-Петербургского института точной механики и оптики, решившая семь задач и всего лишь на одну минуту (!) штрафного времени обошедшая представителей Словакии из университета Комениуса, замкнувших квартет золотых медалистов. Сборная Саратовского университета разделила «серебро» сразу с тремя вузами Китая (icpc.baylor.edu/icpc). Для хозяев первенства из Калифорнийского технологического института текущий розыгрыш удачным не назовешь: замкнув чертову дюжину лидеров, они остались без медалей. — Д.К.
Музыка душ
Необычный концерт состоялся в конце марта в канадском городе Торонто, по инициативе исследователя Джеймса Фунга (James Fung). Действо под названием Cyborg Echoes Deconcert, собравшее несколько сотен человек, проходило в помещении, увешанном проводами и датчиками, а музыка рождалась… непосредственно в головах слушателей. Посетители невольно выступали в роли композиторов: музыка синтезировалась специальной компьютерной программой, использовавшей в качестве основы электромагнитные излучения головного мозга посетителей шоу.
К голове каждого участника концерта прикрепили датчики, подключенные к энцефалографу (кроме того, регистрировалось сердцебиение). Полученные данные преобразовывались в цифровой вид и передавались на компьютер, где программа, написанная самим Фунгом, объединяла разрозненные колебания и синтезировала на их основе звуковое полотно. При необходимости в композицию добавляли ритм — учитывая пульс человека. Результирующая мелодия сильно зависит от состояния «композитора»: человек, чувствующий себя счастливым, «издает» характерное жужжание, проявляющий интерес — нечто наподобие мурлыканья и т. п. В общем и целом спокойный человек «звучит» более красиво.
Концерт включал как воспроизведение мелодий отдельных участников, так и интегральной музыки, получаемой при усреднении мозговой активности всех слушателей (при этом была сделана попытка «настроить мозги» для игры в унисон). Согласно комментариям участников, «внутренняя» музыка не лишена изящества и привлекательности, но все же весьма непривычна. — Е.З.
Спам спамом погоняет…
Министерство торговли и промышленности Великобритании в конце марта провело ряд заседаний, посвященных борьбе с различными видами спама. Английские законодатели намерены позаботиться о защите от непрошеной рекламной корреспонденции не только электронных почтовых ящиков граждан, но и сотовых телефонов. После стадии публичных консультаций, которая завершится 19 июня, правительство перейдет к обсуждениям законопроектов, а в силу антиспамовое законодательство должно вступить до 31 октября.
Пока Туманный Альбион лишь вступает на тропу войны со спамом, в США двадцать шесть штатов уже обзавелись собственной нормативно-правовой базой, позволяющей привлекать спамеров к ответственности в судебном порядке. В конце марта этот список пополнился Калифорнией, где был принят билль, предусматривающий штраф до 500 долларов за каждое дошедшее до адресата непрошеное сообщение.
Однако введение новых законов вряд ли повлияет на объемы спам-трафика. Большая часть спамеров использует средства, затрудняющие, а зачастую делающие просто невозможным, их поиск. По данным мониторинга известной антиспамовой компании Brightmail, больше 42% всей почты, направляемой в 250 млн. почтовых ящиков, составляют непрошеные послания. По прогнозам компании, к лету уже половину e-mail-трафика будет обеспечивать спам… — Т.Б.
Намылили шею
Впервые в истории мобильной связи японскому оператору NTT DoCoMo удалось отсудить деньги у мелкой Интернет-компании, занимавшейся рассылкой непрошеной рекламной корреспонденции владельцам сотовых телефонов.
Подписчики сервиса i-mode, которым все блага Интернета (в том числе спам) доступны с помощью мобильных телефонов, попали под массовую рассылку предприимчивых дельцов. Спамеры не стали утруждать себя сбором адресов, а вместо этого сгенерировали миллионы случайных адресных комбинаций и разослали на них свои рекламные объявления. В результате четыре миллиона посланий, отправленных в сеть NTT DoCoMo, не нашли своего адресата. Самое любопытное, что именно недоставленные письма дали возможность наказать компанию-спамера: по утверждению сотового оператора, на обработку каждого письма, которое не находит получателя, тратится в среднем 1,2 йены. Исходя из этой цифры суд и назначил компенсацию в размере 6,6 млн. йен (54 тыс. долларов). Мелочь, а приятно! — Е.З.
Глобальная национализация
ICANN, организация, занимающаяся вопросами работы адресной системы Интернета, «как никогда близка к утверждению использования символов неанглийских алфавитов в названиях доменных имен». Об этом после очередной конференции ICANN, прошедшей в Рио-де-Жанейро, заявил председатель совета директоров организации Винсент Серф (Vincent Cerf, на фото он слева). По словам «отца Интернета», работы по «расширению» доменной системы велись в ICANN на протяжении последних двух лет и в настоящий момент близки к завершению: технические вопросы утверждены, осталось лишь решить организационные проблемы.
Согласно ныне действующим международным стандартам, имена доменов могут состоять только из букв английского алфавита, цифр и ряда специальных символов. Отдельных попыток «национализации» было предпринято немало, но все они требуют использования специального программного обеспечения и не могут претендовать на универсальность. Серф не называет конкретных сроков, но, по мнению комментаторов, внедрение новых стандартов начнется уже в ближайшие месяцы. Как ожидается, первыми получат возможность использовать доменные имена на родном языке носители японского, китайского и корейского.
Всемерно способствовать скорейшей «национализации» обещает и новый президент ICANN австралиец Пол Туоми (Paul Twomey; кстати, он стал первым неамериканским главой организации), взявший курс на продвижение Интернета в развивающихся странах и смещение акцента в работе ICANN с проблем, специфичных для США, на международную проблематику. Впрочем, в данном случае лучше перестраховаться — спешка с введением национальных алфавитов в международную доменную систему, по мнению экспертов ICANN, чревата множеством проблем, самые очевидные из которых — путаница пользователей и новые возможности для киберсквоттинга. — Е.З.
Близкие контакты третьего рода
Хотите узнать, как действительно устроена ваша компания или организация? Нет ничего проще — достаточно проанализировать внутренние потоки электронной почты. По крайней мере, так советуют поступить исследователи из Hewlett-Packard, обнародовавшие результаты любопытного эксперимента, проведенного в стенах родной корпорации.
То, что сотрудники любого достаточно крупного предприятия образуют неформальные группы общения, презрев стандартное разделение на отделы, известно давно. Однако выявить такие мини-коллективы бывает трудно — для этого обычно требуется работа психологов или участие инсайдеров.
В HP подошли к проблеме с другой стороны. Исследователи под руководством Джошуа Тайлера (Joshua Tyler) предложили проанализировать адресные заголовки электронных писем, которыми обмениваются сотрудники, с помощью специальных алгоритмов — представив каждого работника отдельным узлом на воображаемой карте, а письмо от одного человека к другому — графом, соединяющим два узла. Теоретически, обработав таким образом достаточно большой объем корреспонденции, можно явно выделить все неформальные группы.
Практика подтвердила предположения: взяв за основу 200 тысяч посланий, которыми за три месяца обменялись 485 работников нескольких лабораторий HP, исследователи выделили 66 скрытых сообществ. Служащие, которых попросили оценить эффективность «электронной разведки», подтвердили правильность ее результатов. Важно, что анализ почтового трафика помогает определить не только участников, но и неформальных лидеров групп (они чаще всего идут на контакт с непосредственным начальством), что позволяет наладить более эффективную схему управления персоналом. — Е.З.
Атомные часы средневековья
30 марта полтора десятка старинных механических хронометров, установленных в церквях и башнях в разных концах Великобритании, были переведены на летнее время весьма нетривиальным способом.
Механизмы старинных курантов (например, часы на железнодорожной станции Карлайл на северо-западе страны, выпуска 1850 года) были оборудованы системами автоматической корректировки и перевода времени. Комплект оборудования включает сенсор, определяющий положение маятника и стрелок, радиоприемник и блок управления, сопоставляющий показания старинных часов с данными атомного хронометра, которые присылаются по радио из Государственной физической лаборатории, находящейся в графстве Уорвикшир. Если часы запаздывают, маятник получает дополнительный толчок, если спешат — маятник слегка притормаживается. Таким образом система позволяет добиваться постоянной точности хода, даже если часовой механизм уже не поддается никакой настройке.
Нынешний перевод стрелок был осуществлен без человеческого вмешательства и с минимальной нагрузкой на «пожилые» шестерни. Часы были просто остановлены в час ночи и запущены в час дня — уже с учетом перехода на летнее время.
Сейчас автор этой системы Роб Янгс (Rob Youngs) работает над расширенной версией, которая использовала бы для получения данных точного времени сигналы GPS. Это позволит устанавливать аналогичные корректировщики хода старинных часов в любой точке мира. — Т.Б.
Телефон, ты меня уважаешь?
Вероятно, недалек тот день, когда батарею сотового телефона или ноутбука можно будет подзарядить в ближайшем баре рюмкой любого горячительного напитка. Химикам из Сент-Луисского университета удалось создать прототипы новых «биологических» топливных элементов, которые работают на обычном этиловом спирте, даже изрядно разбавленном.
Попытки создать эффективные топливные элементы длятся уже более ста лет. Лучшие образцы подобных устройств сегодня работают на ядовитом метиловом спирте и используют дорогие катализаторы из редких металлов. В природе в аналогичных процессах окисления спиртов роль катализаторов выполняют энзимы, которые дешевы, эффективны, но очень чувствительны к условиям среды (в частности, к температуре и pH раствора). В неблагоприятных условиях энзимы быстро теряют активность. Ученым удалось решить эту проблему, покрыв электроды слоем полимера с порами специально подобранных размеров, которые стабилизируют работу энзимов. Экспериментальные образцы новых топливных элементов уже несколько месяцев благополучно функционируют не только на спирте, но и водке, джине, вине и выдохшемся пиве (пузырьки углекислого газа в шампанском или свежем пиве нарушают работу батарей).
К сожалению, первые образцы новых топливных элементов пока слишком велики для переносных устройств. Чтобы уменьшить их, ученые продолжают работать над увеличением эффективной площади «биоэлектродов». — Г.А.
Рубиновый тормоз
В Оптическом институте Рочестерского университета удалось «затормозить» свет в кристалле рубина до скорости 57 м/c (205 км/ч). Эксперименты проводились на сравнительно простом оборудовании при комнатной температуре, что делает реальным применение «медленного» света в оптических устройствах хранения, передачи и обработки информации.
В последние годы нескольким научным группам удалось уменьшить скорость распространения света в среде до скорости автомобиля и даже велосипедиста. Но все эти эксперименты проводились в глубоком вакууме в парах металлов, охлажденных до температуры лишь на несколько миллионных долей градуса выше абсолютного нуля. В прошлом году эффект удалось повторить в твердом теле, но по-прежнему лишь при сверхнизких температурах, что крайне затрудняет его применение.
В новых экспериментах использован другой прием просветления среды, предсказанный теоретиками в 1967 году. Свет распространяется в кристалле рубина, традиционно применяемом в лазерах. Вспомогательное излучение аргон-ионного лазера создает очень узкое спектральное окно прозрачности в резонансном пике поглощения среды за счет того, что возбуждает в рубине колебания заселенности квантовых уровней. В этом искусственном окне показатель преломления рубина меняется так быстро и сильно, что распространение импульсов света в нем сильно замедляется.
Разумеется, скорость отдельных фотонов так и остается неизменной и равной скорости света в вакууме. Вплоть до 57 метров в секунду снижается так называемая групповая скорость света, которая, по сути, описывает коллективное поведение излучения и сильно взаимодействующего с ним вещества. Однако в обычных прозрачных материалах групповая скорость может отличаться от скорости света в вакууме лишь в несколько раз.
Конечно, до практических приложений полученного эффекта пока далеко. В первую очередь рубиновые линии задержки лазерных импульсов будут востребованы в новых научных экспериментах. — Г.А.
Одним мифом меньше
Неандертальцы, похоже, вовсе не были туповатыми и неуклюжими обитателями пещер, как до сих пор было принято считать. Новая компьютерная 3D-модель кисти неандертальца (на фото) свидетельствует, что пальцы рук этих гоминидов были столь же гибки, как и у наших предков-кроманьонцев. Популярный стереотип о физиологическом превосходстве человека в изготовлении орудий труда ставится тем самым под большой вопрос.
Трехмерная виртуальная модель была создана в Лаборатории археологических технологий Университета Северной Дакоты на основе сканирования хорошо сохранившихся костей неандертальца, найденных во Франции в 1909 году. Статья американских ученых в мартовском номере журнала «Nature» описывает, как компьютерное моделирование было использовано для определения пределов подвижности пальцев при заданной структуре костей и для сравнения этой структуры с человеческой кистью. Результаты показывают, что неандертальцы ничуть не менее ловко манипулировали предметами, а это значит, что за их загадочным исчезновением с лица Земли стоит другая причина.
Как свидетельствуют археологические находки, неандертальцы — наши ближайшие собратья по эволюции — примерно 350 тысяч лет назад жили на обширной территории Евразии, от Южной Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии до Западной Сибири. Около 45 тысяч лет назад на этих же землях, как предполагается, из Африки и с Дальнего Востока стали появляться наши предки-люди. Затем на протяжении 10–15 тысяч лет оба вида жили бок о бок, после чего неандертальцы исчезли. Никто не знает почему.
Споры вокруг этой проблемы ведутся самые горячие, благо причин для них предостаточно. Неандертальцы были физически крупнее и сильнее людей. Размер их мозга в среднем не меньше, чем у современного человека, так что вряд ли исчезнувший вид уступал нашим предкам в интеллекте. Теперь подтверждено, что гибкость пальцев, а значит и потенциальная способность изготавливать орудия труда, были у неандертальцев, по меньшей мере, не хуже наших. Есть, правда, мнение, что устройство голосовых связок неандертальцев не позволяло им наладить развитое языковое общение, что помешало в состязании с человеком за ресурсы. Но, возможно, все объясняется проще: нет на Земле существа, более агрессивного, чем человек. — Б.К.
Черная золотая середина
Астрономы находят все новые подтверждения гипотезе существования черных дыр «средних» размеров — с массой от ста до десяти тысяч солнечных масс. Недавно о новых наблюдениях сообщили американские ученые из Гарвард–Смитсоновского астрофизического центра и их коллеги из Европейского космического агентства, работающие со спутником-обсерваторией XMM-Newton.
Многие годы считалось, что черные дыры делятся на два класса. Небольшие объекты с массой до десяти солнечных масс образуются в результате гравитационного сжатия погасших звезд. Второй класс — сверхмассивные черные дыры с массой более миллиона солнечных возникают, по всей видимости, из огромных газовых облаков. Но с появлением орбитальных рентгеновских телескопов стали накапливаться необычные данные, которые можно было объяснить, только предположив существование во Вселенной черных дыр промежуточных размеров.
Американские ученые сконцентрировали внимание на двух (из пары сотен) подозрительных объектах, находящихся в галактике NGC 1313 на расстоянии около десяти миллионов световых лет от Земли. Им удалось оценить температуру этих объектов, которая совпала с предсказаниями теории для черных дыр с массой от ста до пятисот солнечных. Другая группа исследователей изучала «подозрительную» черную дыру в галактике М82. Ее рентгеновский спектр хорошо совпал с теорией, но вращающееся вокруг черной дыры газовое облако оказалось горячее, чем ожидалось.
Черные дыры средних размеров пока ставят ученых в тупик. До сих пор не очень понятно, как они образуются. Специалисты обсуждают три основных сценария. Средние черные дыры могут родиться в результате слияния множества маленьких черных дыр; после столкновения звезд в плотных шаровых скоплениях; и, наконец, в результате коллапса гигантских протозвезд, которые, возможно, существовали в ранней вселенной. Каждая из теорий имеет свои сильные и слабые стороны, но что происходит на самом деле, выяснить еще только предстоит. — Г.А.
Расследование с пристрастием
У известного американского журналиста и писателя Джорджа Джонсона (www.santafe.edu/~johnson) вышла новая книга под названием «Напрямик через время. Путь к квантовому компьютеру» («A Shortcut Through Time: The Path to the Quantum Computer», George Johnson, 2003). Джонсон пишет научно-популярные статьи, главным образом о физике и компьютинге, для таких солидных изданий, как «New York Times», «Atlantic Monthly», «Time» и «Wired». Среди наиболее известных его трудов, написанных за последние двадцать лет, можно упомянуть «Механизмы мышления. Внутри науки об искусственном интеллекте», «Факел разума. Наука, вера и поиск порядка», «Странная красота. Мюррей Гелл-Манн и революция в физике XX века». Даже по названиям можно понять, что выбор темы новой книги для писателя не случаен.
На сегодняшний день квантовые вычисления представляют собой одну из самых загадочных, трудных для понимания и в то же время поразительно ярких областей современной науки. Озадачивающее разум манипулирование квантовыми состояниями частиц, позволяющее одновременно обойти все ветви вычислительного алгоритма и отыскать нужный ответ гораздо быстрее, чем это в принципе возможно в традиционных компьютерах, — способно разжечь интерес как у писателя, так и у читателей. Джонсон избрал для своей книги беспроигрышную форму детективного расследования. Он начинает повествование с захватывающей интриги, которую постепенно предстоит распутать рассказчику-дилетанту.
Судя по отзывам авторитетных компьютерщиков, не стыдящихся признаться в непонимании принципов квантовых вычислений, после прочтения книги суть предмета становится намного яснее. В США новую работу Джонсона выпустило издательство Alfred A. Knopf, а в Великобритании — издательство Jonathan Cape. — Б.К.
Обратная сторона халявы
Когда американец Глен Флейшман (Glenn Fleishman) выкладывал в Сеть бесплатную электронную копию своей книги «Real World Adobe GoLive 6», он не подозревал, чем обернется для него свобода, предоставленная читателям.
Книга Флейшмана, посвященная одноименному программному инструменту от Adobe, весьма велика по объему — в ней больше 900 страниц. Ее бумажная публикация особого успеха не имела, поэтому Глен, наслышавшись, что неизвестность нынче для авторов страшнее пиратства, решил выложить на своем сайте электронную копию, надеясь, что это стимулирует продажи бумажного варианта. Преобразованная в формат PDF, книга заняла 23 мегабайта. Ожидая, что файл скачают в лучшем случае несколько сотен человек, автор был шокирован, когда, посмотрев статистику через пару дней, обнаружил, что число выкачанных копий перевалило за десять тысяч. К тому моменту, когда Флейшман удалил книгу с сайта, суммарный трафик достиг 250 гигабайт. Переводя на деньги, это означает счет в 15 тысяч долларов от хостящего сайт Интернет-провайдера.
Утверждая, что не ожидал ничего подобного, Флейшман обратился за помощью и к провайдеру, и к издателю, и даже к читателям, которых просит пожертвовать деньги на оплату счета. Попытка выяснить, откуда тысячи сетян узнали о халяве, успехом не увенчалась. По словам Глена, книгу качали пользователи буквально изо всех уголков Сети. Комментируя инцидент, более опытные авторы заметили, что проблем можно было бы избежать, разместив труд в пиринговой сети (к примеру, KaZaA) или опубликовав на специализированных сайтах под открытой лицензией (см., например, Creativecommons.org). Флейшман, впрочем, решил идти своим путем: сейчас он готовит к изданию в электронном виде еще одну свою книгу. Но на сей раз планирует взимать плату с каждого желающего ее почитать. — Е.З.
Играй, пока живой
Четырнадцатилетний румын Мишель Савин (Michel Savin), похоже, поставил абсолютный рекорд по продолжительности компьютерной игры, проведя за Counter-Strike девять дней и ночей почти без перерывов. Впрочем, представителей из книги рекордов Гиннесса рядом с ним не оказалось — фантастическое достижение засвидетельствовали врачи скорой помощи, доставившие подростка в больницу прямиком из игрового клуба, где он потерял сознание. По словам врачей, геймер заработал тяжелейшее нервное и физическое истощение.
Как рассказала журналистам мама страдальца, увлечение Мишеля Counter-Strike было столь сильным, что походы в компьютерный клуб обрели характер наркотической зависимости: парень почти не посещал школу, таскал из дома вещи и продавал их, чтобы оплатить компьютерное время, перестал мыться и потерял за свою последнюю игровую вахту больше восьми килограммов веса. Как отвлечь сына от пагубного пристрастия, родители не знают… — Е.З.