Кто вы, где вы и когда…
АрхивКомментарий дняСкандал, разразившийся после того, как стало известно о намерении Benetton имплантировать в свою одежду радиоидентификационные микрочипы, чуть было не привёл к мировому бойкоту этой торговой марки. Обывателю, насмотревшемуся "Матрицы", страшно от одной мысли, что в его нижнем белье будет спрятан микрочип, "выдающий личность и местонахождение"…
Занятная история приключилась недавно с известным производителем электроники Philips Electronics и одежды Benetton. В конце марта, один из руководителей первой компании поделился планами на ближайшее будущее, в частности поведав, что Philips поставит 15 миллионов т.н. RFID-чипов итальянской компании Benetton, которая, в свою очередь, использует их в своих продуктах, продаваемых в собственной торговой сети из пяти тысяч магазинов по всему миру. (См. заметку "С чипом на шее") Вообще говоря, в Philips поторопились: на самом деле Benetton только рассматривала возможность имплантации чипов в одежду, но ещё не приняла окончательного решения. Но - слово не воробей, тем более сегодня, в условиях глобального осетенения… Новость, словно снежный ком, стала обрастать паническими комментариями и уже несколько дней спустя одна потребительская ассоциация выступила с инициативой объявить бойкот продукции Benetton. Дабы замять скандал, пресс-служба последней была вынужден сделать специальное заявление, в котором объяснила, что ни о каком использовании чипов речи пока быть не может, хоть компания и оставляет за собой право пересмотреть это решение в будущем. Но за что же всё-таки на неё набросились?
Чтобы прояснить ситуацию давайте сделаем лирическое отступление в техническую сторону вопроса. RFID расшифровывается как Radio Frequency Identification Tags - радиоидентификационные метки. RFID-чипы обычно представляют собой крохотные, от долей миллиметра до сантиметра в поперечнике, электронные схемы, состоящие из двух частей: сравнительно крупной антенны и небольшой транзисторной начинки (память, простейший микроконтроллер и т.п.). Такой чип в состоянии запомнить достаточно большой объём информации (некоторые - до одного мегабайта), а предназначение его заключается в том, чтобы по первому запросу эту информацию предоставить. В большинстве случаев RFID-чипы пассивные, т.н. не имеют собственного источника питания и получают энергию индукционным путём: специальное считывающее устройство генерирует высокочастотные электромагнитные импульсы, которые, улавливаясь антенной чипа, питают его электронное сердце - и чип передаёт хранимую информацию через ту же антенну. Радиус действия варьируется от метра до трёх десятков и даже больше, но герой нашей истории, чип I.CODE от Philips, может быть уверенно детектирован на расстоянии в полтора - три метра.
Зачем нужны RFID? Представьте себе, что такие чипы будут вшиты в каждый предмет, оклежащий на полках магазина: вы берёте нужную вам вещь и просто уходите - без всяких очередей в кассу и тому подобных "прелестей" современной розничной торговли. На выходе из магазина производится считывание информации о цене покупки с товарного чипа, а также с чипа, встроенного в вашу кредитную карту или паспорт - счёт вам пришлют домой. Продавцу товара это тоже удобно, ибо позволяет упростить учёт продаж. Этот пример - самый простой. Радиоидентификационные метки планируется использовать поистине везде - от книг и одежды до денежных банкнот (Евросоюз, 2005): их повсеместное использование поможет упростить и автоматизировать многие рутинные операции, которые мы проделываем каждый день. Кроме того, применение RFID позволит повысить эффективность многих процессов. Представьтек примеру, , что покупатель кофты с таким чипом, придёт в ней однажды в другой магазин той же фирмы (вспомните Benetton с её мировой торговой сетью): компьютер, распознав метку и вытащив через Интернет из центральной базы данных информацию о том, что этот человек приобретал раньше, подскажет, что именно нужно предложить ему в первую очередь.
Отсюда уже недалеко и до сути конфликта, с которого началась сегодняшняя колонка. Как полагают многочисленные правозащитники, RFID-метки в вещах человека смогут использоваться не по назначению: государство сможет следить за перемещениями людей (к видеокамерам в людных местах добавятся RFID-сканеры), равно как хакеры, фрикеры и прочие злоумышленники. Доступ к базам данных позволит однозначно идентифицировать по меткам личность человека - а это уже потеря приватности, к которой сегодня на Западе страсть просто маниакальная. Конечно, пока всё это станет возможным в действительности, пройдут годы и годы: сегодня RFID-чипы и оборудование для работы с ними ещё слишком дорого и малопопулярно. К тому же есть возможность встраивать в товарные чипы механизм самоуничтожения, который будет активироваться по желанию покупателя. Но, судя по истории с Benetton, проблема RFID сегодня уже не в цене, а в беспросветной необразованности потребительских масс. Обывателю, насмотревшемуся "Матрицы", страшно от одной мысли, что в его нижнем белье будет спрятан микрочип, "выдающий личность и местонахождение". Есть идеи как исправить ситуацию? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!