COMMODORE AMIGA на Linux ч.2
АрхивЛинуксоид (архив)Лучший эмулятор Amiga – UAE. Работа с эмулятором и эмулируемой AMIGA.
Лучший эмулятор Amiga – UAE самых последних версий, но будьте готовы, что если у вас компьютер < 400 Mhz звук начнет спотыкаться, он и на 950 Mhz иногда дергается. Это обусловлено, во-первых, тем, что на Амига звук привязан к очень быстрому DMA. Во вторых эмулятору приходиться эмулировать сразу несколько (!!!) процессоров. Чипсет ECS или AGA и Motorolla68000/20.
Для эмуляции нужно понимать, что есть две АМИГИ, АMIGA на чипсете ECS (4096 цветов, ранний вариант назывался OCS) – модели Аmiga 500, 600, 1000, 2000, 3000 и их варианты и AMIGA на чипсете AGA (262 000 цветов из 16 млн.)
Типичная AMIGA 600 – процессор 68000 + ECS чипсет. Обычно 1 Мб памяти. Поставьте 2 , чтобы работали все игры. Но некоторые игры «свихиваются» при объеме памяти более 1 Мб, т.к. не понимают ее.
Типичная AMIGA 1200 – это процессор 68020 14 Mhz + чипсет AGA и 2 Мб памяти. На настоящей Амиге при добавлении еще 2-х Мб оперативки скорость машины увеличивалась в 2 (!!!) раза. Для АГАшных игрушек лучше памяти ставить побольше. Более того, 1200-я Амига расширялась специальными акселераторами, Blizard 1230/50Mhz, Apollo и т.д. На акселераторе были слоты под память и более мощный процессор Motorolla 68030, 68040, 68060 и PowerPC, G3. На сегодняшний момент выпускаются платы с 3D-акселератором Permedia и плата Mediator c PCI – слотами, в которые можно установить PCI видеокарты (например, Voodoo 3 или S3).
На AMIGA существует программа ShapeShifter – эмулятор компьютера Макинтош (дело в том, что на Амига и на Макинтош стоит один и тот же процессор, что дает возможность запускать и работать на Амига с Маковскими программами без какой либо потери скорости, т.к. по сути никакой эмуляции не происходит, поэтому работать на AMIGA в Photoshop – это реальность).
Теперь об эмуляции. На сегодня существуют всего 2 эмулятора АМИГИ. xFellow и UAE. Первый умеет эмулировать, только ECS-чипсет, то бишь Amiga600, второй – эмулит обе разновидности AMIGA. По общим впечатлениям Uae круче, а в WB-операциях просто безумно быстрый. Но… xFellow построен на совсем другом и классном ядре, и если что-то не пойдет в UAE – попробуйте в xFellow. А раньше xFellow на голову превосходил Uae. Грубо говоря, тогда UAE переводили, как (UnusedAmigaEmulator) “негодный эмулятор AMIGA”. Но на сегодня он самый годный.
Эмуляция в UAE.
Невозможно просто вставить родную Амижную дискетку в PC-шный дисковод и запустить ее (хотя на настоящей Амиге можно форматировать дискеты и под Писишный формат и под Амижный). Все дискеты на компактах хранятся в формате DMS. Т.е. сжатыми. На живой Амиге их распаковывают на дискетки с помощью программы DMS или WBDMS. Это нужно потому, что многие дискеты, а особенно игры защищены от простого копирования и невозможно просмотреть содержимое дискетки, только ее запустить. На PC все значительно проще. Вам нужна программка Xdms. Ее можно взять на том, же сайте, где вы скачали эмулятор. В консоли пишите: xDMS u названиедискеты.dms . Получится файл с расширением ADF. Т.е – Амиговский Дисковый Файл. Это распакованный из DMS Амижный образ дискеты. ADF формат понимает UAЕ, т.е можно приступать к эмуляции.
Необходимо помнить о том, что AMIGA – это не ПиСи. На Амига игра может быть на нескольких дискетах. Дойдя до определенного места, она попросит вставить следующую дискету. В эмуляторе поддерживается до 4 дисководов, что собственно возможно и на реальной Амиге. Можно сразу поставить все дискетки во все дисководы. Амига сама определит в каком дисководе какая дискетка. Замена дискет происходит автоматически, Амига всегда сама поймет, что вы сменили дискетку, не задавая вам тупых вопросов, как на PC. Бывают, правда, игры, которые считают, что на Амига всего 1 дисковод.
Последнее, что вам необходимо – это копия ПЗУ Amiga, в которой содержится KickStart (а другими словами ядро операционки). Его можно получить, скопировав с реальной Амиги, что, думаю для многих нереально, поэтому поищите в сети файл с названием подобным «kick.rom». Это позволит вам приобщится к программному обеспечению Commodore AMIGA. В моей домашней коллекции около 3000 амижных игрушек и около 4000 амижных программ.
Итак, запускаем UAE.
UAE встречает нас окном About, где сообщается номер версии эмулятора и краткое сообщение: «установите опции и для старта нажмите кнопку pause». (На момент написания статьи последняя версия UAE - 0821). При запуске у нас произошло автоматическое создание невидимого конфигурационного файла .uaerc в вашей домашней директории. Его мы рассмотрим ниже, а пока воспользуемся более наглядными (но имеющими меньше возможностей) опциями GUI. Начнем с конца. Первой у нас стоит закладка на окошко floppy disks. Она позволяет выбрать образ дискеты с какой мы будем грузить игру или программу.
Образы дискет имеют расширение adf - amiga disk file. Заходим в директорию с игрой и выбираем образ. Игра может быть на нескольких дискетах. Можем сразу установить первую в первый виртуальный дисковод, вторую во второй и так далее. Иногда игра не понимает больше одного дисковода – тогда придется менять дискеты в процессе игры.
Следующая закладка – «Memory» - одна из важнейших. Здесь мы укажем, каким kickstart-ом загрузится и сколько будет памяти у нашей AMIGA. Здесь необходимо сказать, что Slow RAM была только на Amiga 500 и A500+, а вот Z3-fast и RTG – на A1200 и A4000. Кикстарт версий 1.2,1.3,2 был на A500, 2.0,3.1 на A600, а 3.0,3.1 на А1200. Некоторым играм требуется только определенный кикстарт. Кикстарт 1.2 и 1.3 не поддерживают работу с жестким диском. Итак укажем где у нас находится файл с образом ПЗУ Амиги. У меня он лежит в /usr/lib/uae/. Настроим конфигурацию под AMIGA 1200 AGA. Т.к. это самая мощная из моделей Амиг, с превосходным значительно более быстродействующим чипсетом AGA. Выберем кикстарт версии 3.1 , что естественно для агашной Амиги. У меня файл содержащий такой кикстарт называется kick.rom. Ставим память Chip на 2 Мб. Для AMIGA 1200 если поставить 4 Мб – вся остальные виды памяти станут недоступны. Если они, несмотря на это и так недоступны, то установите процессор 68020, Fast на 8 Mb – большинство АГАшных игрушек использует fast-память, которая ставилась на акселераторы в виде обычных SIMM модулей. Память FAST реально существовала и находилась на дополнительном акселераторе или расширителе памяти. При желании можно поставить ее по максимуму. В WorkBench при этом станет больше памяти для программ. Z3-fast поставьте на 8 Mb, это использовалось для плат подключаемых к очень быстрой шине ZoroIII существовавшей на супермощных Амигах 4000. Slow память поставим в none – то есть – нет. Ее на реальных машинах A1200 небыло.
Вкладка «CPU emulation» Предлагает выбор процессора из 68000, 68010,68020, 68020+68881, 68040. 68000 был на всех OCS/ECS AMIGA. На настоящей Amiga1200 стоял урезанный до 24-битной адресации процессор 680С20. На AMIGA4000 стоял полный сверхмощный 32-битный процессор 68040. Для Amiga 1200 выберем 68020+68881. 68881 – математический сопроцессор. Позднее он был заменен на более производительный 68882. Для правдоподобности эмулируемой А1200 установим флаг «24bit address space». Теперь разберемся со скоростью эмуляции.
«Optimize for host CPU Speed» - подстроиться под скорость процессора. Наиболее предпочтителен.
«Aproximate 68000/7Mhz speed» - скорость работы аналогична таковой на А500/А600. Вариант более медленный.
«Adjustable» - предлагает вам самостоятельно выбрать время задержки между тактами виртуального процессора. Мной не используется.
Вкладка «Grafics». Здесь вам предложат выбрать размер памяти на борту эмулируемой видеокарты Picaso96. Можете указать любой, но не более чем есть на вашей физической видеосистеме. «framerate» - должна по возможности находится на единице. Иначе будет пропуск кадров. «immediate blits» - усредненное просчитывание блитер-операций. Можно включить для повышения скорости эмуляции.
Вкладка «Chipset». OCS (Original Chip Set) – это самый первый амижный чипсет, использовался на Amiga 1000. Он включал в себя чипы Paula, Agnus и Denise. С ними он мог отображать графику в разрешении до 640x512 и 4096 цветов. ECS (Enhanced Chip Set): следующее поколение амига-чипсетов, а скорее просто расширение возможностей предыдущего. По сравнению с OCS было повышено максимально возможное разрешение. Палитра осталась прежней – 4096 цветов. Существовал на A500 и A600.
AGA (Advanced Graphics Architecture): последний чипсет разработанный Commodore. Революционные новшества. Первоначально имел название AA. Разрешение достигло 1280х512, а палитра 16,8 миллиона цветов. Мог показывать 256 цветов на экране или более 640000 в HAM-режиме (HAM8). Использовался на Amiga1200. Для А1200 установим чипсет AGA. Остался еще пункт – Sprite Collisions. На Амига столкновения спрайтов обсчитываются АППАРАТНО. Благодаря этому возможны такие шедевры, как игра Soccer Kid. Она во первых красивее IBM PC –шного аналога. В ней движутся планы, чего нет на PC, но главное - это Sprite Collision. Главный герой пробираясь по уровням бьет всех врагов своим мячом. А мяч отлетает ОТ ВСЕГО!!! От столбов, домов, деревьев и т.д. Это очень здорово. Включить галочку непременно на Full. «enable copper speedup code» - включить для повышения скорости эмуляции копера (амижный RISC-процессор отслеживающий положение луча на экране).
Вкладка «Sound». Ну здесь относительно все понятно. Включаем все и на всю. Accurate, Mixed, 16 bit. Звук станет намного круче. Но даже это не гарантирует того, что в игрушках будут присутствовать все звуковые эффекты. Например в Kid Chaos при попадании под воду звук лишается высоких частот на реальной Амиге, а вот эмулятор этот эффект игнорирует. Но все развивается и новые версии будут лучше. Вкладка «Game Ports» В левом окошке выберите Mouse, а в правом PC Joystick0 (если он у вас есть) или Numeric Pad для клавиатуры. Тогда вы сможете управлять в играх с клавиатуры. А если точнее с дополнительного цифрового кейпада (цифровые клавиши справа на клавиатуре). 4 – влево, 6- вправо, 2-вниз, 8- вверх, 5 – огонь. Следует сказать, что в играх на Амиге почти никогда не используется клавиатура (только клавиша Space изредка (к слову, на Амиге есть 2 клавиши называемые Левая Амига и Правая Амига). Все игры играются либо с джойстика, либо с мышки. На джойстике работает всего 1 (!!!) кнопка. И этого достаточно. Очень редко – 2. В играх с одной кнопкой, например в крутой драке Body Blows Galactics Лево, право, вверх, вниз – это направления движения, если же зажмем кнопку, то дополнительно к ней нажатие направлений даст различные удары. Вообще-то жутко удобно.
Вкладка «harddisks» Если вам не нужен Амижный винт, и вы хотите эмулировать AMIGA с ECS/OCS чипсетом, то самый классный вариант выбрать kikcstart1.2 или kikstart1.3. При AGA чипсете – kickstart3.1. Для AMIGA600 – kiskstart 2.0 или 2.04 - тогда появится винт, но совместимость с старыми играми заметно упадет. Станет появляться красный экран с надписью “Guru meditation” – “Гуру медитирует” – это и говорит в данном случае о несоответствии kiskstart. По данной вкладке мы можем подсоединить образ амижного винта. С вкладками разобрались. Настала пора запустить какую-нибудь игрушку. Пусть это будет Yo!Joe! на двух дискетах. Если у вас dms-ки, то распакуем их с помощью xDMS в adf. Пишем в консоли следующее: xdms u disk1.dms И нажимаем Энтер. Вместо disk1.dms подставьте, конечно, название вашего файла с расширением dms. Xdms u disk2.dms Получим 2 файла с расширением ADF. Следует заметить, что, используя ключи программы xdms мы также можем получить образ дискеты с расширением ADZ. ADZ прекрасно понимается UAE, но содержит сжатый gzip-ом образ. Размер, занимаемый этими файлами будет соответственно меньше.
Запустим эмулятор Uae. Старые установки у нас уже сохранились и вводить все по новой не придется. В Закладке Flopies в первый дисковод DF0: загрузим первую дискетку, а в DF1: - вторую.
Нажмем Pause или Reset.
Все. Виртуальная Амига заработает. В уши хлынет поток замечательной музыки, а с экрана феерия красок увлекательной платформенной игры.
ЗАМЕЧАНИЯ.
Во-первых многие игрушки со взломанной защитой и первое, что вы увидите – демо с рекламой взломщиков, здесь необходимо, чтобы продвинуться дальше нажать левую или правую, или вместе кнопки мыши, либо изредка нужно нажать клавишу Escape. (Если хотите увидеть БИОС Амиги, то при перезагрузки держите обе клавиши мыши нажатыми. На настоящей Амиге из биоса можно выключить устройства дисковод или жесткий диск, что даст экономию оперативной памяти, т.к. устройства на Амига всегда кэшируются для ускорения их работы).
Все игрушки, практически, идут с дискет. Но если вы хотите работать из WB или запускать переделанные для жесткого диска, то вам нужно будет проинсталлировать WorkBench. Амижной многозадачности и плавности движения мышки в эмуляторе вы, к сожалению, не увидите, т.к. на Амига переключение между задачами осуществляется АППАРАТНО, на безумной скорости (а в эмуле все лишь эмулиться программно, да и мышь подключена через тормозной COM). Для смены дискетки перейдите к окну UAE и в реальном времени выберите другой образ!
Для перезагрузки AMIGA нажмите Reset в окне программы UAE. Если некоторые игры никак не запускаются, то нужна программка kiskswitch с KickStart1.3. Она превращает Амига в самую первую модель и самые старые игрушки начинают работать. Дискетка обычно называется Kickstart1.3. Другой путь – выбрать в закладке ROM - kickrom1.3 . Все заработает, но винт исчезнет – 1.3 не понимает винта.
(Окончание следует)