Вор должен сидеть
АрхивКомментарий дняВ США поданы судебные иски на четырех студентов, организовавших и поддерживавших файлообменные сети в стенах родных университетов. Самые смелые идеи американских конгрессменов воплощаются в жизнь на наших глазах.
Помните, как совсем недавно в Конгрессе США, собравшемся на обсуждение проблемы Интернет-пиратства, звучали призывы к запугиванию студенческих масс? Разрешите поздравить с событием ожидавшимся и таки свершившимся на днях: Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (пресловутая RIAA) перешла от слов к делу, подав в суд на четверых американских студентов за потворничество музыкальному пиратству. Ребята, попавшие под удар Ассоциации, учатся (впрочем, сейчас уже скорее - учились) в трёх престижных ВУЗах, среди которых MIT и Принстон. А провинились они в том, что создали и поддерживали локальные пиринговые сети, с помощью которых их друзья могли свободно обмениваться файлами. Если быть точным, RIAA обвиняет студентов в поддержании файлообменных систем, совокупные размеры файловой коллекции которых превышали 2.5 миллиона файлов. Основывась на действующих в США законах, юристы Ассоциации просят суд взыскать за каждый файл максимально возможную сумму - а именно, 150 тысяч долларов. Если цифра не впечатляет, попробуйте помножить её на среднее количество файлов, приходящихся на нарушителя: да, теперь каждый из них может быть обязан выплатить около сотни миллиардов долларов. Абсурд? Отнюдь. Комментируя очевидно непомерные требования, представители RIAA делают акцент на необходимости демонстрации обществу быстрого и жестокого наказания за совершённые преступления.
Сколь велики шансы на то, что студенты - на след которых, кстати, в RIAA вышли через студенческую же прессу - действительно будут приведены в суд? Увы, разбирательства скорее всего уже не избежать, но вот вопрос о тяжести наказания остаётся открытым. После того, как первый PR-шок от заявления RIAA прошёл, западной прессой было извлечено на свет немало любопытных подробностей, прежде всего, касающихся претензий, предъявленных Ассоциацией. Одно из исковых заявлений было проанализировано профессиональным юристом, выявившим явно слабые места. Так, утверждение о миллионах музыкальных композиций ошибочно, поскольку программы, эксплуатировавшиеся студентами, объединяли все файлы на компьютерах внутри университетских кампусов - и, следовательно, индексировали не только MP3, но и все прочие документы. Кроме того, как минимум в одном случае пиринговая сеть не позволяла обмениваться файлами, предоставляя лишь общий сервис по более удобному их поиску: собственно обмен вёлся с помощью стандартной функции операционной системы Windows (Windows File Sharing).
Будет вина студентов доказана или нет, ребятам вполне хватит и тех неприятностей, которые причинит им сам судебный процесс - теперь их наверняка отчислят. А RIAA, воплотив в жизнь самые смелые и передовые идеи конгрессменов, возьмётся за поиск новых жертв. Правда, многочисленные комментаторы сходятся во мнении, что студентов Ассоциация тормошить больше не станет, сосредоточившись вместо этого на учебных заведениях. В этом случае и заботы меньше, и эффект круче: и в том, и в другом случае получить сколь-нибудь приличную компенсацию RIAA удастся вряд ли, но внимание общественности сделает своё дело - колледжи и университеты, наконец, возьмутся за ум и не просто объяснят своим учащимся, что такое хорошо и что такое плохо (в Принстоне, MIT, и многих других это давно сделано), но введут запрет на работу с внешними и внутренними пиринговыми сетями. Да, технологии и механизмы P2P сами по себе законов не нарушают, но чёткое осознание того, что отдельные их применения могут быть незаконны и превратиться в источник проблем, решает вопрос о возможности работы с такими системами просто и отнюдь не в пользу технического прогресса. Новые веяния обязательно затронут и Россию: сразу же, как только бесплатный месячный лимит трафика на каждого студента в отечественных вузах уйдёт за гигабайт. Есть идеи? Подключайтесь к дискуссии!