Эффект халявы
АрхивКомментарий дняРаздача бесплатной электронной копии продукта может благоприятно сказаться на общем успехе коммерческого предприятия. Но будьте осторожны: накладные расходы могут разорить вас!
В конце прошлого года Тим О'Рейли (Tim O'Reilly, тот самый, которому принадлежит одноимённая ассоциация) написал любопытную статью, где разобрал и сравнил отрицательные эффекты от электронного пиратства и… безвестности: по его мнению, незнание публики о работе (в статье шла речь о книгах, но вряд ли будет преувеличением распространить выводы и на музыку, и на многие другие формы выражения творческой фантазии в цифровом виде) причиняет автору ущерб куда больший, нежели пресловутое пиратство. Весь фокус в огромных объёмах свежего контента, каждый день появляющегося на рынке - из сотен тысяч книг и дисков сравнительную известность обретают лишь несколько процентов. Что делать? В первую очередь - дать знать о себе потенциальным потребителям. Не самый плохой способ сделать это - изготовить и распространить свободную копию продукта. Впрочем, прямая реализация идеи может быть чревата, о чём и пойдёт речь далее.
Едва ли пару недель назад американец Глен Флейшман (Glenn Fleishman) решился применить означенный выше способ для активизации упавших продаж своей книги, " Real World Adobe GoLive 6". Расчёт автора был прост: поскольку книга очень солидная по объёму (в ней больше 900 страниц), а читать такого рода издания большинство предпочитает всё же не с экрана, то вряд ли кто-то из скачавших бесплатную копию решится распечатывать её самостоятельно. Скорее уж купит нормальный бумажный вариант. Сказано - сделано: книжка была преобразована в файл формата PDF, занявший больше двух десятков мегабайт, после чего выложена на личный сайт автора. А для того, чтобы донести весть о халяве до читателей, Флейшман написал короткую заметку на сайте MacCentral. При самом благоприятном стечении обстоятельств он надеялся раздать таким образом максимум несколько сотен копий. Увы, реальность превзошла все ожидания.
Через пару дней после того, как копия книги появилась в Сети, число скачек перевалило за десять тысяч, а общий исходящий трафик сайта - 250 гигабайт. Обнаружив это, Флейшман удалил файл, но - что сделано, то сделано: по приблизительной оценке самого Глена, за март ему придётся заплатить провайдеру больше 15 тысяч долларов. Удастся ли писателю избавиться от счёта или нет (Флейшман объяснил ситуацию своему провайдеру и, возможно, тот сжалится) - нас это уже не касается. Интересней другое: откуда взялся весь этот читательский поток и как гарантировать себя от попадания в подобную переделку? С объяснением первого особых проблем нет: халява - страшная и совершенно интернациональная сила, одинаково привлекающая пользователей и русскоязычных, и говорящих на всех прочих языках мира. Флейшману не удалось выяснить, как прознали читатели о его предложении, но, возможно, он был просто недостаточно настойчив: масса популярных сайтов (взгляните для примера на FreeSampleSite) специализируется на ежедневном обзоре мест, где можно поживиться чем-нибудь нахаляву. Со вторым всё много сложней.
В самом деле, как избежать разорения, раздавая продукт страждущим массам? Прежде всего, позаботиться о том, чтобы размер отдаваемого файла был минимальным (Флейшман явно выбрал самое простое решение, не подумав об альтернативных вариантах, которые могли уменьшить "вес" книги в десять и более раз). Кроме того, возможно, следовало опубликовать электронную версию книги под одной из ограниченно-открытых лицензий Creative Commons, что открыло бы ей дорогу на специализированные (но весьма популярные) Интернет-ресурсы, позволив избежать распространения файла с личного сайта. Но самое главное, стоило воспользоваться пиринговой сетью: распространение файла через ту же KaZaA требовало бы личного участия автора только на самом начальном этапе, после чего в процесс оказались бы вовлечены пользователи, уже скачавшие книгу. Конечно, вряд ли хоть один из этих рецептов может претендовать на звание универсального, но конечный результат безусловно стоит того, чтобы за него бороться.