Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На войне как на войне

Архив
автор : Евгений Золотов   31.03.2003

Интернет иногда сравнивают с большим зеркалом, в котором отражаются события реального мира.

Интернет иногда сравнивают с большим зеркалом, в котором отражаются события реального мира. Зеркало, правда, местами кривовато: что-то в Сети кажется большим, чем в реальности, что-то, наоборот, менее значительным.


Начало военной операции в Ираке, как и следовало ожидать, дало толчок к появлению целой плеяды компьютерных вирусов, эксплуатирующих обывательский интерес к войне. Первый из них, Ganda-A, предположительно написанный в Швеции, распространяется в виде исполняемого файла, прикрепленного к письму и замаскированного под спутниковые фотографии с места событий. Вслед за ним в Сети появились еще два «военных» почтовых паразита, Lioten и Prune, и, как полагают специалисты антивирусных компаний, это только начало. В течение ближайших недель Интернет подвергнется множеству вирусных атак, так или иначе связанных с иракским конфликтом.

Ломать не строить

Тем временем веб-сайты по всему миру уже трещат под натиском хакеров, демонстрирующих свое отношение к действиям американо-британской коалиции. По данным компании F-Secure, за первые 48 часов после начала войны, хакерами было искорежено в общей сложности свыше тысячи сайтов (это более чем в десять раз превышает среднестатистический показатель), а через пять дней счет шел уже на многие тысячи. Основная масса атак пришлась на веб-узлы коммерческих компаний, государственных учреждений и военных ведомств США и Британии. Диапазон оставляемых взломщиками посланий варьируется от провоенных до пацифистских, при этом, как отмечают эксперты, волна взломов стихийна и поддерживается в основном маленькими несвязанными друг с другом группами хакеров. Фактов, свидетельствующих об организованной кибероперации, спонсируемой на государственном уровне, не обнаружено. Впрочем, и отдельные группы действуют весьма слаженно и эффективно. Происламская Unix Security Guards сумела оставить свои послания на четырех сотнях веб-сайтов. Другой хакерской группе удалось «уронить» и удерживать в течение почти суток в нерабочем состоянии сайт арабской телекомпании Аль-Джазира (www.aljazeera.net), за день до того показавшей первых американских военных, попавших в иракский плен.

Социальная напряженность выливается порой в весьма неожиданные формы протеста. К примеру, американская компания CompAtlanta отказалась продать лазерный принтер через eBay канадскому заказчику, мотивировав отказ решением руководства не поставлять товар в страны, не поддерживающие США в ее войне с Ираком. Случай с CompAtlanta не единственный: если верить западной прессе, уже несколько американских компаний отказались вести дела со своими партнерами в странах, выступивших против интервенции (порваны контракты с немецким производителем обуви, французскими поставщиками сыров и вин и др.).

Жажда знаний

Первые же удары американо-британской коалиции по Ираку привели к резкому росту посещаемости Интернет-ресурсов — не только новостных, но также веб-представительств государственных и военных учреждений. Справиться с наплывом желающих получить самые последние известия из Ирака смогли далеко не все. По данным Comscore Media Metrix, трафик пятнадцати крупнейших новостных сайтов Сети (подразделения Yahoo!, MSNBC, BBC и др.) в следующие за началом операции сутки вырос в среднем на 40%, а в отдельные моменты (в частности, сразу после объявления войны президентом США) возрастал троекратно. Одновременно специалисты Keynote Systems, ведущей регулярный мониторинг качества работы крупных сетевых узлов, рапортовали о резком увеличении (в среднем в 3–5 раз) времени доступа к популярным новостным сайтам. Многие сетевые СМИ хорошо усвоили урок 11 сентября 2001 года, так что большинство крупных сайтов быстро ввели в строй резервные мощности. А вот менее гибкие официальные сайты американского военного ведомства оказались недоступны почти для трети желавших их посетить.

Начало войны изменило интересы подавляющего большинства сетян: «Iraq», «Bush» и т. п. формировали первую десятку самых популярных запросов сетевых поисковых систем, оттеснив на второй план вечных лидеров «секс», «Бритни» и «путешествия». Не были обделены информационными благами цивилизации и сами иракцы. Ни первые, ни последовавшие за ними более массированные бомбардировки иракской столицы не лишили Багдад электричества, телефонной связи, радио/телевидения и доступа в Интернет. По крайней мере, до предпоследних выходных марта большинство жителей Багдада могли всем этим пользоваться, о чем некоторые из них охотно рассказывали миру со страниц своих онлайновых дневников-блогов (см., например, www.electroniciraq.net). Миллионы сетян удовлетворяли любопытство именно на этих небольших сайтах, повествовавших о войне из первых уст. Какова была их посещаемость, достоверно не установлено, однако косвенно судить об этом можно хотя бы по тому факту, что блог Салама Пакса (Salam Pax, dear_raed.blogspot.com) поддерживала своей технической мощью сама Google. К понедельнику 24 марта иракский сегмент глобальной сети перестал функционировать. Попытки достучаться до серверов единственного в стране провайдера Uruklink были безуспешны (на uruklink.net красуется «hacked, tracked, and now owned by the USA»).
Наилучшей возможностью виртуально поприсутствовать в районе конфликта для миллионов сетян оказались веб-камеры, эксплуатируемые телекомпаниями и новостными агентствами, имеющими своих корреспондентов в Ираке или установившими аппаратуру на боевых машинах. Небольшая часть отснятых материалов идет в телевизионный эфир, но основная масса бесплатно доступна непосредственно в Сети: MSNBC, SBCNews, Reuters и другие известные компании ведут видеотрансляции на своих сайтах чуть ли не в реальном времени. Поскольку стационарных систем связи в оккупированной части Ирака уже не осталось, корреспонденты используют коммерческие портативные спутниковые системы. Две самые популярные — IPT Suitcase от Swedish Satellite Systems и Laptop News Gathering System от британской TVZ — представляют собой переносные аппараты размером с портфель, способные организовать передачу данных через коммерческие спутники со скоростью до 2 Мбит/с.

Любопытно, что и Пентагон, сосредоточивший в районе Персидского залива огромные силы, вынужден покупать каналы связи у коммерческих компаний: для нормального информационного обеспечения действий в Ираке (которое включает двустороннюю связь с наземными формированиями, самолетами и даже «умным» оружием вроде беспилотного самолета RQ-1 Predator, требующего удаленного управления через спутниковый канал) мощностей военных спутников не хватает. Официальных комментариев на этот счет нет, но из разрозненных публикаций военного ведомства США известно, что общая пропускная способность каналов связи военных спутников над Ираком в десять раз превышает ту, что была в 1991 году, — и ее все равно недостаточно.

Фронтовой хайтек

Резкий скачок информационных запросов — не единственное серьезное отличие нынешней войны от событий 1991 года. Другим важным моментом эксперты называют массовое применение высокоточного оружия: если в начале 90-х США использовали его только для специальных миссий, то сейчас 90% всех применяемых бомб и ракет относятся к категории «умных». В их числе бомбы с лазерным наведением (Paveway II и др.), для которых необходима подсветка цели лазером. Как отмечают специалисты из Strategic Weapons Systems, попытки иракских военных помешать применению такого оружия дымом от горящих нефтяных скважин, могут оказать некоторый эффект, но отнюдь не в пользу иракской стороны, поскольку сбившиеся с курса бомбы рискуют упасть на жилые кварталы. «Умным» же боеприпасам, использующим системы глобального позиционирования (а таких в Ираке сейчас используется подавляющее большинство), не мешают ни дым, ни песчаные бури.

Накануне войны западная пресса много шумела по поводу возможного применения против Ирака оригинальной тактики, заключающейся в нарушении работы гражданской системы GPS и использовании электромагнитных бомб, выводящих из строя электронные устройства на большом расстоянии от эпицентра взрыва. К сожалению, достоверных сведений о том, было ли использовано такое оружие в действительности, нет (хотя, по сообщению нескольких информационных агентств, 26 марта электромагнитной бомбой на некоторое время была нарушена работа иракского телевидения). Военные от комментариев на этот счет воздерживаются.

Активное использование высоких технологий на передовой привело к любопытным переменам в обслуживании боевой техники: теперь зачастую сами военные не в силах устранить ту или иную неполадку и вынуждены привлекать гражданских технических специалистов. Многие компании, работающие по заказам военного ведомства, вербуют особые мобильные команды техников, готовых выехать по первому звонку в любую точку мира (правда, по отзывам с передовой, не всегда устранение неполадок происходит так быстро и гладко, как описано в рекламных проспектах фирм ВПК).

Некоторые плоды высоких технологий доступны не только американо-британским силам, но и их противнику. Спутниковые фотографии иракской территории, снятые как американскими коммерческими аппаратами (Ikonos, QuickBird), так и рядом европейских, сегодня могут быть приобретены столь же свободно, как и до начала войны. Правда, как отмечают аналитики из GlobalSecurity.org, большой опасности для США и союзников это не представляет. Для того чтобы использовать высокоточные фотографии, нужно не менее точное оружие, которого у Ирака нет. И вряд ли теперь когда-нибудь будет…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.