Причастие
АрхивКомментарий дняКрупный американский интернет-магазин требует от своих поставщиков обязательной сертификации товаров в Microsoft, на совместимость с Windows XP. Есть опасения, что принудительная сертификация может быть введена и другими веб-магазинами.
Посмотрите на Xbox. Фактически, это полноценная, обычная PC, одним из немногих и самым заметным отличием которой от персоналок, стоящих на наших столах, выступает встроенная аппаратная защита от запуска несертифицированных программ. Иначе говоря, не заплатив за проверку и цифровую подпись написанной вами программы для Xbox в Microsоft, вы не сможете запустить её на этой приставке. Как удалось провести на рынок такое непопулярное решение? Очень просто. Поскольку разработчик приставки имеет все права на неё, Xbox в определённом смысле - проприетарное решение, клонировать которое нельзя. А значит у покупателя просто нет выбора. Конечно, время от времени в среде пользователей, привыкших к анархии IВM PC, рождаются недовольства (как в случае с Xbox Linux Project, участники которого попросили ЕвроСоюз защитить их от монопольного произвола софтверного гиганта), но всё же идея безусловно хороша: поставить рынок в безвыходную ситуацию, принудив использовать навязываемое техническое решение.
А теперь давайте немного отвлечёмся и обратимся к истории, приключившейся недавно с американским сайтом Office Depot. Это крупный онлайновый магазин в США, где продаётся всё необходимое для современного офисного труда, в том числе и программное обеспечение с компьютерной техникой. Замечательное место для продажи оригинального программного продукта. На днях в руки журналистов британского сетевого издания The Inquirer попал любопытный документ, разосланный руководством Office Depot своим поставщикам. Общий смысл его - требование обязательной сертификации в Microsoft любых продуктов, попадающих в компьютерную категорию. Точнее, поставщикам предлагается добровольно пройти процедуру проверки своих программ и "железа" на соответствие ряду технических требований, предъявляемых Microsoft к продуктам, претендующим на присвоение почётного звания "Designed for Windows XP". В случае, если до конца мая какой-либо производитель не пройдёт сертификацию, предлагаемый им товар будет удалён с полок веб-магазина, а его заказы аннулированы.
Зачем всё это надо владельцам Office Depot? Напрашивающийся в первую очередь ответ - максимально ублажить покупателя: ведь что это, как не забота о потребителе - гарантия соответствия продаваемой продукции "лучшей ОС всех времён и народов". Однако, продавцы, которых обязывают идти на поклон к Microsoft, придерживаются иного мнения. Они полагают, что всё это произошло не без участия самого софтверного гиганта. Больше того, они вполне серьёзно опасаются, что если такой номер пройдёт на Office Depot, то в самом ближайшем будущем аналогичные меры будут приняты и другими крупными веб-торговцами. Для достижения положительного результата отнюдь не требуется введение обязательной сертификации всеми Интернет-магазинами, вполне достаточно и нескольких десятков больших и популярных: оказавшись в положении, когда продать свой продукт через большинство магазинов будет невозможно, производители будут вынуждены включать в него свойства, требуемые Microsoft для прохождения сертификации на совместимость с XP и последующими версиями Windows. Пусть монопольного контроля над платформой IBM PC (как над Xbox) у софтверного гиганта нет. Получив возможность влиять на производителей таким вот косвенным образом Microsoft сможет продвигать на рынок самые непопулярные технологии ничуть не хуже. И прежде всего - собственные механизмы контроля за использованием контента, ограничивающие свободу пользователя: Palladium, ядро такого механизма, создаваемое Microsoft, может быть популяризовано именно так. Что можем противопоставить такому ходу мы, обыкновенные пользователи? Поделитесь идеями!