Кое-что задаром
АрхивБесплатный Интернет наверняка придумали в России. Благо любовь к халяве у нас намного сильнее отвращения к бесплатным продуктам.
Отвращение к бесплатному сыру мы впитали еще с молоком матери. Такая вот кисломолочная история. Тогда же — где-то между прочтением «Репки» и «Аленького цветочка» — мы уяснили, что из чужого можно брать только то, что плохо лежит, и в массе своей придерживаемся этого правила до сих пор. Человек, раздающий что-то бесплатно, вызывает подозрения, как вызывает подозрения мужчина с неприметной внешностью, ни с того ни с сего угощающий конфетами незнакомых детей. К тому же, помните, «бойтесь данайцев, дары приносящих»1? Да и греки, говорят, как-то сжульничали с дареным конем…
Поэтому неудивительно, что к пресс-релизу проекта «Свободный коммутируемый доступ к сайтам» (www.openwww.ru) мы отнеслись скептически. Бесплатный Интернет? Ага, щаззз.
Бесплатный Интернет
Бесплатный Интернет наверняка придумали в России. Благо любовь к халяве у нас намного сильнее отвращения к бесплатным продуктам. Нужно заметить, что непереводимое на другие языки слово «халява» семантически отличается от «бесплатного предложения», поскольку несет в себе некий непередаваемый оттенок удали или, в крайнем случае, обмана. Классическая халява может появиться двумя способами: либо источник халявы пьян и оттого по-гусарски щедр, либо стараниями халявщиков он о своей щедрости пока не подозревает. Оба случая объяснимы, родны и понятны. И, значит, к бесплатному сыру — который мы ни-ни — никакого отношения не имеют.
Первым провайдером, пострадавшим от русского «бесплатного Интернета», стала AOL. Сейчас об этом мало кто помнит, но на заре становления Интернета в России у этой корпорации были очень робкие планы по завоеванию нашего рынка. К счастью для российских провайдеров, AOL быстро надоело2 бороться с местными хакерами, которые мало того что работали в Сети бесплатно, так еще и норовили расплачиваться за всевозможные заморские блага крадеными кредитками. И AOL ушла — ей и американцев хватало.
Следующее пришествие «бесплатного Интернета» на землю русскую состоялось в сети ФИДО. Старожилы помнят знаменитый «крякер Интернета» и его многочисленных последователей. «Крякер Интернета» представлял собой программу, которая, делая вид, что взламывает провайдера, пересылала все пароли пользователя злоумышленнику. То есть в каком-то смысле она действительно работала согласно рекламе, однако не совсем так, как ожидали пользователи. Устав от воплей доверчивых «взломщиков», модераторы многих подходящих по тематике эхо-конференций запретили как обсуждение подобных программ, так и, разумеется, постинг самих архивов.
Тем временем в США и Великобритании набирал силу настоящий «бесплатный Интернет». Дотком-лихорадка была в самом разгаре, пользователи Интернета неожиданно оказались на вес золота, и нашлось достаточно компаний, готовых на серьезные траты ради привлечения интернетчиков. Да что там Интернет! Бесплатно раздавались компьютеры! Правда, с условием, что «покупатели» будут пользоваться специальным программным обеспечением, которое обрушивало на «счастливчиков» шквал рекламы. Ожидания оптимистов не оправдались: к настоящему моменту большинство экспериментаторов почило в бозе в обнимку с наполеоновскими бизнес-планами. Компьютеры, правда, у пользователей остались. И вот — бесплатный Интернет в России. Звучит, будто неуместная шутка.
Free и бесплатный
Словосочетание «свободный доступ» суть грубая калька с free Internet. Особенно если учесть, что свободой в данном случае и не пахнет. Дело в том, что предлагаемый пользователям «Интернет» крайне мал — в настоящий момент чуть меньше двух сотен сайтов. Почта, аська и прочие прелести жизни — отключены. А платят за всё, конечно, сайты, попавшие в список, — по 25 центов за переход.
Кто может позволить себе покупать пользователей за такие деньги? Разумеется, Интернет-магазины. Собственно, теоретически они готовы платить и больше: зачастую в партнерских программах для веб-мастеров фигурируют более значительные суммы (до 60 центов за клик). Однако партнерские программы для веб-мастеров хороши тем, что веб-мастерам платить по полной необязательно. Вполне вероятно, что если сложить все непроизведенные под благовидными предлогами выплаты с тем, что было выплачено реально, те же самые 25 центов за переход и получатся.
Предположение о заинтересованности Интернет-магазинов в проекте подтвердилось: большая часть из сайтов-участников занимается торговлей в Сети. Нашлось, однако, и несколько контент-проектов. Правда, никто из тех, с кем мне удалось поговорить, не считает, что участие их изданий в проекте хоть сколько-нибудь рентабельно при сегодняшнем уровне цен. Евгений Баварский из «Газеты» (www.gzt.ru) сказал, что его издание участвовало в этом проекте в порядке эксперимента, но, скорее всего, откажется от привлечения пользователей таким способом, поскольку для Интернет-СМИ подобная схема ничего, кроме убытков, принести не может. В «Коммерсанте» мне поначалу вообще заявили, что ничего о своем участии не знают. Позднее выяснилось, что издание включил в список сайтов один из журналистов ИД, не успев поставить в известность руководство «Коммерсантъ-онлайн» (www.kommersant.ru). Впрочем, на вопрос о гипотетическом участии «Коммерсанта» в подобном начинании директор службы «Коммерсантъ-Online» Виктор Кузин заявил, что не видит в этом смысла. В «Афише.ру» (www.afisha.ru) признались, что не прочь были бы расширить свою аудиторию, но относительно продолжения сотрудничества засомневались — дорого.
Сейчас проект находится в тестовом режиме и денег с сайтов не берет: до конца марта записаться в ряды избранных может любой Интернет-ресурс, посмотреть на количество и качество пользователей, посмотреть на присланные счета и оценить, насколько разумно в это ввязываться. С апреля начнется подписание договоров — и тогда, скорее всего, из списка исчезнут те немногие контент-ресурсы, которые присутствуют там сегодня.
Впрочем, в «Открытых Коммуникациях», которые наряду с «Центральным телеграфом» являются инициаторами проекта, это понимают и не исключают, что с отдельными контент-ресурсами будут договариваться индивидуально.
1 (назад)Удивительно, но эту фразу знают даже те, кто считает, что данайцы — это народность, проживающая в Дагестане. Все-таки у советского образования были свои плюсы.
2 (назад) vi.cityline.ru/vi/22jan1997.htm.
Кому выгодно?
Это, наверное, самый сложный вопрос. Дело в том, что платежеспособность аудитории, собранной таким способом, довольно сомнительна. С учетом того, что в России вообще не очень хорошо развита Интернет-торговля (частично из-за трудностей с оплатой, но в определенной степени стараниями самих Интернет-магазинов), надеяться на хороший отклик от людей, не поленившихся бесплатно подключиться к столь ограниченному сегменту Сети, довольно трудно. Но есть и оптимисты.
Так, Мария Денисова из «Афиши» полагает, что оценивать платежеспособность аудитории, отталкиваясь от способа подключения к Интернету, неверно. Не секрет, что сегодня большая часть московского Интернета — это офисные работники, использующие корпоративное подключение в личных целях. Мария считает, что подключаться посредством «Свободного доступа» будут те же самые люди, только из дома. Таким образом, мы получаем аудиторию, средний уровень платежеспособности которой либо равен, либо чуть ниже среднего московского уровня. Разумеется, и выкладки Марии, и все остальные рассуждения в этой части статьи абсолютно умозрительны, потому что платежеспособность российской аудитории никто не считал. Да что там платежеспособность — мы количество российских интернетчиков посчитать не можем. Число подключенных к Сети россиян колеблется от 5 до 9 миллионов человек, в зависимости от организации, производившей подсчеты. Ничего себе погрешность!
Примерно той же точки зрения — и это неудивительно — придерживаются в «Открытых коммуникациях». Согласны с ними и семь Интернет-магазинов, которые уже подписали договор, не дожидаясь окончания тестового периода.
Правда, зарубежный опыт оснований для оптимизма тоже не дает (сразу оговорюсь: аналогов подобному проекту мне найти не удалось). Многочисленные новаторы, пытавшиеся предложить рекламодателям бесплатных пользователей, в большинстве своем благополучно разорились. Остались единицы. Например, компания Juno, которая обладает какой-то повышенной живучестью. Столкнувшись с кризисом, в Juno перепробовали несколько бизнес-моделей (включая и довольно оригинальные: например, в феврале 2001 года в Juno всерьез рассматривали возможность продавать процессорное время своих клиентов для распределенных вычислений; сейчас, кстати, эту же модель пытается применить голландская компания PGR, чтобы выплачивать лицензионные отчисления звукозаписывающим корпорациям за распространение их продукции в таких сетях, как Kazaa3). В итоге, однако, остановились на банальном, но работающем решении. Интернет от Juno бесплатен весьма условно: пользователи обязаны покупать товары или услуги у партнеров компании. И только в этом случае они получат десять часов бесплатного Интернета в месяц. Остались в США и традиционные «бесплатные провайдеры», но их относительно немного и их клиенты тратят большую часть времени в Сети на получение почтового спама, от которого нельзя отказаться, и просмотр рекламы.
Бесплатные провайдеры в других государствах — а их довольно много, например в Великобритании и Голландии — бесплатными являются только условно. Дело в том, что в этих странах вовсю бушует повременка и существует два основных вида коммутируемого доступа. Либо ты платишь за Интернет, но не оплачиваешь повременную оплату за телефон, либо платишь за телефон, но не оплачиваешь телефонные счета. Второй вариант чуть выгоднее, если времени в Сети человек проводит немного. Вот и вся бесплатность.
В России похожих экспериментов и подавно не было. Исключение — возможность локального доступа в Интернет, в свое время предоставлявшаяся теми или иными региональными провайдерами. Локальный доступ подразумевал доступ к ресурсам, которые расположены в одном географическом регионе. За счет того, что местные провайдеры могли договориться между собой, а за иногородний и уж тем более зарубежный трафик платить поначалу не приходилось, то цены на такую услугу были более чем щадящими. Однако излишняя сообразительность некоторых пользователей привела к тому, что народ начал проникать за пределы локальной сети и эти начинания за нерентабельностью прикрыли.
Дареному коню…
У «Открытых Коммуникаций» это уже второй оригинальный Интернет-проект. В компании работают люди с хорошей фантазией и достаточным мужеством, дабы воплощать свои идеи в жизнь, — что уже (с сугубо журналистской точки зрения) очень неплохо, поскольку есть о чем писать. «Идеальная газета» — предыдущее начинание компании — видимо, ожидаемых дивидендов не приносит. По крайней мере, после достаточно жесткой активной рекламной кампании о проекте практически ничего не слышно. Последнее публичное упоминание в прессе датируется августом прошлого года. Напомню, что проект «Идеальная газета» основывался на предположении, что российский интернетчик ценит свое личное время и готов платить за его экономию: «ИГ» — это программа, которая после определенных настроек сама находила тематические новости в Сети. Как сообщили мне в «Открытых Коммуникациях», у «Идеальной газеты» сегодня менее двухсот официальных подписчиков (на пике рекламной кампании их количество достигало шестисот). Разумеется, ожидали больше. В общем, торговать бесплатным контентом получилось не очень хорошо. Теперь «Открытые Коммуникации» подошли к вопросу с другой стороны — пытаются торговать бесплатными пользователями. Посмотрим, что получится из этого. Мне кажется, что нынешние условия все-таки не столь привлекательны, как считают в компании и со временем либо придется снизить цены на посетителей, либо как-то ужесточить политику в отношении пользователей. Впрочем, возможен и другой вариант, когда система достигнет какого-то равновесия и при нынешнем раскладе, не принося особых дивидендов своим создателям и не ввергая в особые расходы участников программы.
В любом случае, интересно, что из этого выйдет.
3 (назад)uk.news.yahoo.com/030224/152/dtycc.html.