Какая гадость, эти ваши UAV!
АрхивЧеловек и ОбществоНаучно-исследовательский центр ВВС США AFRL (US Air Force Research Laboratory) финансирует создание, по крайней мере, двух версий самолетов-шпионов с ядерным двигателем на базе тяжелых беспилотных летательных аппаратов Global Hawk компании Northrop-Grumman
В Пентагоне очень любят беспилотные летательные аппараты (Unmanned Aerial Vehicles, UAV). Летающие роботы уже давно используются в воздушной разведке, а в последние годы — и для уничтожения живой силы и техники противника. Оборонный бюджет на 2004 год предусматривает миллиард долларов на дальнейшее развитие технологии как боевых, так и шпионских UAV.
Всем хороши для милитаристов эти аппараты — палят, куда велено, да и потерять их, случись что, не так жалко — летчика-то внутри нет. Неудобно только, что долго находиться в воздухе самолеты-роботы не могут и регулярно требуют дозаправки. Вот и бьется ныне над этой проблемой военная инженерная мысль — Научно-исследовательский центр ВВС США AFRL (US Air Force Research Laboratory) финансирует создание, по крайней мере, двух версий самолетов-шпионов с ядерным двигателем на базе тяжелых беспилотных летательных аппаратов Global Hawk (на фото) компании Northrop-Grumman. По сообщению журнала «New Scientist», на Конференции по аэрокосмическим технологиям, состоявшейся в прошлом месяце в Альбукерке, шт. Нью-Мексико, ученые AFRL представили последние результаты этой разработки, обещающие за счет ядерного двигателя продлить срок полета UAV с нескольких часов до многих месяцев.
Аэропланы с ядерным мотором — идея не новая. Еще в 1950-е годы и в США, и в СССР пытались разработать реактивный двигатель на ядерном топливе для самолетов. Но от этой мысли пришлось отказаться, поскольку и конструкция получалась непомерно тяжелая, и экипаж защищать от излучения реактора было слишком дорого. Но прогресс движется вперед, и сейчас авиаторам вместо громоздкого традиционного реактора предложен иной тип энергогенератора, в котором ядра радиоактивного гафния-178 стимулируются рентгеновским излучением и испускают гамма-кванты. Энергия последних используется для формирования реактивной струи раскаленного воздуха. Разработка была инициирована военными конструкторами после публикации (1999) группы Карла Коллинза (Carl Collins) из Техасского университета, которая обнаружила, что рентгеновским облучением гафния можно высвободить в шестьдесят раз больше энергии, нежели затрачено.
Конечно, конструкция получается изрядно радиоактивной, однако, успокаивают публику военные, при умелом обращении рентгеновские и гамма-лучи вовсе не так опасны для обслуживающего персонала. Тут, правда, возникает законный вопрос: ведь беспилотные самолеты-шпионы нередко сбивают, а период полураспада гафния составляет тридцать один год (почти как у цезия-137 — основного радиоактивного загрязнителя в Чернобыльской аварии). Другими словами, уничтожение постоянно висящего в небе вражеского аэроплана становится эквивалентно подрыву «грязной бомбы», надолго отравляющей все вокруг. Понятно, что подобная технология порождает серьезнейшие политические вопросы о допустимости ее применения. На подобные сомнения у американских военных находится убийственный аргумент: «Это такая штука, от которой вы хотели бы держаться подальше, но она вас не убьет» — цитата из комментариев Кристофера Хэмилтона (Christopher Hamilton), руководящего исследованиями ядерных UAV. Интересно, как бы он заговорил, повисни такой самолетик над его собственным домом?