Ось в кубе
АрхивКомментарий дняКлассик информационных технологий Алан Кей работает вместе с группой единомышленников над очередным уникальным проектом - операционной системой будущего, полностью свободной от притязаний производителей, не ограничивающей своих пользователей рамками конкретной платформы и двумерным интерфейсом.
Нынешние персональные компьютеры быстры. Очень быстры. Миллиарды операций в секунду, сотни миллионов треугольников, триллионы байт памяти. Но на что тратятся эти фантастические мощности? Единственным классом приложений, загружающим машину по полной, остаются бесполезные игры! Текстовые процессоры, графические редакторы, всевозможные плейеры и вьюеры - всё это ерунда, неспособная загрузить центральный и графический процессоры средней персоналки даже на третью часть номинала. Согласитесь, настала пора изобрести что-нибудь этакое, что-нибудь такое, что заставит процессоры греться и пищать, но покажет нам способности нашей техники во всей красе. Алан Кей (Alan Kay), знакомый всем нам классик информационных технологий (ему приписываются создание оконного интерфейса, объектно-ориентированного программирования, идея ноутбука), однажды задавшийся этим же вопросом, нашёл точку для приложения сил: вместе с несколькими единомышленниками он работает над созданием уникальной операционной системы, во многом переворачивающей наши представления о компьютерной технике в целом. И загружающей персоналку по полной.
Проект, над которым Кей сотоварищи трудятся вот уже какое-то время (увы, установить его точно не представляется возможным - впрочем, это далеко не единственная загадочная его деталь…), называется Open Croquet. Почему ему дано такое название и почему чуть раньше он носил имя Tea - вам никто определённо не скажет. Как не скажет никто и о предназначении самого проекта. Просто Кей с друзьями решили однажды попробовать создать операционную систему с интерфейсом, воплотившим в себя все знания человечества, накопленные за время компьютерной эволюции. И посмотреть что из этого получится. А получилась штука весьма странная и забавная.
Прежде всего, стоит отметить, что Open Croquet написана на платформонезависимом языке Squeak. Когда мы говорим о платформонезависимости и подразумеваем "Java", мы сильно ошибаемся: детище Sun Microsystems не зависит от платформы лишь в каком-то приближении, тогда как Squeak'у это свойство присуще абсолютно. Этот объектно-ориентированный язык, выросший из Smalltalk, обеспечивает математически идентичные результаты работы написанных на нём программ вне зависимости от того, на какой платформе он работает (а Squeak уже перенесён на 32 компьютерных платформы). Достигается это созданием виртуального рабочего пространства, внешний вид и свойства которого отделены от свойств конкретной операционной системы, лежащей внизу всего этого великолепия.
Система Open Croquet стала своего рода расширением Squeak: это платформонезависимая операционная система, работающая поверх виртуальной машины Squeak и предоставляющая своему пользователю полностью трёхмерный интерфейс для управления ресурсами компьютера. Среда, куда попадает пользователь, во многом схожа с реальным миром - и прежде всего по способу манипуляции объектами и передвижению. За каждым объектом в мире Open Croquet скрывается самостоятельное приложение, выполняющее свою функцию. Часть из них выглядит и функционирует похоже на то, как это бывает в современных системах с оконным интерфейсом: в Open Croquet точно так же есть оконные примитивы. Однако, создатели системы не зря говорили о максимальном использовании знаний и опыта, накопленных в ходе эволюции компьютерной техники - из-за чего пространство Open Croquet пестрит творениями и свойствами фантастическими. Таково виртуальное зеркало - позволяющее пользователю не оборачиваясь рассмотреть окружающие его объекты (частичным аналогом такого инструмента можно считать рабочие столы в UNIX-системах). Такова возможность равноправного (да, P2P в основе ОС) взаимодействия пользователей: Open Croquet - сетевая система и сколько угодно пользователей могут разделять один рабочий стол (рабочий мир?) для выполнения общей задачи. Уникально отсутствие привычного для современных ОС разделения сред на пользовательскую и девелоперскую: в Open Croquet каждый пользователь наделён всеми правами творца и в состоянии изменить свойства и образ окружающего его пространства так, как ему того захочется. Средства для внесения изменений в существующие объекты и создания новых (ведь по сути всё это - программы на Squeak) встроены в ОС. Скриншоты пространств, телепортация между связанными гиперссылками порталами, транспортировка двумерных приложений в объём - вот лишь немногие из свойств новой системы.
Зачем всё это нужно? О, услышать ответ на этот вопрос хотели бы, вероятно, и сами создатели Open Croquet. Бесплатный, полностью открытый, обладающий идеальной переносимостью (приложения в Open Croquet, работающей на разных платформах, работают совершенно одинаково, вплоть до содержащихся в них багов) и никому не принадлежащий проект (да, в отличие от современных ОС, создатели Open Croquet не могут диктовать свою волю пользователю!) можно считать следующей ступенькой в эволюции операционных систем. Но какую практическую пользу можно извлечь из него - сказать пока сложно. Версии системы для Windows и Mac уже распространяются с официального сайта, хоть говорить о постоянстве наполнения и свойств Open Croquet пока рано: разработчики оставляют за собой право поменять всё и вся. Кому и зачем может быть полезен этот эксперимент? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!