Хак оптом и в розницу
АрхивВ конце февраля с подачи РИА «Новости» многие электронные СМИ сообщили о вынесении приговора создателю программ модификации фискальной памяти кассовых аппаратов.
В конце февраля с подачи РИА «Новости» многие электронные СМИ сообщили о вынесении приговора создателю программ модификации фискальной памяти кассовых аппаратов. Для некоторых сетевых обозревателей было откровением, что хакеры добрались и до магазинных касс. Однако налоговая полиция гонялась за подобными умельцами давным-давно. Сама «модификация» подкупает своей простотой: в устройство добавляется чип, запрограммированный как контроллер памяти и позволяющий изменять информацию о покупках, например обнулять дневную выручку.
До сих пор «брать на кассе» удавалось только самих продавцов, а попытки изловить изготовителей программ и распространителей микросхем неизменно проваливались. И вот теперь один из них подвергнут публичной расправе для устрашения остальных. Житель Саранска Андрей Эрзяйкин осужден на один год… условно. Учинивший эту «жестокость» прокурор Евгений Максимочкин радостно сообщил, что по статье «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» гражданин России осужден впервые. Странно, что обвинение вообще смогло хоть чего-то добиться в этом процессе, поскольку не только не изучило прецеденты, но и не догадывалось об их существовании.
Первый случай приговора по статье 273 УК РФ имел место еще в далеком 1997 году. Студент из Южно-Сахалинска Сергей Гоярчук получил три года условно плюс штраф в размере двухсот минимальных окладов за изготовление и использование программ, взламывавших электронные почтовые ящики. В 1998 году некий хитрый программист одного из предприятий изменил электронную ведомость заработной платы таким образом, что со счетов работников, которым начислялось более ста рублей, один рубль уходил на счет оного программиста. Злоумышленник был пойман и получил по статье 273 пять лет условно с лишением права заниматься профессиональной деятельностью сроком на два года.
Приговоров, вынесенных по той же статье распространителям троянцев, наберется как минимум с десяток. Скажем, в 1999 году в Архангельске похитителям паролей (получавшим их, рассылая троянцев) дали два года условно — одному и три года «реально» — другому, правда, реализм закончился в зале суда освобождением по амнистии. Тем же самым занимался и питерский хакер Александр Мараховский, который в феврале 2001 года «получил» три года и триста МРОТ штрафа. Побывать за решеткой ему тоже не удалось — по причине все той же вездесущей амнистии.
Как видим, саранский хакер далеко не первая жертва 273-й статьи. Скорее всего, он также не является и автором «программы» для кассовых аппаратов, как его представили правоохранительные органы. Кассовые «жучки» давно гуляют по стране, и Эрзяйкину не было необходимости изобретать велосипед. Называть же источник получения технологии или самих чипов подсудимый явно поостерегся — ввиду серьезности данного бизнеса. Тридцатитрехлетний Андрей Эрзяйкин погорел из-за собственной неосторожности. Будучи инженером саранского Центра по обслуживанию кассовых аппаратов, он продал «киберполицейским» Мордовии устройство за триста меченых долларов.
Адвокат подсудимого Сергей Прончатов построил защиту на утверждении, что термин «ЭВМ» неприменим к кассовому аппарату, но суд признал аргументы защиты несостоятельными. Предполагаемая в статье 273 «вредоносность» программы в данном случае распространялась не на устройство установки и не на его хозяина, а на контролирующие органы, то есть налоговиков. Вероятно, это первый случай, когда владельцы «пострадавшей ЭВМ» жалеют, что «хакера» поймали. Хотя, конечно же, говорить, что сей прецедент как-то повлияет на распространение подобных устройств в стране, не приходится. Разве что в самом Саранске…