Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Здесь торгуют идеями?

Архив
автор : Денис Викторов   12.03.2003

Четвертый год подряд с начала февраля мне приходится юлить и сочинять ужасные истории, чтобы отказаться от приглашений дружественных компаний посетить вместе с ними крупнейшую мировую выставку достижений индустрии ИТ — «CeBIT».

Четвертый год подряд с начала февраля мне приходится юлить и сочинять ужасные истории, чтобы отказаться от приглашений дружественных компаний посетить вместе с ними крупнейшую мировую выставку достижений индустрии ИТ — «CeBIT». В марте Ганновер очень даже неплох. Периодически проглядывает солнце, на газонах зеленеет первая весенняя (или красят?) травка… Но уже в четвертый раз подряд на «CeBIT» я не поеду.

Многие из опытных читателей «Компьютерры» помнят легендарную выставку «Информатика в жизни США». Никакой «Компьютерры» еще не было, компьютер назывался «ЭВМ», перестройка только начиналась… По нынешним меркам выставка эта выглядела бы сущим пустяком и полнейшей безделицей. Но тогда под впечатлением продемонстрированных чудес оказалась чуть ли не вся Москва. Каталог выставки я хранил несколько лет. И не только в силу тех причин, что заставляли нас украшать кухни пустыми заграничными банками из-под пива.

Помню, оторвав наконец-то восхищенный взгляд от чего-то вроде Apple II и выйдя из дому, я огляделся по сторонам и понял: в этом мире грязных улиц, тяжких запахов, мрачной серой толпы и подслеповатых фонарей, под которыми так и тянет сотворить что-нибудь криминальное, никогда не будет красоты, подобной той, кусочек которой нам милостиво показали, а крошечную крупицу — в виде каталога выставки — дали унести с собой.

А затем, будто травка на газонах Deutsche Messe, начали расцветать наши выставки. Ах, как весело все мы ходили на «Комтек», разъезжали в бесплатных автобусах, уносили с собой килограммы красочных проспектов! Но главное, все видели: вчерашние сиротливые столики российских компаний, ютившиеся в сомнительном соседстве с туалетами, через год-два превращались в полноценные стенды, где было что показать. Все это было. И — закончилось. Сегодня, проезжая в конце апреля мимо «Экспоцентра», бросишь из окна машины взгляд на скучных распространителей прайс-листов да и прибавишь газку. Заходить — не хочется.

Закат российских компьютерных выставок сопровождался всплеском интереса к «CeBIT». Потянулись в Ганновер ведущие российские разработчики, с переменным успехом осваивающие европейский рынок. Но вот перспектива просто «поехать и посмотреть» вызывает все меньше энтузиазма.
Еще вчера можно было взвешивать ноутбуки различных производителей и замерять время автономной работы от батарей, получая диаметрально противоположные результаты. А сегодня, отодрав этикетки от похожих устройств, очень непросто в правильном порядке вернуть их на место. Карманные компьютеры? Та же история. Принтеры? Все уже давным-давно запутались, кто из ведущих производителей делится с другими механикой, кто — матобеспечением, а кто — электроникой. Зато все превосходно осведомлены о том, на каких азиатских предприятиях в действительности собирается все это красиво упакованное разнообразие.

До тех пор пока производители являлись изготовителями, была еще какая-то интрига. Теперь же, когда «производители» на рынке ИТ окончательно превратились в маркетинговые компании, изучение самих предметов теряет всякий смысл. Куда интереснее оценивать ценовую политику, рекламные находки, маркетинговые ходы, позиционирование, работу со сбытовыми сетями. Но для этого не нужно ездить на выставки, где демонстрируется оборудование. Оно — лишь повод для всего остального.
В течение двадцати лет то, что казалось фантастикой, превратилось в пошлую, мгновенно копируемую сотнями компаний и выпекаемую в любых потребных количествах одними и теми же фабриками материю, научно именуемую FMCG (fast moving consumer goods), а если проще, то — ширпотребом. Истинный успех возможен теперь только в том случае, если вы способны первыми оседлать новую, сумасшедшую, красивую идею. Впрочем, назавтра придется придумать другую — не менее эффектную. Поскольку то, что еще утром являлось всецело вашим достоянием, к вечеру станет товаром массового потребления, который предложат все кому не лень. Скорее всего — по более низким ценам, за счет отсутствия  вложений в НИОКР.

А вот с идеями как раз худо. Откровенно говоря, их почти нет, хотя мало кто признает, что именно в этом и заключается пресловутый «кризис мировой индустрии ИТ». Поначалу идей было хоть отбавляй, но далеко не все из них можно было реализовать. Теперь в ответ на подробную спецификацию уже через месяц с Тайваня или из Сингапура вам пришлют действующий образец и спросят, сколько пароходов товара вы готовы закупить.

Товары есть. Идей — нет. В свое время ими активно делились и торговали на «Comdex». Но, видимо, в силу все того же творческого дефицита это когда-то яркое и престижное шоу опустилось до уровня нашего местного «Комтека».

Консьюмеризм одержал победу. И только теперь стало ясно, что счастье не в обладании, а — в стремлении. Знать бы только, куда стремиться, — на выставках это знание упрятано под прилавок.
Четвертый год под всяческими благовидными предлогами я отказываюсь от приглашений съездить на «CeBIT». За чужой, прошу заметить, счет. Каждый раз ищу хотя бы какие-то аргументы «за». Ищу, но… не нахожу.


В прошлом выпуске были ошибочно указаны обороты eHouse. Вместо «30 млн. рублей» следует читать «30 млн. долларов». Автор приносит извинения читателям и упомянутой компании.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.