Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
12.03.2003

Кто на свете всех богаче?-Мы наш, мы новый WTC построим-Скажем дружно…-Увертюра по-быстрому-Только о хорошем-«Равенство и братство» for Windows-Что это тут у нас?-Счастливого полета!-Отравленное мыло-Мутанты атакуют!-Абонент взломан либо ушел в даун…-А выйдет как всегда?-Матрица сыграет тобой-Вах! Пэрсик!-Снова в воздух!-Искусство игры

Кто на свете
всех богаче?
Семнадцатый год подряд американский журнал «Forbes» исправно отвечает на этот вопрос. В нынешнем списке самых богатых людей Земли — 476 миллиардеров, общая сумма состояний которых составляет более 1,4 триллиона долларов.
Создатель и глава корпорации Microsoft — 47-летний Билл Гейтс уже девять лет возглавляет список. Обвалы фондовых рынков и нестабильность мировой экономики привели к тому, что многие миллиардеры «обеднели». Состояние того же Гейтса за год уменьшилось на 10 млрд. долларов — до 40,7 миллиарда. Инвестиционный гений Уоррен Баффет потерял лишь 13% своего капитала, сохранив за собой второе место с 30,5 млрд. долларов. В первую десятку входит еще один создатель Microsoft — Пол Аллен, а также глава Oracle Ларри Эллисон.
Самому молодому супербогачу, наследнику полутора миллиардов долларов, принцу Альберту фон Турн-и-Таксису всего девятнадцать лет. В рейтинг вошла и знаменитая американская телеведущая Опра Уинфри, чье состояние в 2002 году перевалило за миллиард (кстати, в списке «Forbes» она первая и единственная афроамериканка).
В рейтинг «из принципа» не был включен Саддам Хуссейн, состояние которого, по данным журнала, равняется как минимум двум миллиардам. Немецкий медиа-магнат Лео Кирш (Leo Kirsch) выбыл из списка в этом году «по собственному желанию» — из-за невыгодных вложений и неудачных сделок он потерял почти все свое состояние, три года назад составлявшее 11,5 млрд. долларов.
Любопытно, что в 2000 году в списке «Forbes» не было ни одного российского миллиардера. За три года их стало аж семнадцать, причем в этом году добавилось десять новых имен — теперь по числу супербогачей Россия уступает лишь США, Германии и Японии.

Главный российский миллиардер — глава нефтедобывающей компании «Юкос» Михаил Ходорковский — в 2002 году увеличил свое состояние более чем вдвое — до 8 млрд. долларов и занял 26-е место в общемировом списке. Сама же «Юкос» стала в этом году настоящей кузницей миллиардеров — еще пятеро «вышли в большие люди», работая в этой компании. На втором месте — хозяин «Сибнефти» и губернатор Чукотки Роман Абрамович. Его состояние равняется 5,7 млрд. долларов (в 2002 году было 3 миллиарда). На третьем — глава «Альфа-групп» Михаил Фридман, недавно ставший партнером британской нефтяной компании ВР в России. За год он заработал 2,1 млрд. долларов, теперь его состояние равняется 4,3 млрд. долларов.
Источником богатства шестнадцати из семнадцати российских миллиардеров стал экспорт. Двенадцать экспортируют нефть, четыре — металл и лишь один — Владимир Евтушенков (АФК «Система») работает в сфере телекоммуникаций. В общем, порадуемся за соотечественников. — Т.Б.

Сюрпризов не избежать
Британский журнал «Observer» раздобыл и опубликовал совершенно секретный документ американской разведки, вскрывающий те «грязные трюки», на которые идут США ради одобрения Советом безопасности ООН запланированной войны в Ираке.
Документ представляет собой инструктивное письмо, разосланное одним из высших чинов АНБ начальникам региональных подразделений, занимающихся радиоперехватом в разных точках планеты, и руководителям ряда дружественных спецслужб. В письме раскрываются подробности операции по отслеживанию коммуникаций (домашние и офисные телефоны, электронная почта) иностранных дипломатов, представляющих свои страны в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (с упором на непостоянных членов Совета безопасности — Анголу, Болгарию, Гвинею, Камерун, Пакистан и Чили). В своем циркулярном меморандуме начальник «штаба региональных объектов» АНБ Фрэнк Коза (Frank Koza) извещает и о начале усиленного целенаправленного прослушивания представителей стран — членов Совета безопасности (исключая США и Великобританию, конечно). Цель подобной акции — выяснить реакцию указанных стран на дебаты вокруг Ирака, планы их голосования по соответствующим резолюциям, возможные союзы/зависимости и т. д. Публикация этого письма, датированного 31 января 2003 года, интересным образом совпала с нарастанием слухов в политических кругах о неафишируемом, но настойчивом давлении США на неопределившиеся в своей позиции к войне государства, которым грозят экономические санкции в случае несогласия с точкой зрения Америки.
Для подтверждения подлинности меморандума «Observer» показал его трем бывшим сотрудникам разведки, которые подтвердили аутентичность языка, формы и общего содержания документа. Журналисты даже дозвонились в АНБ и установили, что Фрэнк Коза действительно существует. Однако когда их соединили по внутреннему коммутатору с административным аппаратом Козы, там, узнав цель звонка («взять интервью о прослушивании дипломатических миссий в ООН»), заявили, что звонивший ошибся номером.
Следует отметить, что вышеупомянутый документ наглядно подтверждает давние подозрения многих дипломатов в ООН о наличии «жучков» в своих офисах, компьютерах и телефонах. Однако масштабы и цели радиоперехвата коммуникаций, глобально осуществляемого АНБ США и их ближайшими союзниками, столь детально были раскрыты, пожалуй, впервые. — Б.К.

Мы наш, мы новый
WTC построим

27 февраля в Нью-Йорке завершился конкурс проектов на застройку южного района Манхэттена — места, где до 11 сентября 2001 года стояли близнецы-башни Всемирного торгового центра. Лучшей была признана работа немецкого архитектора Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind, на фото) «Сады мира» — жюри проголосовало за нее единогласно. Выбор не стал неожиданностью — мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки давно говорили, что именно этот проект — явный фаворит среди 470 представленных на конкурс.
Либескинд, автор Еврейского музея в Берлине и пристройки к музею Денвера, предложил воздвигнуть на месте ВТЦ башню высотой 541 метр, напоминающую гусиное перо. Проектом также предусмотрены музей и два больших открытых пространства-мемориала, которые будут носить названия «Парк героев» и «Световой клин». Место для мемориалов выбрано так, чтобы в годовщину трагедии соседние здания не закрывали их от лучей утреннего солнца. Высота башни тоже взята не с потолка — 541 метр равен 1776 футам. Именно в 1776 году 4 июля была подписана американская Декларация независимости. — Т.Б.

Скажем дружно…
Уникальный марш протеста против войны в Ираке состоялся 26 февраля гражданами США. Мероприятие, в котором приняли участие около миллиона человек, необычно тем, что было подготовлено и координировалось полностью через Интернет.
Виртуальная манифестация, организованная коалицией общественных некоммерческих организаций Win Without War, стартовала с официального сайта MoveOn.org. Основным оружием протестующих стала факс-машина и телефон: используя их, нужно было обратиться в администрацию Белого дома или к одному из сенаторов, чтобы сказать свое «нет!» войне. Звонки совершались лично (предполагалось, что протестующие живут в США), а факсы подготавливались и отправлялись с использованием бесплатного онлайнового сервиса. Чтобы действия протестующих были максимально эффективны, после регистрации на сайте каждый участник получал расписание, где было указано время его «выступления». Организаторы акции надеялись обеспечить по одному звонку и одному факсу каждую минуту.
Затея удалась. Точной статистики нет, однако, по приблизительным оценкам, опубликованным на сайте MoveOn, к вечеру 26 февраля на Сенат США и Белый дом обрушились в общей сложности 400 тысяч телефонных звонков и 50 тысяч факс-сообщений. Разумеется, прошли далеко не все вызовы, поскольку мощности каналов связи ограничены и большую часть времени телефонные линии были недоступны для внешнего мира. Но, учитывая внимание, которое привлекла к себе акция, попытка того стоила. — Е.З.

Увертюра по-быстрому
Рекламный гигант Overture Services, недавно купивший фирму AltaVista за 140 млн. долларов (см. «КТ» #482), обзавелся еще одним именитым поисковиком. За 100 млн. долларов Overture приобрела веб-подразделение норвежской компании Fast Search & Transfer (известное разработкой оригинальных механизмов для индексации и фильтрации Интернет-контента в реальном времени), а также поисковый сайт AlltheWeb.com. Все формальности планируется уладить к апрелю, после чего в Overture начнется большая работа по интеграции приобретений.
Как оказалось, скромные предположения относительно использования AltaVista в качестве полигона для испытаний новых рекламных технологий — лишь часть куда более впечатляющей стратегии, разработанной в Overture. Сразу после завершения обеих сделок (в апреле) основные группы разработчиков AltaVista и Fast будут объединены, и Overture получит в свое распоряжение «самый мощный и полный инструмент для поиска в Сети» (так, по крайней мере, утверждается в пресс-релизе компании). Используя новаторские технологии Fast и огромную базу данных AltaVista, Overture надеется к концу текущего года пополнить список предлагаемых ею рекламных сервисов новыми позициями. Помимо этого, приобретение Fast поможет компании выйти на международный рынок, в частности, усилив свои позиции в Европе. В будущем Overture надеется стать лидером в рекламно-поисковом бизнесе, оттеснив на второй план Google и Yahoo!.
Суждено ли сбыться этим наполеоновским планам, покажет время. Работа по раскручиванию новых приобретений уже началась. Через неделю после покупки активов Fast с AlltheWeb.com исчезла баннерная реклама, а дизайн стал подозрительно похож на Googl’овский. — Е.З.

Только о хорошем
Альфа-версия Longhorn (помеченная как Longhorn Milestone 4 Build 4008) — следующего крупного релиза ОС Windows — таинственным образом просочилась в Сеть, продемонстрировав первые наброски великолепия, ожидающего пользователей в конце 2004 года.
Самым заметным новшеством стала файловая система Windows Future Storage (WinFS), которая должна заменить FAT 32 и NTFS. Ее главное отличие от предшественниц — в ориентации на быстрый поиск и доступ к хранимой информации, вне зависимости от того, где и в какой форме она хранится. Версия Longhorn, попавшая в руки тестеров, не использует WinFS в качестве основной файловой системы, но уже содержит ряд инструментов для работы с ней (индексацию, поиск и т. п.). Чтобы переход к новой файловой системе прошел безболезненно, компания планирует встроить поддержку WinFS в ожидаемый в текущем году релиз SQL Server, известный под кодовым именем Yukon.
Значительной переработке подвергся механизм поиска файлов: для отыскания документа в Longhorn пользователь может просто задать вопрос, сформулированный в общей форме (например, «фотографии от Лены»), — подобно тому, как это делается при работе с поисковыми системами в Сети. Усовершенствован также механизм фильтрации и предпросмотра документов: сортировать файлы можно по множеству признаков, в том числе и присущих только какому-либо одному классу документов, а предварительный просмотр происходит без запуска ассоциированных приложений. Кроме того, ОС получила универсальную базу данных личных контактов пользователя My Contacts (аналогично Address Book в Mac OS X) и ряд функций, призванных повысить безопасность работы. Процесс инсталляции Longhorn насколько возможно автоматизирован — от пользователя почти не требуется вводить какие-либо данные с клавиатуры (сделано это с помощью вспомогательной компактной ОС — WinPE).
Источник утечки пока не определен, однако в Microsoft подтвердили, что попавшая в Сеть копия действительно представляет собой ранний набросок будущей версии Windows. Вместе с тем, по словам одного из представителей компании, подробно обсуждать дистрибутив не имеет смысла — ибо к моменту финального релиза все может еще десять раз поменяться. — Е.З.

«Равенство и братство» for Windows
Компания Microsoft выпустила два программных дополнения к операционной системе Windows XP, предназначенных для создания приложений, использующих децентрализованный пиринговый обмен информацией.
Первая из новинок, Windows XP Peer-to-Peer Update, представляет собой набор библиотек с функциями, облегчающими реализацию P2P-приложений (реализуемый ими API позже планируется встроить непосредственно в Windows XP) и предназначена для установки на пользовательские ПК. Второй пакет — Windows XP Peer-to-Peer SDK — это инструментарий для разработчиков: он призван облегчить создание программ и сервисов, использующих P2P-обмен информацией (поиск узлов в пиринговой сети, взаимодействие между узлами, создание и управление динамическими группами узлов, распределенное управление данными и т. п.).
Обе новинки выпущены в виде бета-версий, окончательный релиз ожидается в течение года. Для чего будет использоваться P2P-инструментарий от Microsoft, сказать трудно, но список возможностей точно не ограничивается банальными файлообменными системами. В частности, P2P API поможет в строительстве пиринговых сетей для объединения ПК и различных электронных устройств, которые смогут «находить» друг друга и взаимодействовать без участия выделенного сервера. Microsoft, правда, не стала пионером в реализации этой идеи: Apple продвигает аналогичную технологию Rendezvous, а Sun вот уже второй год работает над программным обеспечением JXTA, версия 2.0 которого, кстати, появилась почти одновременно с анонсом Microsoft. — Е.З.

Что это тут у нас?
Очередная «странность» операционной системы Windows XP описана немецкими компьютерщиками. Как утверждают сотрудники сайта tecChannel, им удалось заполучить и расшифровать данные, пересылаемые компонентом Windows Update, встроенным в Windows XP, на служебные серверы компании Microsoft — и содержат они отнюдь не только запросы на обновление той или иной программы.
Механизм Windows Update теоретически служит для получения обновлений программного обеспечения от Microsoft, однако, даже поверхностный анализ обмена данными между клиентским ПК и сервером компании позволяет заметить, что с компьютера пользователя отсылаются несколько килобайт данных. Напрямую узнать их содержимое сложно, поскольку канал связи «закрыт» протоколом SSL. Но немецкие специалисты утверждают, что все же сумели обойти все препоны, использовав утилиту, которая перехватила данные до того, как они подверглись шифрованию. В своей статье (www.tecchannel. de/betriebssysteme/1126/index.html) они подробно описывают методику, а также анализируют содержимое исходящего потока. Оказывается, вместе с информацией о названиях и номерах версий установленных на компьютере программ производства Microsoft, в компанию передаются и сведения обо всех других инсталлированных в системе программных продуктах. На вопрос, зачем и, главное, на каком основании это делается, посланный tecChannel в Microsoft, вразумительного ответа получить не удалось. — Е.З.

Счастливого полета!
Ошибка в программном обеспечении, которое используется для управления полетами гражданских авиалайнеров в крупнейшем диспетчерском центре Японии, дорого обошлась Стране восходящего солнца. В первый день весны в 7 часов утра с экранов радаров токийского контрольного центра внезапно исчезли номера и названия рейсов, обычно сопровождающие символы движущихся самолетов. К счастью, сами метки воздушных судов сохранились, так что после некоторого замешательства операторы связались с каждым из бортов, «вручную» определив, где какой самолет находится. Это позволило авиалайнерам продолжить полет, однако решением администрации все намеченные на этот час рейсы в аэропортах контролируемой зоны были отложены.
Неполадки длились около часа, после чего техперсоналу удалось восстановить нормальное отображение информации. Причину инцидента по горячим следам отыскать не удалось. Предполагается, что ошибка кроется в новой версии одной из программ, установленной непосредственно перед происшествием. Самое интересное, что заглючившая система была продублирована, но «запаска» тоже отказалась работать. Поиски ошибки продолжаются.
На токийский контрольный центр приходится 70% всего воздушного трафика страны, так что сбой, из-за которого пришлось отменить две сотни и задержать полторы тысячи рейсов, заставил понервничать около 270 тысяч пассажиров. Как утверждают официальные лица, угрозы безопасности полетов не было. — Е.З.

Отравленное мыло
Компания Internet Security Systems (www.iss.net) опубликовала предупреждение об ошибке в популярной почтовой программе, поставившее на уши весь Интернет.
Дыра, раскопанная специалистами ISS, более пятнадцати лет скрывалась в программе Sendmail, внутри многократно проверенной (Sendmail развивается на принципах Open Source) процедуры обработки заголовков принимаемых сообщений, информирующих, от кого и кому направляется данное письмо. Записав в качестве адреса в «письме-убийце» особую строку, можно вызвать переполнение системного буфера на почтовом сервере и запустить на выполнение произвольный код, спрятанный здесь же, в тексте сообщения.
Масштабы открытия потрясают воображение. Как утверждают авторы, ошибке подвержены версии Sendmail с 5.79 по 8.12.7 включительно, как в коммерческих, так и в свободных вариантах, для всех платформ. Пример эксплуатации уязвимости на x86-совместимых машинах в реальных условиях уже продемонстрирован — при этом злоумышленник может получить полный контроль над почтовой системой. Последствия такой атаки, например сетевым червем, могут быть очень тяжелыми — ведь через Sendmail, по разным оценкам, проходит от половины до трех четвертей мирового почтового трафика.
Лечится уязвимость простым обновлением Sendmail до версии 8.12.8 либо установкой одной из многочисленных заплаток, выпущенных к настоящему моменту различными фирмами: ISS обнаружила дыру еще в декабре, но сообщила о ней только узкому кругу специалистов (NIPC, IAIP), дав возможность производителям софта подготовиться к публикации известия в прессе.
Любопытно, что хакерам понадобились всего сутки на создание собственного варианта программы, использующей упомянутую дыру. Уже 4 марта польская группа Last Stage of Delirium опубликовала код своего эксплоита для атаки на сервер, работающий под ОС Linux. — Е.З.

Мутанты атакуют!
По сообщению «Лаборатории Касперского», в Интернете завелся новый мутант сетевого червя и троянца под названием Randon. Сей видный представитель семейства вирусоподобных отличается хитрыми схемами распространения по IRC-каналам и локальным сетям. Кроме того, его ставит особняком интересная особенность: для заражения компьютера Randon использует троянца Apher, который уже не раз был замечен в рассылке фальсифицированных новостей от антивирусных компаний.
Если на вашем IRC-канале или в локальной сети завелся Randon, начинается все со сканирования 445-го порта. Обнаружив компьютер, червь пытается пролезть на него, подбирая для «расшаренных» ресурсов пароль из встроенного списка наиболее часто используемых фраз. Если владелец машины склонен использовать пароли вроде «admin», «root» или «test», то Randon пересылает на его ПК троянца Apher. Тот, в свою очередь, «дотаскивает» с удаленного веб-сайта архив аж с тринадцатью файлами (в том числе полноценным mIRC-клиентом!), распаковывает его и устанавливает в системе.
К счастью, кроме генерации большого объема избыточного трафика и переполнения IRC-каналов мусором и «мертвыми душами», червь не склонен к каким-либо другим пакостям. А для защиты от Randon достаточно установить персональный файрвол или прочесть толстую книгу о правилах задания паролей. — Д.З.

Абонент взломан
либо ушел в даун…
Американская компания @stake, специализирующаяся на информационной безопасности, в конце февраля обнародовала данные о потенциальной уязвимости мобильных телефонов Nokia 6210 перед… DoS-атаками. Описание проблемы было распространено в рассылке BugTraq: при отправке на телефон особым образом сформированной виртуальной визитки vCard трубка начинает глючить и зависает, после чего приходится выключать и снова включать аппарат. Похожий баг ранее был отмечен в телефонах Siemens, но тогда речь шла о «неправильных» SMS.
Специалисты @stake считают, что пора уделять более пристальное внимание программному обеспечению и защищенности телефонов. Время, когда появятся «мобильные черви», использующие данные адресной книги телефона для рассылки собственного кода, возможно, не за горами. — Т.Б.

А выйдет как всегда?
Компания WizKids Media подписала контракт с голливудским продюсером и сценаристом Дином Дэвлином (Dean Devlin, «Зведные врата», «День независимости», «Патриот», «Атака пауков» и «Годзилла») на продюсирование грядущей экранизации популярной серии игр «MechWarrior».
Заполучивший эту действительно «горячую» лицензию (за полгода было продано 5 млн. коллекционных миниатюр «по мотивам Вселенной», издательство Penguin Putman едва успевает печатать дополнительные тиражи книг «MechWarrior» серии карманного формата, не говоря уже о продажах прошлогодней игры «MechAssault» для Xbox), Дэвлин собирается выпустить ленту на экраны в течение двух лет и своей радости совсем не скрывает: «Писать ли сценарий, помогать ли писать этот сценарий или даже стать режиссером фильма — мне абсолютно все равно. Потому что я в экстазе! Проект меня нереально заводит!»
Скудные подробности о сюжете фильма известны лишь со слов отца оригинальной концепции «MechWarrior» (а также исполнительного директора WizKids) Джордана Вайсмана (Jordan Weisman): «Фильм послужит началом новой эпохи во Вселенной… Через сорок лет после окончания Войн Мехов (гигантских многотонных боевых роботов. — Н.Д.)… Группа молодых ребят, выросших в мирные времена… Возникшие внутри Республики разногласия…» Дальнейшее додумать несложно: случится новая война, и молодые ребята, вспомнив заветы отцов и смазав маслом своих стальных слонов, отправится выручать галактику в 3457-й раз. Что, впрочем, не так уж и плохо, поскольку «the show must go on».
Однако, и это самое обидное, WizKids Media почти наверняка не вложит в проект достойных его 100 млн. долларов, и потому фильм выйдет именно что «детским» (и упаси их бог пригласить на главную роль Бена Аффлека!). А зря. При правильном подходе к делу мог бы получиться убойный блокбастер, ведь Вселенная «MechWarrior» — особенно на Западе! — почти не уступает в популярности тем же «Звездным войнам». Вероятно, схожие мысли тревожат многие умы, поскольку самой распространенной реакцией на этот анонс стали самопальные Интернет-голосования на тему «Какую игру вы бы НЕ хотели увидеть в следующей экранизации?». Вот-вот, вспомните такие нетленки, как «Mortal Kombat», «Resident Evil» и пр. — Н.Д.

Матрица сыграет тобой
С момента появления на экранах кинотеатров культового фильма, созданного воображением братьев Ларри и Энди Вачовски, многие геймеры с нетерпением ждали возможности окунуться в мир Матрицы с головой. Спустя четыре долгих года этим мечтам суждено сбыться. Игра «Enter the Matrix», включающая в себя элементы гонок, файтинга, приключенческого квеста и шутера, появится на полках магазинов 15 мая — в день мировой премьеры сиквела фильма «The Matrix: Reloaded».
Сценарий «Enter the Matrix», написанный самими Вачовски, занимает 244 страницы. По замыслу братьев, игра станет неотъемлемой частью кинотрилогии (последняя часть — «The Matrix: Revolutions» выйдет в ноябре этого года), и внимательный геймер сможет найти ответы на все вопросы, возникшие у него при просмотре фильмов.
В течение двух последних лет команда из шестидесяти разработчиков трудилась над созданием технологий, которые позволили бы вывести игру на один уровень с кинокартиной. Высочайшая реалистичность исполнения персонажей и игрового окружения будет достигнута с помощью известной технологии Motion Capture. В ходе съемок второй и третей частей «Матрицы» образы актеров Кеану Ривза, Керри-Энн Мосс и Джада Пинкет-Смитта (его герой появился во второй части) были «кибер-отсканированы» тридцатью двумя (!) камерами, запечатлевшими каждое движение. Всем игровым персонажам пришлось отработать от 300 до 600 жестов.

Четырнадцать дополнительных инфракрасных камер сняли с лиц актеров цифровые слепки, которые позволят воспроизвести физиономии героев во всех деталях. Лучи солнца будут пробиваться сквозь пряди волос, в глазах, обрамленных ресницами, будет отражаться окружающий мир. Процедура создания «дублей» актеров и перенесения их в игру заняла полгода кропотливой работы. Детализация игрового пространства впечатляет не меньше. Графический движок, разработанный Shiny Entertainment, по ходу действия сам определяет, где добавлять, а где убирать полигоны, что позволяет поддерживать высокую производительность без заметного ущерба для общего качества картинки.
Технология «Время пули», сыгравшая немаловажную роль в становлении культового статуса кинокартины, реализована и в игре. Время можно «замедлять» и, таким образом, действовать, опережая противников (впрочем, эта техника появилась еще в игре «Max Payne»), а упомянутая выше беспрецедентная детализация позволит, по уверениям разработчиков, рассмотреть в летящих пулях отражение объектов окружающего мира…
«Enter the Matrix» выйдет одновременно на всех игровых платформах. Издателем будет InfoGrames/Atari. — Т.Б.

Вах! Пэрсик!
Компания Gameloft (www.gameloft.com) выпустила римейк культовой игры начала 90-х «Prince of Persia» для сотовых телефонов Series 60 с поддержкой J2ME — Nokia 7650 и Nokia 3650, а также Motorola T720i (стоит отметить, что для «Принца» это не дебют в мобильниках: монохромной версией игры комплектуются, скажем, аппараты Siemens C55, также поддерживающие Java).
В новой «Prince of Persia: Harem Adventures» игроку предстоит спасти украденных визирем («с целью проведения над ними экспериментов по воздержанию»!) жен султана. Игра состоит из семи оригинальных уровней, на каждом из которых нужно освободить одну несчастную (или счастливую?) жену. Попавшему в переделку Принцу придется безостановочно бегать, прыгать через ямы, фехтовать с охраной, сигать зайцем через смертельные двери-«челюсти», обходить ядовитые колья… Словом, не соскучишься.
Как и в оригинальном «Принце», игрок сможет «поправить здоровье» магическими зельями, но при этом он должен быть чрезвычайно осторожен — некоторые из них могут быть отравленными. После прохождения каждого из уровней набранные очки будут запоминаться, и проходя уровни заново, можно будет постоянно улучшать свой результат.
Словно бы и не в сговоре (а вдруг?) с компанией Gameloft французский паблишинговый концерн Ubi Soft объявил о начале работ над продолжением всемирной классики, но уже в более «тяжелом» весе — для всех современных игровых приставок. Игра под названием «Prince of Persia: The Sands of Time» (тоже с «персидским» антуражем) разрабатывается Ubi Soft совместно с автором оригинальной игры Джорданом Мехнером (Jordan Mechner), в свое время сделавшим «квест всех времен и народов» — «The Last Express».
Сюжет «The Sands of Time» для «Принца» традиционен: «после того как отец главного героя захватывает дворец Магараджи, Принц, обманутый вероломным визирем, использует магический кинжал и выпускает на свободу чрезвычайно опасные Пески Времени из древних песочных часов. С помощью таинственной и прекрасной, но весьма ненадежной союзницы Принц отправится в дальние странствия искать управу на разбушевавшиеся Пески Времени, чтобы восстановить мир». Аминь!
Кроме шуток: может получиться очень неплохо. Особенно после близкого знакомства с безумно стильной «Splinter Cell» (Ubi Soft, очевидно, идет в гору) и учитывая наличие в команде разработчиков «The Sands of Time» Мехнера, который явно призван не только в качестве «свадебного генерала». Релиз «Песков» назначен на последний квартал текущего года — ждать осталось не так уж долго… для такой-то легенды! — Н.Д.

Снова в воздух!
Компания «1С» объявила о выходе долгожданного российского авиасимулятора «Ил-2: Забытые сражения» (разработчик «1C:Maddox Games») — продолжения всемирно обласканной игры (а по мнению многих — и лучшего авиасимулятора вообще) «Ил-2: Штурмовик».
В «Забытые сражения» вошли не только все карты и самолеты из оригинальной игры и ее бесплатных дополнений, но и некоторые модели самолетов, созданные фанатами-энтузиастами. Далеко не полный список «фичей» включает в себя новую систему динамических кампаний на основных фронтах Великой Отечественной (сражения на финском и венгерском направлениях, десятки миссий для сингл- и многопользовательского режимов); уникальные игровые карты, созданные на основе реальных документов 1939–45 гг. с максимально детализированными моделями городов (под крылом самолета — основные достопримечательности Ленинграда и Хельсинки плюс «настоящая» шейдерная водичка — на карте Крыма, к примеру); 130 самолетов, из которых 80 (!) — пилотируемые, и два типа управляемых многомоторных бомбардировщиков (ура, дождались!).

Многопользовательский режим расширен до 32 игроков, что даже не теоретически, а совершенно реально обещает нам самую настоящую воздушную мясорубку. Благодаря усовершенствованной модели поведения AI-пилотов, товарищи по звену теперь весьма грамотно прикрывают ваш самолет, а противники ведут бой не только в горизонтальной плоскости. Список настроек «реалистичности» занимает в «Забытых сражениях» два экрана — можно не только максимально облегчить себе управление самолетом, но и усложнить его до полной «невменяемости» (в конце концов, пилотировать настоящий самолет — не в такси кататься!). Ну и, наконец, в игре появились ночные миссии. В кромешной тьме, прореживаемой слепящим огнем прожекторов, вам предстоит совершать бомбовые налеты под ураганным огнем зениток, лавируя между аэростатами заграждения…
Словом, эта игра рекомендуется не только хардкорным симуляторщикам, но и всем, кто хоть чуть-чуть неровно дышит по отношению к самолетам! В России «Забытые сражения» появились на прилавках 4 марта, за рубежом — несколько дней спустя. — Н.Д.

Искусство игры
В последний день февраля в лучшем отеле и казино Лас-Вегаса «Хард-Рок» под эгидой Академии интерактивных искусств и наук (Academy of Interactive Arts and Sciences) прошла шестая ежегодная церемония награждения разработчиков лучших игровых продуктов 2002 года. Перечислять всех лауреатов нет никакой возможности (см. www.interactive.org), поэтому отметим лишь самые важные категории.
Компания Electronic Arts получила рекордное количество «игровых Оскаров» — тринадцать из тридцати. Четыре награды достались ее «Battlefield 1942» (разработчик — Digital Illusions) — сага о второй мировой войне стала не только лучшей игрой года для ПК, но и лучшим продуктом для всех игровых платформ! «Battlefield» также получила награду за инновации в индустрии и отдельный приз, как игра с лучшим онлайновым геймплеем года (в «личном зачете» от рекорда «Battlefield» лишь немного отстала «Animal Crossing» от Nintendo — ей досталось три награды, — а всего «команда» Nintendo получила семь призов).
Еще одно творение от EA — «Medal of Honor: Allied Assault» — стало лучшим в жанре экшн от первого лица. «Sims Unleashed» дали приз как лучшей в жанре симуляторов, «Madden NFL 2003» признана первым спортивным тайтлом. Лучшим же онлайновым проектом заслуженно стала «The Sims Online».
Остальные награды предугадываемы: лучшей стратегией назвали «Warcraft III: Reign of Chaos» от Blizzard Entertainment, лучшим Action — конечно же, «GTA III» от Rockstar, а ролевой игрой — «Neverwinter Nights» от Bioware. Что касается консольных тайтлов, то здесь стоит отметить лишь категории гонок — «Need for Speed: Hot Pursuit 2» от EA и файтингов — «Tekken 4» от Namco.
И, наконец, за заслуги перед игровой индустрией был награжден Ю Сузуки (Yu Suzuki) из Sega — один из «отцов» консольных видеоигр. Его имя внесено в «Зал Славы» Академии. — Т.Б.

Миссия исполнима
На прошедшей в Сан-Франциско небольшой конференции CodeCon (www.codecon.info), где собрались программисты, работающие с открытыми исходными кодами, была представлена стеганографическая система нового типа под названием Hydan (староанглийское слово «хидн», обозначающее «скрывать, прятать»). Она интересна тем, что встраивает незаметное тайное сообщение в исполняемый код практически любой программы, никак не влияя на ее работу и ни на бит не изменяя при этом длину файла.
Создал Hydan студент Колумбийского университета Ракан Эль-Халил (Rakan El-Khalil), который сам же и объяснил на конференции принцип работы системы. Большинство популярных стеганографических программ обычно работают с удобными для модификации графическими или музыкальными файлами, поскольку неосторожными манипуляциями с битами исполняемых файлов последние очень легко испортить. Эль-Халил обошел это препятствие, воспользовавшись избыточностью в наборе инструкций процессоров семейства Intel x86, где практически всегда можно подобрать, по крайней мере, две команды, делающие одно и то же. Простейший пример: инструкция на прибавление числа 20 эквивалентна инструкции на вычитание числа –20 (длина команд одинакова). Тогда, скажем, полагая каждую операцию прибавления в коде программы логической «единицей», а каждую операцию вычитания «нулем», можно чередованием этих инструкций встраивать в исполняемый код тайное послание, еще и зашифровав его для надежности.
На основе этой концепции и была создана программа Hydan, шифрующая секретную информацию алгоритмом Blowfish и совершенно безболезненно встраивающая нужное послание в любой (достаточно объемный) исполняемый код для платформы Intel без изменения длины файла. Пока что эффективность новой программы тайнописи не слишком впечатляет — 1 байт сообщения на 150 байт кода (для хорошей стеганографии на основе файлов формата JPEG это соотношение составляет 1 к 17). Впрочем, и в таком виде в exe-файл программы Microsoft Word без труда удалось засунуть, скажем, текст конституции США вкупе с Декларацией независимости. Прослеживаются и перспективы для наращивания «полезной емкости» системы — скажем, за счет манипуляций порядком следования инструкций. В целом же, помимо устройства канала для передачи тайных сообщений, такая стеганография может использоваться для цифровой подписи или встраивания виртуальных «водяных знаков» в программное обеспечение. Ознакомиться с программой Hydan можно на сайте Эль-Халила www.crazyboy.com/hydan. — Б.К.

Поймай меня,
если сможешь
Сложнейший электронный комплекс слежения за автомобилями в центре города, недавно введенный в эксплуатацию лондонским транспортным управлением (см. «КТ» #481), с первых дней работы подвергся массированной атаке мошенников. Система, обошедшаяся городу в 200 миллионов фунтов, неожиданно начала выписывать крупные штрафы автомобилистам, которые никогда не бывали в центре Лондона. Учиненное расследование выявило замечательный факт: компьютеры оказались беспомощны перед банальной подменой номеров.
Как следует из статьи, опубликованной лондонской «The Independent», ушлые автомобилисты, не желающие платить регулярные взносы за въезд в центральную часть города, попросту заказывают в ближайшей мастерской новый комплект номеров для своего авто (номера, понятно, чужие — подсмотренные обычно на автомобиле той же марки и цвета). Стоит это удовольствие всего десять фунтов, тогда как одна поездка в центр обходится в пять, — так что затея с лихвой окупает себя. При этом истинный владелец «клонированного» номера, разумеется, получает штрафную квитанцию.
Мошенничество получило такой размах, что к делу подключилась полиция. Жертвам «клонирования» предложено обращаться в транспортное управление города, где по каждой просьбе проводится повторная проверка отснятого на видеокамеру материала. Если на видео запечатлена чужая машина, номер зачисляется в список нарушителей и мошенник, не успевший снять фиктивные номера, рискует «попасть» по-крупному. Кроме того, специальной директивой автомастерским запрещено изготавливать новые номера, не проверив документы на машину.

Чем закончится сражение пока говорить рано, но уже ясно, что человек в очередной раз оказался сообразительнее самой навороченной электроники. Между тем, аналогичная лондонской система тестируется сейчас в Генуе, в центре которой также установлены камеры слежения (на фото). Платить за въезд в контролируемую зону обяжут лишь гостей города. — Е.З.

Где бабки, Блумберг?
Суд Нью-Йорка признал виновным в вымогательстве гражданина Казахстана Олега Зезова. Двадцатидевятилетний компьютерщик был арестован за попытку «выбить» 200 тысяч долларов у американского гражданина еще в марте 2000 года, и, возможно, дело не получило бы широкой огласки (см. «КТ» #358), если б не стечение обстоятельств: в жертвы Зезов выбрал Майкла Блумберга (на фото), главу одноименной корпорации и будущего нью-йоркского мэра.
Схема действий, избранная Зезовым, уже успела набить оскомину: проникнув во внутреннюю сеть фирмы Bloomberg, он пообещал предать факт взлома огласке, если Блумберг не заплатит выкуп. К делу подключилось ФБР, и на встрече сторон в Лондоне злоумышленник был арестован. Кстати, не один, а вместе с сопровождавшим его адвокатом Игорем Яримакой (тоже казахским гражданином). Видеозапись встречи стала главным доказательством на суде, и теперь Зезову грозит до двадцати лет тюремного заключения. Хакера не спасла даже избранная им оригинальная тактика защиты: он утверждал, что в корпоративную сеть проник случайно, а поделиться информацией хотел из лучших побуждений.
Окончательно судьба Зезова будет решена на судебном заседании в мае. Против Яримаки, обвиняемого в пособничестве, заведено отдельное уголовное дело, слушания которого еще только предстоят. — Е.З.

Пионер-пенсионер
Американское космическое агентство NASA официально объявило о прекращении дальнейших попыток связи с межпланетной станцией Pioneer 10, удалившейся от Земли более чем на 14 млрд. км. Последний раз ее сигнал был пойман 22 января, и с тех пор все попытки обнаружить спутник с помощью системы дальней космической связи (Deep Space Network) не увенчались успехом. Предполагается, что мощность радиоизотопной батареи «Пионера» упала ниже уровня, минимально необходимого для поддержания работы бортового радиопередатчика.
Pioneer 10, запущенный 2 марта 1972 года, был рассчитан всего на 21 месяц работы: аппарату предстояло впервые в истории космонавтики пролететь сквозь пояс астероидов, изучить с близкого расстояния Юпитер, после чего отправиться в межзвездное путешествие — в сторону Альдебарана. Однако миссия «Пионера» побила все рекорды продолжительности: вплоть до весны 1997 года аппарат поставлял ценную научную информацию о внешних областях Солнечной системы (орбиту Плутона он миновал еще в 1983 году). Позже, из-за огромного удаления от Земли, двусторонняя связь со станцией была прекращена и NASA перешла на регулярный прием сигналов от Pioneer 10 с целью изучения особенностей сверхдальней космической связи. Впрочем, даже здесь, анализируя искажения радиосигнала, ученые сумели получить любопытную информацию: в 2001 году была зафиксирована таинственная сила, тормозящая «Пионер» (см. «КТ» #397).
Вполне возможно, электроника Pioneer 10, построенная на основе первого микропроцессора Intel 4004, работает и сегодня…— Е.З.

Сам себе батарейка
Топливные элементы, создававшиеся до сих пор, работают на водороде, метане, спирте и других более или менее традиционных видах горючего. А вот физик Николас Мейно (Nicolas Mano) из Техасского университета в Остине разработал сверхминиатюрный топливный элемент, действующий на том же «горючем», что и человек, — на глюкозе. Поскольку любая пища, съеденная нами, преобразуется в глюкозу, которую кровь разносит по организму, то новый топливный элемент способен функционировать, если его просто воткнуть в любую точку тела человека или животного.
В принципе биотопливный элемент представляет собой два электрода — тонкие углеродные волокна, покрытые двумя типами ферментов, участвующих в усвоении глюкозы в организме. Эти электроды имплантируются в тело и, используя глюкозу, имеющуюся в крови, живых клетках и межклеточной жидкости, вырабатывают ток. Окислителем служит кислород, также имеющийся в живых тканях. В опытах Мейно и его коллег два электрода диаметром 7 мкм и длиной 2 см вырабатывали при 37 °С напряжение 0,8 В, а генерируемая мощность составила 0,6 мкВт. Немного, но достаточно, например, для питания имплантируемого датчика, который может постоянно измерять жизненно важные параметры организма и передавать их через маломощный радиопередатчик регистрирующему прибору, укрепленному на поясе пациента.
В дальнейшем такой прибор по сигналу из организма сможет вводить в кровь необходимое лекарство. Недаром, видимо, среди соавторов работы — сотрудник калифорнийской фирмы TheraSense, выпускающей датчики для измерения содержания сахара и инсулина в крови диабетиков. Но первое практическое применение, скорее всего, ограничится радиослежением за самочувствием и перемещениями диких животных. Для этого, правда, придется имплантировать им целую батарею миниатюрных элементов. — Ю.Ф.

Бублики для фотоники
В Калифорнийском технологическом институте впервые научились выращивать на поверхности кремниевых чипов оптические резонаторы, обладающие сверхмалыми потерями (в десять тысяч раз меньше, чем у известных аналогов).
Добротность новых резонаторов, имеющих форму бублика, превышает сто миллионов. Их выращивают с помощью комбинации традиционной фотолитографии, сухого травления и оплавления кварцевого диска лучом мощного CO2-лазера. В результате формируется прозрачный кварцевый тор диаметром около сотни микрон, в котором свет циркулирует практически без потерь. Торы разных диаметров настроены на разные длины волн (которые обычно лежат в области полутора микрон — характерной для оптических телекоммуникаций). Свет к резонатору можно подвести или, наоборот, извлечь с помощью обычного, подходящим образом ориентированного оптоволокна.
Авторы надеются, что новые миниатюрные резонаторы найдут применение не только в фотонике, но и в нелинейной оптике, квантовой электродинамике, а также смогут стать основой сверхчувствительных сенсоров. — Г.А.

Стыдно мыть посуду
Любопытное исследование провел экономист из Боннского университета Райнер Стаммингер (Rainer Stamminger). Оказывается, при традиционном мытье посуды европеец в среднем расходует вдвое больше энергии и в десять раз больше воды, чем современные домашние посудомоечные машины. При этом лишь одну тарелку из семи человек отмывает так же чисто, как машина.
Ученый попросил добровольцев из семи европейских стран перемыть обычный набор посуды семьи из четырех человек, испачканный за день традиционной пищей и ожидавшей мойки в течение двух часов. Потребление электроэнергии, моющих средств и воды фиксировалось. Поражает большой разброс в объеме использованной людьми воды — от 15 до 345 литров, в то время как разные посудомоечные машины израсходовали 12–20 литров. Количество потребленной воды, электроэнергии и мыла скорее зависело от конкретного мойщика, чем от его национальности (хотя, скажем, датчане в среднем используют меньше воды, чем французы) и очень слабо влияло на конечную чистоту тарелок.
Призыв ученого прекратить мыть посуду вручную и беречь природу, используя посудомоечные машины, был горячо поддержан производителями бытовой техники. — Г.А.

Верю — не верю…
Как показывают исследования, уверенность американских граждан в завтрашнем дне упала в феврале до рекордно низкого за последние девять лет уровня. Так называемый индекс потребительского доверия опустился с 82,4 до 79,2 — и это уже третий случай спада весьма важного показателя за последние месяцы. В феврале соразмерно снизился и индекс личного финансового благосостояния, отражающий мнение потребителей о собственном уровне жизни.
Главной причиной кризиса экономисты называют геополитическую нестабильность, обеспокоенность возможным началом войны и последующими за этим терактами, неопределенность на финансовых рынках. Повышение цен на бензин и боязнь потерять рабочее место заставляет среднего американца тратить на потребительские товары гораздо меньше денег, чем обычно. Аналитики полагают, что повышения индекса потребительского доверия в ближайшем будущем ожидать не стоит — граждане США готовятся к худшему. — Т.Б.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.