Звуковые карты
АрхивДаже не буду ничего объяснять — вся функциональность устройств этого типа видна из названия. Лучше сразу перейдем к описанию настоящей революции, которая произошла в стране компьютерного звука.
Даже не буду ничего объяснять — вся функциональность устройств этого типа видна из названия. Лучше сразу перейдем к описанию настоящей революции, которая произошла в стране компьютерного звука.
В первом «Идеальном Компьютере» мы рассказывали о так называемых «бюджетных решениях», прикидывали сколько каналов требуется для удовольствия от звука, делали срез рынка… И в конце сделали приписку, что интегрированные звуковые решения становятся все качественнее, и аудио-монстры начинают это чувствовать, благодаря неизменно снижающимся объемам продаж. Как бы им, дескать, не перейти на хлеб с водой…
Не перешли, благодаря перепрофилированию на другие секторы рынка. А вот дешевенькие карточки по 10–15 долларов, едва ли не главные источники прибыли, исчезают из прайс-листов, и замены им там не ищите. Причина проста: все современные материнские платы имеют встроенный звук, и не какой-нибудь, а шестиканальный. Это означает пару передних колонок, пару задних, центральный канал и сабвуфер (басовый динамик), т.е. именно то, что требуется для полноценной поддержки звука стандарта Dolby Digital 5.1, в котором пишется большинство звуковых дорожек на нынешних DVD. Встроенный звук может быть очень разным — от полностью программного кодека AC-97 до «железного» шестиканального контроллера от C-Media или nVidia, но среднее качество столь высоко, что средний же покупатель вряд ли заметит разницу с какой-нибудь Audigy или SB Live. Музыку играет? В фильмах пули из одного угла комнаты в другую летают? В играх монстры ревут красиво? Ну и все!
Важно отметить, что, каким бы хорошим не был встроенный звук, расчет эффектов в фильмах и компьютерных играх — особенно в играх! — реализован программно, и занимается этим непростым делом центральный процессор. Да, процессоры нынче пошли очень мощные, и просчитать траекторию полета ракеты по лабиринту им не в тягость. Но качество алгоритмов очень сильно зависит от степени кривизны рук их авторов-программистов, так что не стоит удивляться пискам и щелчкам в динамиках, аккурат в разгар ожесточенного сражения с врагом, если сэкономили на полноценной звуковой карте.
Впрочем, стоят таковые недорого. Очень достойная «старушка» SB Live 5.1, которая качественно поддерживает практически все современные звуковые навороты, обойдется всего в 32–35 долларов, и, если вас заранее предупредят о замене, разницу с интегрированным решением почувствуете сразу. Идем дальше, и вот перед нами оптимальный вариант на сегодняшний день — Creative SoundBlaster Audigy с 24-битным и 96-килогерцовым звуком и сильно улучшенная по сравнению с предыдущими версиями технология EAX1 3.0 (Advanced HD). Главное — о смене звуковой карты вас можно и не предупреждать, разница очевидна даже невооруженному уху. До появления на рынке конкурентов в лице Philips Acoustic Edge и Terratec PCI DMX 6fire, Audigy оставалась едва ли не лучшим вариантом на массовом рынке, учитывая разброс от недорогой ОЕМ-версии за 65 долларов до продвинутой Audigy Platinum, с внешним блоком и пультом ДУ (210 долларов). Она и сейчас весьма недурна, но Creative редко дает рынку заскучать, а бумажникам аудиофилов — долго лежать в карманах без дела.
Creative SoundBlaster Audigy 2, вышедшая в конце 2002 года, будет править бал в году текущем. Соотношение сигнал/шум 106 Дб (только на передней и задней паре динамиков; центральные и сабвуфер ограничены 90), поддержка стандарта 6.1 (2 динамика спереди, два сзади, передний и задний центры плюс сабвуфер — как в самых современных домашних кинотеатрах) и (внимание!) истинный 24-битный звук при частоте до 192 Кгц. Истинный — потому, что в первой Audigy 96-килогерцовый звук, конечно, воспроизводился, но с конвертацией в 48-килогерцовый, а 192 Кгц и близко не было. Впрочем, стоит оговориться, что 192 Кгц Audigy 2 воспроизводит только в стерео-режиме, а во всех остальных придется «довольствоваться» 96 килогерцами. Версия ЕАХ осталась прежней, поэтому геймерам нет особого резона отдавать за новинку 130 долларов, а вот любителям смотреть кино на компьютере стоит всерьез задуматься. Кроме всего прочего, Audigy 2 — единственная из массовых звуковых карт, способная без потерь воспроизводить музыку в формате DVD-AUDIO, популярность которого растет с каждым днем. Ничего плохого сказать о первой Audigy не могу, но как только цена младшей сестрицы упадет — а этого стоит ждать в ближайшие месяцы — сразу же произведу своеобразный родственный обмен.
Подведем итог. В офисный компьютер докупать дополнительную звуковую карту смысла никакого нет, прекрасно обойдемся и встроенным решением. Дизайнерские машины, казалось бы, тоже не требуют высококачественного звука, но их владельцы — люди, как правило, требовательные и небедные, так что SoundBlaster Live или Audigy могут оказаться очень кстати, особенно учитывая большую диагональ монитора — на нем и кино посмотреть не противно. Игровой и домашний компьютеры должны комплектоваться первой Audigy, а если лишние 60 долларов не кажутся чрезмерной суммой, лучше сразу обратить внимание на Audigy 2. Покупка, можно сказать, на вырост, но пригодится она куда раньше, чем вам может показаться.
Разумеется, к хорошей звуковой карте потребуется и комплект акустики не хуже. Революций в этом секторе не наблюдалось, потому что динамик — устройство довольно древнее, и все мало-мальски подходящие для его создания материалы уже испробованы. Наш выбор — комплект стандарта не ниже, чем 4.1, а предел мечтаний — новомодный 6.1. Среди демократичных 4.1-комплектов можно выбрать Labtec Arena 530 ($75), Genius SW41 ($65) и Altec Lansing ATP4 ($70). Берем чуть выше, и среди акустики стандарта 5.1 выбираем Philips Surround Power A 3.500 и A 3.600 (соответственно, $115 и $135), Altec Lansing 5100 ($210), Creative Inspire 5.1 Digital 5700 ($285) и (для небедных ценителей) Cambridge MegaWorks 510D ($345).
Комплектов стандарта 6.1 пока очень немного, и кроме Creative Inspire 6.1 6700 ($140) выбрать особенно нечего. Посему или выбирайте этот комплект, или пока «ограничьтесь» хорошим 5.1, и кавычки тут не случайны: шестиканальный звук — весьма и весьма удовлетворительное решение для домашнего кинотеатра, а вот новомодные 6.1 (и даже 7.1) больше напоминают маркетинговый трюк, чем реальный шаг вперед. Впрочем, поживем — увидим.
Только не поймите превратно — я ни в коем случае не призываю использовать многоканальный звук в офисе. Здесь можно прекрасно обойтись недорогой парой или даже динамиками, встроенными в ЖК-монитор.
Hercules Gamesurround Muse 5.1 DVD
Чип CMI-8738 LX
Разрядность ЦАП 16
Число каналов, макс 6
Разъемы Line-in/out
Ориентировочная цена, $ 28
Genius SoundMaker Live 5.1
Чип Fortemedia FM801
Разрядность ЦАП 18
Число каналов, макс 6
Разъемы MIDI in/out, Line in/out
Ориентировочная цена, $ 22
Philips Acoustic Edge 5.1
Чип Thunderbird Avenger SAA7785
Разрядность ЦАП 16
Число каналов, макс 6
Разъемы CD-in/out, SPDIF-in/out,
MIDI-in/out, TAD-in
Ориентировочная цена, $ 85
Creative SoundBlaster Live 5.1
Чип EMU10K1
Разрядность ЦАП 16
Число каналов, макс 6
Разъемы Mic-in, Line-in/out,
SPDIF-in/out, MIDI-in/out
Ориентировочная цена, $ 32
Creative Audigy Player
Чип Creative Audigy
Разрядность ЦАП 24(32)
Число каналов, макс 6
Разъемы CD-in/out, SPDIF-in/out,
MIDI-in/out, Line-in/out, Firewire
Ориентировочная цена, $ 60
Creative Audigy 2
Чип Creative Audigy2
Разрядность ЦАП 24(32)
Число каналов, макс 6+1
Разъемы CD-in/out, SPDIF-in/out,
MIDI-in/out, Line-in/out, Firewire
Ориентировочная цена, $ 90
CMI8738 PCI
Чип CMI-8738 LX
Разрядность ЦАП 16
Число каналов, макс 6
Разъемы MIDI in/out, Line in/out
Ориентировочная цена, $ 6
Terratec 512i Digital
Чип Fortemedia FM801-AU
Разрядность ЦАП 18
Число каналов, макс 4
Разъемы CD-in/out, SPDIF-in/out,
MIDI-in/out, Line-in/out, TAD-in
Ориентировочная цена, $ 35
TurtleBeach Santa Cruz
Чип Cirrus Logic Crystal 4630
Разрядность ЦАП 18
Число каналов, макс 6
Разъемы CD-in/out, SPDIF-in/out,
MIDI-in/out, Line-in/out
Ориентировочная цена, $ 80
1(назад) С опозданием уточняю, что ЕАХ — это самая популярная на сегодня технология создания трехмерного звука в играх, а так же так называемых «звуковых сред» во время прослушивания музыки и просмотра фильмов.