Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Коленопреклонение

Архив
автор : Серж Скаут   09.04.2003

Открыв прошлогоднюю статью, я убедился, что за год измениться может практически все, — пусть не технологически, но концептуально. Нет, большинство технических советов по подбору конфигурации, опубликованных в том номере, по-прежнему в силе — но вот подход к понятию компьютерного творчества за прошедший год переменился изрядно.

Год назад, в первом номере спецвыпуска «Компьютерры» «Идеальный компьютер»,
я честно изложил все, что я на тот момент думал по поводу конфигурации  идеального компьютера для дизайнера. Подготавливая
это выпуск, Сергей Вильянов вновь обратился ко мне с предложением описать «боевую машину дизайнера» так, как я ее вижу сегодня, и я, особо не задумываясь, согласился.

Открыв прошлогоднюю статью, я убедился, что за год измениться может практически все, — пусть не технологически, но концептуально. Нет, большинство технических советов по подбору конфигурации, опубликованных в том номере, по-прежнему в силе — но вот подход к понятию компьютерного творчества за прошедший год переменился изрядно. Благодаря взрывному росту производительности простым смертным стали доступны те сферы творческой деятельности, которые раньше были привилегией избранных — мощное 3D, цифровые видео, фотография и музыка… Именно поэтому я решил несколько расширить тему статьи и рассмотреть, какой компьютер нужен просто творческому человеку. Под этим понятием я подразумеваю не специалиста, работающего в какой-либо из мультимедийных областей и все время занимающегося каким-либо одним видом креативной деятельности, — иллюстрациями ли, обработкой ли видео, трехмерной ли графикой, — поскольку таким специалистам мои советы по выбору конфигурации нужны как рыбке зонтик. Нет, я хочу рассмотреть идеальную машину для человека, который любит заниматься творчеством и не хочет жестко ограничиваться единственной областью приложения своих талантов. В наше время — время интеграции разнообразных медиатипов воедино — таких людей становится все больше и больше, и именно благодаря компьютеру у них появляется возможность самовыражения и самореализации.
Более того, мне кажется совершенно излишним сегодня ковыряться в цифрах мегагерц и гигабайт и спорить о пятипроцентном приросте производительности у изделия А по сравнению с маркой Б — при нынешних скоростях, производительности и ценах, когда за несколько сотен американских рублей можно купить компьютер, о котором пять лет назад лишь мечтали голливудские продюсеры, это уже совсем не комильфо. Идея, изначально предложенная и активно продвигаемая Apple все время ее существования, — «творческий человек не должен думать о том, что внутри его компьютера» — наконец-то обрела право на существование. Самое смешное, что как раз Apple в последнее время этой идее и изменяет…
Поэтому сегодня я хочу поговорить о концептуальном выборе, сводящемся к дилемме: «ноутбук или десктоп»? Что лучше подходит для творческих целей? Что дает большее удовлетворение, возможность реализации своих идей? Что, наконец, приносит меньше головной боли?
Для себя я выбор сделал и почти счастлив. Почти — потому что кое-чего все-таки не хватает, но именно об этом-то и пойдет речь дальше.
Моя жизнь коренным образом изменилась в начале осени 2002 года, когда, собравшись с духом, я продал прослуживший мне верой и правдой три года настольный компьютер вместе с шикарным 21-дюймовым монитором Radius и струйным принтером Epson 1290 формата A3+, добавил к полученной сумме еще два раза по столько же и на накопленные деньги купил-таки ноутбук. Месяц после этого в семье был голод. Нет, я не собирался на самом деле приобретать столь дорогую модель — как опытный редактор, я сначала две недели просидел в Интернете, сравнивая разнообразные характеристики разнообразнейших моделей от всевозможнейших производителей, размышляя, чем можно пожертвовать, а чем — нет, затем еще неделю обзванивал разнообразные компьютерные фирмы Москвы, облизываясь на указанные ими нереально низкие цены в Price.RU и постоянно вспоминая старый анекдот:
— Рабинович, почему вы продаете водку «Абсолют» по двести рублей, когда у Мойши она стоит сто?
— Ну так вы пойдите к Мойше и купите у него за сто!
— Да, но у него как раз сейчас нету этой водки…
— Ну вот когда и у меня не будет, я тоже буду продавать за сто!..
В результате поисков я остановил свой выбор на модели, для покупки которой мне нужно было всего лишь удвоить вырученную от продажи десктопа сумму, и на фирме Vip-Service (www.vip-service.ru), в которую я звонил раз шесть подряд и с удивлением обнаруживал, что от звонка к звонку цены на интересующую меня модель не изменялись, оставаясь самыми низкими из реальных, а сама она перманентно находилась на складе. В результате я собрался с духом, позвонил в очередной раз и сказал: «Выносите. Я еду».
У дверей меня встретил чудесный дядечка, разительно отличающийся от всех этих «менеджеров в белых рубашках», которые только и стараются впарить тебе что-нибудь подороже. Мы покурили на крыльце, обсуждая достоинства и недостатки тех или иных моделей, затем он провел меня в комнатку, где на столе во всем блеске своего великолепия уже стояла выбранная мною модель. Добрейший, опытнейший и коварнейший человек! Потому что рядом с ней стояла аналогичная, но самая старшая модель линейки. Чем больше я на них смотрел, тем больше понимал, что вот это — мое! Даже не так: МОЕ!!! Обратите внимание: он меня не агитировал, не убеждал, просто поставил рядом две модели… И все мои двухнедельные изыскания пошли псу под хвост.
Выгребая из карманов всю наличность, я обнаружил, что для покупки оной мечты у меня не хватает аккурат тысячи рублей. В этот момент, видимо, на лице у меня отразилась такая гамма чувств, что продавец махнул рукой, сказал: «Да бог с ней, с этой тыщей!» и выписал чек, после оплаты которого у меня даже остались деньги на такси. Так я стал обладателем Toshiba Satellite 5105-s701.
И знаете — не жалею и по сию пору. Деньги — дело наживное, а вот та сумма удовольствий и радостей, которая стала мне доступна благодаря мобилизации, за последние полгода с лихвой окупила непредвиденные расходы. Конечно, основной плюс — свобода: рабочего места, рабочего времени и сферы деятельности. Мой мобильный офис теперь помещается в небольшую сумку и состоит всего из нескольких предметов: собственно ноутбука, сотового телефона, графического планшета Wacom и цифрового фотоаппарата Minolta Dimage 7, — и каждый из этих компонентов меня только радует. За полгода я успел испробовать эту связку в различных сферах деятельности, равно как и изучить плюсы и минусы использования ноутбука по сравнению с десктопом. Вот о них-то мы и поговорим на примере типичных творческих задач.


Web-дизайн

Ноутбук, ноутбук и еще раз ноутбук! В данной сфере деятельности у десктопа нет никаких преимуществ1 — одни сплошные недостатки. Начнем с того, что с ноутбуком вы сможете заниматься разработкой и поддержкой сайтов где угодно и когда угодно. Дома вы можете пользоваться встроенным модемом или, если у вас домашняя сеть, встроенным же LAN-адаптером; в офисе подключиться к сети обычной или беспроводной (Wi-Fi, 802.11b); кроме того, не стоит забывать, что практически все ведущие операторы сотовой связи предлагают услугу GPRS по очень божеской цене или вообще бесплатно (например, МТС в настоящее время, пока проходит тестовая эксплуатация сети). Таким образом, все, что вам понадобится для того, чтобы быть на связи всегда, — сотовый телефон с поддержкой GPRS.


Мобильный Интернет

Давайте прикинем, не слишком ли разорительно пользоваться мобильным Интернетом, на примере гипотетической задачи, — допустим, требуется полностью перезалить (скачать, отредактировать и залить обратно) сайт среднего объема (около 10 мегабайт). Напомню, что в сетях GPRS тарифицируется не время соединения, а объем переданных данных. Итак, мегабайт трафика у «БиЛайн» с учетом всех налогов стоит тридцать один цент, значит, на все про все вам придется потратить около шести долларов. Теперь прикинем, что тот же объем данных (20–25 Мбайт) вам нужно перекачать по среднестатистическому dial-up соединению. Зная наши телефонные линии, можно предположить, что уйдет на это никак не менее четырех часов, да и то при хорошей погоде (если телефонный кабель опять не залило). А сколько в среднем стоит час2 у хорошего3 провайдера? Для Москвы эта сумма варьируется от шестидесяти центов у провайдера средненького до полутора долларов у провайдера очень хорошего. Опять же — у среднего провайдера время закачки будет больше за счет меньшей пропускной способности канала, и неважно, что вам удалось подключиться, допустим, на 56 килобитах, — реальная скорость передачи данных в большинстве случаев, увы, не имеет ничего общего с индицируемой скоростью соединения. Что мы получаем в итоге? Те же деньги! Таким образом, затраты на подключение по GPRS будут практически такими же, а в некоторых случаях и ниже — ведь на dial-up вы платите за время соединения даже тогда, когда его не используете…
А представьте, что вам нужно прокачать действительно большой объем данных (несколько сотен мегабайт) — скажем, для сайта с каталогом графики. При наличии ноутбука вы просто выходите из дома, добираетесь до ближайшего интернет-кафе (два доллара за час работы), подключаетесь — и вперед! Наконец, еще одно неоспоримое преимущество — вы всегда можете приехать к заказчику в офис со своим настроенным ноутбуком и показать, как круто будет выглядеть его еще не существующий сайт, не беспокоясь о том, что на машине Самого Главного Заказчика согласно закону Мерфи будет обязательно установлен IE версии 3.0…


Цифровая фотография

Для профессионального цифрового фотографа ноутбук является, пожалуй, обязательным аксессуаром для его фотокамеры — ведь фотографии-то надо куда-то из камеры переписывать… Сверхъемкие карты памяти и специализированные хранилища на базе жестких дисков, конечно, существуют, но стоят очень недешево, вдобавок не могут предоставить и десяти процентов возможностей ноутбука — ведь с его помощью вы можете сразу удалить ненужные фотографии, развернуть, подрезать и подретушировать их, каталогизировать (пока не забыли, что снимали), переслать по электронной почте или выложить миниатюры на свой сайт практически в реальном времени (благодаря мобильному Интернету). Однако здесь возможны два варианта: иметь полнофункциональный мощный ноутбук и использовать его для всех задач, в том числе и как хранилище для фотографий, или обзавестись крохотным субноутбуком, который удобно носить с собой, используя его для хранения и базовой ретуши, а основную работу по доводке фотографий выполнять все же на десктопе. Стоимость этих двух решений примерно одинакова, поэтому основным аспектом в выборе должно стать ваше отношение к жидкокристаллическим мониторам и ваша способность таскать с собой трехкилограммовый полнофункциональный ноутбук. Пожалуй, занимайся я только фотографией, я бы выбрал вариант субноутбука и десктопа — кстати, именно так поступает Евгений Козловский.


3D-графика

Здесь особой разницы между ноутбуком и десктопом нет — если, конечно, у вас хороший ноутбук с хорошей видеокартой и приличным объемом оперативки. Несомненно, для профессионального занятия 3D десктоп все же предпочтительнее — видеокарты там помощнее. Однако я работал на своем ноутбуке с Maya и остался более чем доволен.


Полиграфия и препресс

Здесь выбор опять же в первую очередь зависит от вашего личного отношения к ЖК-мониторам — одни говорят, что на ЖК-мониторах делать работу для полиграфии нельзя (впрочем, полиграфисты всегда были крайне консервативны), другие, напротив, считают основным достоинством ЖК-мониторов постоянную стабильность цвета. На мой вкус, качественный и хорошо настроенный ЖК-монитор более предсказуем в цветопередаче, нежели монитор на электронно-лучевой трубке4, хотя и обладает меньшим цветовым охватом. Однако в полиграфии, по большому счету, монитору вообще доверять нельзя — здесь все зависит от личного опыта работы с цветом. Мне сейчас больше нравится работать на ЖК-мониторе, хотя до этого я лет пять проработал на очень хороших «трубах».
Стоит отметить, что компания Apple, которая всегда была флагманом именно в производстве высококачественной полиграфии, еще год назад полностью прекратила выпуск обычных ЭЛТ-мониторов. А для уж совсем сомневающихся скажу, что и «Компьютерра»5, и «Инфобизнес» верстаются с применением именно жидкокристалических мониторов — и все довольны! В то же время возможность оперативно что-то подправить в уже готовом макете — явный плюс ноутбука.


1  Кроме разве что более низкой цены.
2  Я не буду здесь рассматривать варианты с «ночным анлимитом», предлагаемые практически всеми провайдерами. Все-таки для ночей есть множество куда более интересных занятий, нежели попытки дозвониться до провайдера, к тому же, если вы занимаетесь web-дизайном профессионально, вы должны иметь возможность выйти на связь в любое время суток, «не думая о копейках свысока».
3  Под «хорошим» я подразумеваю такого провайдера, до которого не нужно три часа дозваниваться, а через пятнадцать минут коннекта, матерясь, начинать все заново из-за обрыва связи.
4  За исключением профессиональных мониторов, калибруемых по нескольку раз на дню.
5  Верстка спецвыпуска, как издания малобюджетного, осуществляется на мониторе «мутный рыбий глаз», ЭЛТ 21` 1280x1024, 75 Гц 10-ти летней давности...


Работа со звуком

Оопс! А вот тут у ноутбуков пока, увы, никаких шансов. К сожалению, встроенные звуковые карточки обычно не способны ни на что большее, нежели проигрывание MP3 да (в ряде случаев) вывод многоканального звука на внешние декодеры — но для записи и уж тем более монтажа звука использовать их совершенно невозможно, проверено на личном опыте. Единственный вариант — подключение внешнего аудиоинтерфейса, который стоит примерно столько же, сколько и сам ноутбук (сравните с тремя-четырьмя сотнями долларов за весьма профессиональную PCI-карту). Кроме того, производители этих самых внешних модулей, как сговорившись, продолжают клепать их в стандарте USB — а это значит, что число доступных аудиоканалов ограничивается тонюсенькой пропускной способностью шины USB (на практике обычно двумя каналами). А ведь давно уже есть и USB2.0, и FireWire… Но есть у ноутбуков и неоспоримый плюс: бесшумность работы. Так что остается подождать появления недорогих внешних аудиоинтерфейсов на USB2.0 или FireWire, которые, судя по всему, уже на подходе. Пока же для музыкоделания ноутбук не годится.


Видеомонтаж

А вот тут ноутбук удобнее. Подключил камеру, слил, отредактировал, подключился к телевизору, посмотрел на то, как это будет выглядеть на телеэкране (большая разница!), отредактировал, залил обратно на камеру — и все быстро, удобно и легко. Единственное условие — вместительный и быстрый жесткий диск. Если у самого ноутбука с этим проблема, имеет смысл обзавестись внешним FireWire-диском, благо FireWire-контроллеры есть сейчас практически в любом ноутбуке. Преимуществ десктопа в этой области я, как ни искал, найти так и не сумел — разве что более низкая цена…


Что же выбрать?

Итак, если вы решили приобрести себе именно ноутбук и именно для творчества, то я бы рекомендовал обратить пристальное внимание на продукцию Toshiba. Почему? Причин много, но главная в том, что по-настоящему мультимедийные ноутбуки, на которых можно действительно выполнять творческую работу, на мой взгляд, производят только три компании: Apple, Sony и Toshiba6, остальные же компании специализируются на ноутбуках для офисного или бытового использования. Про Apple мы уже говорили во врезке, Sony же, несмотря на оригинальность решений и качество производства, использует слишком много довольно спорных внутренних стандартов, вроде печально известного MemoryStick, пытаясь абсолютно «привязать» пользователя исключительно к продукции собственного производства, — довольно, кстати, недешевой. Кроме того, официально ноутбуки Sony в Россию не поставлялись и не поставляются, то бишь все продающиеся у нас модели этой марки — «серые». А значит, их ремонт и техподдержка обойдутся вам в ой какую копеечку…
Toshiba же, во-первых, дает международную гарантию и сервисную поддержку, а это означает, что купленный вами в любой точке мира ноутбук без малейших возражений отремонтируют и приведут в чувство в любой другой точке мира абсолютно бесплатно в течение всего гарантийного срока7. Во-вторых, Toshiba является признанным мировым лидером в производстве ноутбуков (судя хотя бы по объемам продаж) и действительно хорошо умеет это делать. В-третьих, у Toshiba превосходные дисплеи. В-четвертых, Toshiba снабжает свои ноутбуки быстрыми (5400 rpm) жесткими дисками, хорошими видеокартами, замечательным коммуникационным оборудованием и так далее. Правда, есть и минус: ноуты от Toshiba дороже похожих конфигураций от других производителей, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это обусловлено более высоким качеством комплектующих и их взаимосогласованностью.
Что касается ноутбуков ASUS — пожалуй, их можно назвать «открытием 2002 года». Во многих наших тестах, проведенных в «Компьютерре» и «Домашнем компьютере», именно ноутбуки этой марки завоевали почетные награды «выбор редакции». К их достоинствам можно отнести прекрасный дизайн, довольно неплохой (правда, чуть попроще, чем у Toshiba) подбор комплектующих, долгую работу от штатных батарей (здесь Toshiba остается позади), а главное — еще и двухгодичную гарантию при более чем умеренной цене. Но без ложки дегтя, увы, не обошлось. К сожалению, дисплеи всех продающихся у нас в настоящее время моделей, включая великолепный L3, не поддерживают режима отображения TrueColor — в них используется не восемь, а шесть бит на цвет, что позволяет отображать 262 тысячи цветов вместо 16,7 миллионов. Совершенно ясно, что для профессиональной работы с графикой использовать подобные мониторы нельзя.
Именно это обстоятельство вынудило меня отказаться от первоначально запланированной покупки ASUS L3. Но совсем списывать ASUS со счетов не стоит — на их официальном сайте www.asus.com уже анонсирован новый модельный ряд Asus L4000, в котором наконец-то появилась поддержка TrueColor при весьма впечатляющем разрешении 1400х1050 пятнадцатидюймовой матрицы. Цена на эту модель пока неизвестна — мне не удалось найти никакой информации не только на русском сайте www.asusnb.ru, но и на остальных сайтах ASUS по миру — но, зная агрессивную ценовую политику компании, можно предположить, что она будет весьма привлекательной.
Я не стану советовать какие-либо конкретные модели8 — спецификации ноутбуков меняются почти каждый месяц, и к моменту выхода статьи наверняка появятся новые модификации, — просто рекомендую сесть и очень хорошо продумать, какие именно компоненты в ноутбуке вам необходимы, а какие — нет, и обязательно заложить некий «запас неиспользуемых, но желаемых возможностей», потому как после покупки проапгрейдить ноутбук будет весьма непросто и недешево.
А тем, кто все же остановит свой выбор на десктопе, могу лишь посоветовать прочитать мою прошлогоднюю статью из первого выпуска «Идеального компьютера» по адресу www.computerra.ru/special/2002/1/16984, согласно закону Мура умножить указанные там тактовые частоты, объемы памяти и жесткого диска вдвое, а потом зайти на www.ferra.ru и посмотреть результаты самых последних тестов производительности жестких дисков и видеоадаптеров — и за отвертку!

От яблони недалеко падают?

Люди, хорошо знакомые с моими статьями в «Компьютерре», наверняка удивятся тому, что я купил не «Макинтош», а кое-кто, думаю, даже погрозит укоризненно пальцем: «Вот, всем расписывал, какие "Маки" замечательные, а сам…»
Да, покупка писишного ноутбука — действительно довольно неожиданное решение, особенно учитывая мой стаж макового евангелиста, поэтому я и хочу расставить все точки над «ё». Я действительно люблю «Макинтоши». Я одинаково хорошо разбираюсь в «Маках» и PC и без проблем работаю на тех и других, потому как за последние годы в моем парке машин мирно уживались и «Маки», и PC (хотя последних было больше). Но на момент выбора — впрочем, пожалуй, как и на текущий момент, — складывалась весьма своеобразная ситуация: на писишном рынке следовал прорыв за прорывом, а Apple испытывала и продолжает испытывать серьезные проблемы со своим ключевым поставщиком — «Моторолой», которая никак не может справиться с увеличением тактовой частоты процессора PowerPC G4. Пока разница частот между G4 и Pentium IV или Athlon не превышала полуторакратной, G4 за счет лучшей архитектуры «делал» писишные процессоры одной левой. Но сейчас, когда тактовая частота Pentium IV почти в три раза превышает оную у G4, возникает даже просто психологический дискомфорт!
Нет, компьютеры от Apple по-прежнему обладают высочайшей производительностью в обработке мультимедийных данных, но из-за проблем с поставками высокоскоростных процессоров Apple приходится идти на разнообразнейшие технологические и маркетинговые изыски — от создания двухпроцессорных моделей, что резко повышает цену по сравнению с теми же Pentium IV, до «напичкивания» новейших моделей всеми технологическими инновациями, которые только возможны, дабы как-то «подсластить пилюлю» низкой тактовой частоты процессора — увы, это тоже сказывается на цене не лучшим образом. И если бы я купил тогда сопоставимый с моей «Тошибой» PowerBook от Apple, моей семье пришлось бы поголодать на несколько месяцев дольше, а вот был бы я так доволен — не знаю, не знаю… Впрочем, судите сами. В приведенной таблице я сопоставил характеристики своей Toshiba Satellite s701, одной из старших на текущий момент моделей ноутбука от Toshiba — Satellite s703 и самой последней и навороченной модели PowerBook G4, представленной на выставке MacWorld Expo 2003.
Сами видите, что выигрывает новый G4 лишь в области коммуникаций да в дизайне корпуса, а большая диагональ монитора с лихвой компенсируется куда меньшим разрешением. Цена же его, мягко скажем, высоковата — за такую сумму и в такой конфигурации он должен был продаваться как минимум год назад.
Вообще, обидно наблюдать за той «технологической ямой», в которую попала Apple в последние полгода, излишне доверившись Motorola в ее обещаниях «вот-вот разогнать G4 до небес». В результате на последнем MacWorld Expo 2003, прошедшем в январе этого года в Сан-Франциско, самая старшая десктопная модель от Apple была оснащена двумя процессорами G4 с тактовой частотой… 1,25 ГГц! При этом ее цена в Америке составила 3299 долларов, которые в Москве плавно превратились в четыре с приличным хвостиком «тонны» при условии поставки под заказ(!), что в два с половиной раза выше цены на PC с Pentium IV 3ГГц «со склада» при соответствии остальной конфигурации.
Еще один малоприятный фактор — с сайта Apple исчезли какие-либо данные о сравнении производительности новейших G4 с аналогичными по конфигурации системами на базе старших моделей процессоров Pentium IV, которыми раньше Apple так гордилась, — еще бы, в этих тестах G4 «поджаривали» PC за милую душу! Теперь же производительность сравнивается с… обычным PowerMac G4 с тактовой частотой 500 МГц, что наводит на весьма грустные размышления.
В общем, печально все это, печально. Поэтому, как бы я ни любил Apple, я не настолько непрагматичен, чтобы покупать его сейчас. Уже с полгода активно муссируются слухи, что Apple, устав от моторолерных обещаний, вовсю крутит любовь с AMD, плодом которой должен стать «Макинтош» на платформе х86, — с куда более высокими тактовыми частотами и куда более низкой ценой. Кроме того, выход подобных моделей будет означать портирование MacOS X на архитектуру процессоров х86 (в принципе, ядро этой системы — Darwin — портировано уже давно). Хотя Apple наверняка предпримет меры для того, чтобы новая версия MacOS X вставала лишь на «родные» х86 Macintosh от Apple, мир хакеров талантами не беден, и, очевидно, вскоре после выхода «родной» OS X для x86 появятся и «подправленные» версии, встающие на любую машину. Вот тут-то мы, художнички, наконец-то получим альтернативу единственной операционной системе9 — ну вы поняли, о чем я… В общем, ждем, надеемся, верим, любим. Но работаем на PC.


6  Сейчас их семимильными шагами догоняет ASUS, но о нем — чуть ниже.
7  По крайней мере, так обещают.
8  Дам лишь небольшой комментарий по поводу изрядно запутанного модельного ряда от Toshiba: все ноутбуки, в названии модели которых присутствует буква s, например, 5105-s701 — «американцы», если же в модели только цифры — это «европейцы» или «россияне», то бишь официально адаптированные для России модели. Из-за этого возможна серьезная путаница: к примеру, s701 и 701 — две совершенно разных модели. «Американцы» обычно подешевле, «европейцы» — понавороченней.
9  Хотя, если честно, Windows XP сейчас работает ничуть не хуже MacOS X.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.