Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Движки для двигателя торговли

Архив
автор : Олег Бунин   26.02.2003

Любому сайту, если он создается для продажи рекламы на своих страницах (или — в том числе для продажи рекламы), рано или поздно приходится автоматизировать процесс размещения баннеров.

 Любому сайту, если он создается для продажи рекламы на своих страницах (или — в том числе для продажи рекламы), рано или поздно приходится автоматизировать процесс размещения баннеров. Суть баннерной системы в том, что вы один раз размещаете на странице код вызова специального баннерного скрипта, а все дальнейшие изменения производите через веб-интерфейс. Теперь, если браузер пользователя запросит страницу, то скрипт запишет информацию о вызове, подсчитает статистику, выберет баннер, наилучший для данных условий, страницы и пользователя, и выдаст его браузеру (либо сам, либо с помощью редиректа). При этом скрипт (в зависимости от функциональности) проследит и за соблюдением условий таргетинга, и за тем, чтобы одинаковые баннеры не показывались подряд одному и тому же пользователю, и за многими другими вещами.

Требования к баннерным движкам
Конечно, реальные механизмы ротации баннеров значительно сложнее. В первую очередь, это связано с теми требованиями, которые предъявляются к подобным программам. Самое важное требование — высокая производительность. Если баннерная сеть показывает один миллион баннеров в сутки, это вовсе не значит, что, поделив миллион на число секунд в двадцати четырех часах, мы получим число показов в секунду. Разница между нагрузкой на скрипт в часы пик и в мертвое время может доходить до пятисот процентов. Вот и получается, что движок, гарантирующий показ миллиона баннеров в сутки, должен быть способен обработать до пятидесяти запросов в секунду.
Какими еще параметрами, кроме производительности, характеризуется любой баннерный скрипт? Один из самых важных — количество критериев, по которым определяется лучший для показа баннер. Можно выделить следующие методы таргетинга:

  •  по сайту/странице — возможность указать, на каких страницах или группе страниц показывать этот баннер;

  •  по браузерам, операционным системам и другим техническим характеристикам посетителя;

  •  по географии — показывать баннер посетителям только из определенных географических регионов;

  •  по времени — включение режима показа баннеров (например, только вечером или утром);

  •  по пользователю — исходя из интересов пользователя. Это очень сложный вид таргетинга1; он предполагает наблюдение за действиями пользователя и составление карты его интересов (психологический портрет).
    Кроме того, баннерные движки могут ограничивать показ баннеров по частоте каждому определенному пользователю. Естественно, кроме всех фокусировок доступны и простые количественные ограничения на показ баннера или серии баннеров.

Функциональность баннерной системы
Описание всех возможностей баннерной системы2 потребует отдельной статьи. Здесь я только перечислю стандартные сервисы, которые обычно предоставляют своему владельцу подобные программные продукты.

  •  Создание, модерирование, управление аккаунтами. Аккаунт — это вход в баннерную сеть, обеспечивающий доступ к определенному набору функций в зависимости от типа аккаунта (коммерческий, обменный, административный и т. д.).

  •  Создание, модерирование, управление профилями баннеров. Профиль баннеров — это набор баннеров, объединенных по определенному признаку и обладающих общими фокусировками (настройками таргетинга).

  •  Создание, модерирование, управление профилями страниц. Для больших сайтов система показа баннеров предоставляет возможность объединить страницы с некоторыми общими параметрами (например, для того, чтобы в музыкальном разделе показывались баннеры на тему музыки, а на страницах автомобильного раздела — автомобильные баннеры).

  •  Автоматическое построение различных видов статистики, как для владельца сети, так и для отдельных аккаунтов и для отдельных баннеров. Вариантов статистики может быть огромное количество (в ныне уже почти не существующей баннерной сети Фламинго-2, в создании которой я принимал участие, количество вариантов статистики было более 300). Джентльменский набор статистики состоит из числа показов/кликов/CTR по каждому баннеру, профилю, аккаунту, странице, сайту и в целом по сети. Обычно она доступна за сегодняшний и вчерашний день, а также за месяц.

  •  Защита от накруток. Это настоящий бич первых баннерных систем. Сейчас уже разработаны алгоритмы (в большинстве своем они основаны на отслеживании резких изменений в параметрах посещаемости сайта или страницы), которые позволяют автоматизировать процесс поиска накрутчиков.

  •  Поддержка любых графических и текстовых форматов баннеров. Поддержка баннеров на flash, html и т. д.

  •  Денежная статистика. Автоматизация выкупа баннеров или кликов администрацией сети у владельцев аккаунтов.

  •  Конечно, поддержка большинства из вышеперечисленных видов таргетинга.

  •  Интерфейс модератора. Администратор системы может модерировать любые изменения в аккаунтах или баннерах, перед тем как они вступят в силу. Имеет смысл в открытых сетях или в сетях с очень строгими сайтами-участниками.

  •  Дополнительные возможности — такие как удаленное управление аккаунтами и баннерами, автоматизированное управление, экспорт статистики в Microsoft Excel и пр. — не являются обязательными, но здорово облегчают жизнь.

 

Обзор рынка
Большинство известных новостных сайтов и порталов имеют локальную систему показа рекламы. Можно, конечно, разработать подобный продукт своими силами. Но, как показывает практика, это очень долгий и трудоемкий процесс.
Существует два принципиально разных способа получить в свое распоряжение баннерную крутилку. Можно купить полноценный продукт или арендовать уже имеющуюся систему, работающую на своих мощностях. Сначала рассмотрим первый вариант.
Я выделю два продукта, которые вы можете установить на сайт. Первый (по праву лидирующий на рынке) — программный комплекс студии Артемия Лебедева Rotabanner (www.rotabanner.com). На движке Rotabanner работает уже несколько десятков глобальных и локальных баннерных сетей. Баннерная система существует в двух вариантах: Rotabanner (для сетей) и Rotabanner Local (для сайтов). Это один из самых мощных и завершенных продуктов, что подтверждает статистика его использования: более 60 миллионов показов суммарно по всем сетям на движке Rotabanner в будний день. Однако это одновременно и самый дорогой российский баннерный движок (от 5 000 до 15 000 долларов в зависимости от конфигурации).
Другой, чуть менее популярный, но тоже распространенный движок, — TBE4.0 (www.native.ru/products/tbe). Он ориентирован на совершенно другой рынок. В принципе, его можно поставить даже на простом хостинге, не арендуя отдельную машину, заплатив при этом всего сто долларов за комплект. Но чудес не бывает: если Rotabanner написан на С, то TBE — на интерпретируемом языке PHP (Rotabanner — отдельный сервер, а TBE работает на основе Apache+ mod_php). Большой проект на базе TBE построить невозможно в принципе, что и подтверждает список клиентов обоих продуктов.
При аренде никаких скриптов устанавливать не надо — только внести в шаблоны страниц определенный код. Оплачивается при этом либо факт использования, либо трафик (количество показов, которые откручиваются в вашей виртуальной сетке). Все техническое сопровождение баннерной сети берет на себя арендодатель.
Подобные услуги предоставляют система «БаннерБанк« (больше сотни виртуальных баннерных сетей — www.bb.ru), AdRiver Publisher — технология от создателей баннерной сети РЛЕ (www.adriver.ru) и система управления Интернет-рекламой Крутилка.Ру (www.krutilka.ru).
Эти системы примерно одинаковы по функциональности, возможностям таргетинга и производительности. Бо,льшая часть различий заключена в интерфейсе систем и правилах оплаты. В частности, Крутилка.Ру предоставляет свои мощности в аренду по цене от 4 до 7 центов за тысячу показов (в зависимости от количества баннеропоказов в месяц), а AdRiver — от 5 до 10.
Все вышеупомянутые продукты — довольно «тяжелые» программные системы. Если ваши потребности не идут так далеко, можно поискать бесплатный скрипт. В специализированных коллекциях (www.ultranet.ee/ scripts, webscript.ru и т. д.) таких программ много: от простого скрипта, ротирующего баннеры в случайном порядке, до небольших баннерных систем. Конечно, не стоит ожидать от бесплатного ПО функциональности сравнимой с функциональностью больших систем. Обычно эти скрипты очень неудобны в управлении (вплоть до ручной настройки параметров в таблице базы данных), лишены каких-либо возможностей таргетинга и подробной статистики. Но для небольших персональных сайтов это порой и не требуется,.
Советую обратить внимание также на систему phpAdsNew (phpadsnew.com/one). Довольно мощная и удобная бесплатная система, обладающая даже возможностью гео-таргетинга.


1 И, как учит нас скандал с DoubleClick, не очень законный. — Прим. ред.
2 Здесь и далее под терминами «баннерная система», «баннерная сеть», «баннерный движок» подразумевается одно и то же.

Владельцу электронной библиотеки Lib.ru Максиму Мошкову приписывается очень правильная фраза: «Не вешайте баннеров, если вам за них не платят». Учитывая невысокую, мягко говоря, эффективность баннерной рекламы в общем случае, гораздо лучшей рекламной политикой для вашего ресурса может оказаться не обмен баннеров, а их полное отсутствие на странице. И посетителям приятно, и вы мало что теряете. Впрочем, об уместности баннеров и повышении эффективности их использования читайте в одном из следующих выпусков рубрики «Как это сделать».



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.