Наобум лазером
АрхивСовременные технологииВ последние года США достигли особенного успеха в разработке лазерного оружия, позволяющего без проблем уничтожать ракеты и авиатехнику противника
Соединенные штаты находятся на заключительной стадии проекта по созданию сверхмощных лазерных установок, способных поражать баллистические ракеты и самолёты противника в движении. Уникальность программы заключается в том, что создаваемые лазеры будут не наземными, а устанавливаться на специально адаптированные авиалайнеры Боинг-747 и смогут поражать цели, удалённые на сотни километров. Работы над проектом ведутся совместно консорциумом Боинг, компанией-разработчиком оборонных систем Northrop Grumman Space Technology (ранее TRW) и авиафирмой Lockheed Martin.
Создаваемая лазерная система, получившая название ABL – Airborne Laser, должна сыграть ключевую роль в общей схеме американской национальной системы противовоздушной защиты, обезопасив страну от атак с воздуха с применением баллистических ракет, а также должна дать в руки ВВС США мощнейшее оружие для действий на вражеской территории. Система ориентирована в первую очередь на поражение баллистических ракет на ранних стадиях полёта, до того, как боеголовка отсоединяется от несущей ступени. Таким образом, остатки носителя и сама боеголовка будут падать недалеко от точки запуска на самой вражеской территории. Благодаря этому, с точки зрения США, ABL станет значительным препятствием на пути применения оружия массового уничтожения. Благодаря мобильности, которой будут обладать эскадрильи Боингов, оснащённых ABL, последние будут способны прибыть в любую горячую точку земного шара в течение 24 часов.
Правда, "эскадрильи" – несколько громковато для тех считанных самолётов, которые планируется выпустить до 2009 года. Согласно проекту, в ближайшие шесть лет их будет создано всего семь в рамках проекта общей стоимостью в 1,6 миллиарда долларов, однако даже такое их количество уже должно дать в руки военных значительную боевую мощь. Всего на протяжении ближайших 20 лет на проект планируется выделить около 11 миллиардов долларов.
Технология
Итак, как уже было сказано, основой конструкции нового оружия будет переоборудованный авиалайнер Боинг-747. Один такой – первый из серии, получивший название YAL-1A - уже стоит в небольшом ангаре города Вичита (Wichita) в Канзасе и активно "перебирается" целым отрядом инженеров и конструкторов. Одним из первых, что бросается в глаза при рассмотрении самолёта, является необычная конструкция его носа. Спешу объяснить: это подвижная система зеркал и иной оптики, которые будут направлять и фокусировать лазерный пучок на цели. Сам лазерный луч генерируется в трюме самолёта - аппаратура для его создания имеет значительный вес и размеры - в противном случае не было бы необходимости использовать такой большой авиалайнер. Переоборудованный Боинг, правда, ещё без лазерной установки, уже прошел лётные испытания на предмет изменений его аэродинамики с новым носом – они были проведены 18 июля прошлого года. Ранее также была удачно испытана сама лазерная установка. По словам представителя компании Northrop Grumman Space Technology, которая занимается разработкой лазера, в ходе испытаний, проведенных шестью месяцами ранее на испытательном полигоне возле Лос-Анджелеса, лазер показал 118 % ожидаемой мощности. Этим летом уже планируется окончательная установка оборудования в самолет, а в случае удачного хода дальнейших испытаний и разработок, первый боевой Боинг может быть готов к концу 2004 или началу 2005 года.
Принцип действия
Особенность системы управления ABL заключается в значительной автономности её действий, поскольку для поражения целей, движущихся на сверхзвуковой скорости, ручное управление является однозначно недостаточно быстрым и точным.
Шесть инфракрасных датчиков, расположенных на корпусе самолёта, будут осуществлять постоянное сканирование пространства во всех направлениях в поисках тепловых "следов", оставляемых движущимися снарядами. Кроме этого, информацию о запуске вражеских ракет система сможет получать также от специальных следящих за этим спутников. При обнаружении одного или нескольких движущихся объектов, в работу включается комплекс низкоэнергетических лазеров, которые будут следить за передвижением ракет и служить для измерения параметров движения, в частности, скорости и оставшегося до них расстояния. Далее компьютер производит выбор потенциально наиболее опасного объекта и фокусирует на нём так называемый сигнальный лазер, который, как и основной, испускается через носовую оптическую систему. Только после этого в выбранную точку производится "выстрел" главной лазерной установки, пучок которой фокусируется из 1,5-метрового пятна в намного меньшее по диаметру, что вызывает взрыв окислителя или топлива ракеты уже после 2-3-секундной экспозиции. Весь описанный процесс, не смотря на многостадийность, будет происходить в течение всего нескольких секунд.
Некоторые специалисты скептичны относительно работоспособности системы в воздухе, ссылаясь на то, что туманность, воздушные завихрения и иные атмосферные явления вряд ли смогут быть компенсированы оптическими системами ABL и возможность поражения двигающейся цели, особенно на низких высотах, является весьма сомнительной. По мнению других, система, в принципе, работоспособна, однако её эффективность относительно объектов, двигающихся в нижних, более плотных слоях атмосферы вряд ли будет высокой. Более успешным может быть применение ABL относительно межконтинентальных ракет и низкоорбитальных спутников, находящихся в намного более разреженной атмосфере.
Кроме своей непосредственной цели, не исключено, что новая лазерная система сможет быть использована также для поражения самолётов, а также наземных объектов противника, в частности, радарных и иных установок.
ABL будет содержать запас реактивов, достаточный для совершения 20-40 выстрелов. Поражающий удар осуществляется шестью отдельными модулями, размещёнными в задней части корпуса, в которых происходит смешивание перекиси водорода и хлора, что приводит к образованию активных кислородных радикалов, после чего последние взаимодействуют с йодом. Атомы йода переходят в нестабильное возбуждённое состояние, однако вскоре возвращаются на прежний энергетический уровень, испуская фотоны с длиной волны в 1,3 микрона. Последние фокусируются длинным трубкообразным резонатором и, наконец, посылаются в носовую наводящую часть. Весь процесс измеряется в тысячных долях секунды.
Перспективы
Как уже упоминалось, до 2009 года ожидается создание флота из семи самолётов, оборудованных лазерной системой ABL. Пять из них войдут в состав системы патрулирования – так называемой Combat Air Patrol (CAP). Система ротации самолётов будет обеспечивать постоянное покрытие территории, потенциально опасной в плане ракетной атаки. В каждый конкретный момент в воздухе будут находиться два самолёта, ещё два будут готовы к выходу на позицию. Остальные будут использоваться для тренировок либо пребывать на техническом обслуживании.
По программе испытаний, сперва планируется совершить попытку поражения объектов, подвешенных на шарах либо буксируемых самолётами, после чего будут проведены попытки поражения более сложных целей.
Тем временем, американский Конгресс, удовлетворённый ходом разработок, уже выделил средства на приобретение ещё одного Боинга, который, возможно, станет одной из первых боевых машин.
Заключение
В своё время США и СССР были заняты активной разработкой спутников с лазерами, питаемыми от атомных генераторов, которые смогли бы обезопасить свою страну от атак с воздуха. Холодная война и гонка вооружений окончены, однако разработки, накоплённые за их время, никуда не исчезли. Сегодняшний день ставит перед миром новые требования, и, к сожалению, разработка новых способов уничтожения остается одним из приоритетных направлений. Современные средства ведения военных действий ещё несколько лет назад можно было встретить лишь на страницах научно-популярной литературы. Пример тому - Airborne Laser – проект летающих лазеров.