Циклы истории
АрхивАмериканская правозащитная организация Center for Public Integrity раздобыла и опубликовала в Интернете текст новейшего «антитеррористического» законопроекта Domestic Security Enhancement Act, подготовленного в январе этого года в недрах Министерства юстиции США.
Американская правозащитная организация Center for Public Integrity раздобыла и опубликовала в Интернете текст новейшего «антитеррористического» законопроекта Domestic Security Enhancement Act, подготовленного в январе этого года в недрах Министерства юстиции США.
В документе предлагается внести в федеральные законы более сотни серьезных изменений, которые призваны радикально расширить права силовых структур за счет усечения прав граждан, а также ощутимо продвинуть возможности властей в электронной слежке внутри государства и накоплении разнообразных баз данных, включая федеральные базы образцов ДНК. Среди наиболее любопытных новшеств можно упомянуть лишение подозреваемых в терроризме американского гражданства (для упрощения процедур доказательства вины, по всей видимости) и право властей на сокрытие личностей задержанных вплоть до предъявления обвинения. Наконец, указывают правозащитники, впервые в американской истории в законопроекте предпринята попытка запретить гражданам страны использовать криптографию для защиты своих коммуникаций. В терминах нового закона тюремное заключение сроком от пяти до десяти лет грозит всем, кто «осознанно и преднамеренно использует технологию шифрования для сокрытия изобличающей информации», относящейся к уже совершенному или только задуманному преступлению.
Точности ради следует напомнить, что запрет на гражданское использование криптографии в США задумывался уже давно — на рубеже 1980–90-х годов, во время правления Буша-старшего. Собственно, именно эти маневры властей и подтолкнули молодого в ту пору программиста Фила Зиммермана (на фото) на своеобразный акт гражданского протеста — создание криптопрограммы PGP и запуск ее в 1991 году во всеобщее употребление. У администрации Буша-старшего с запретом криптографии, как известно, ничего не выгорело, затем наступила эпоха Интернета, мощных компьютеров и общедоступных криптосредств практически любой стойкости. В этих условиях попытка преданного семейным традициям Буша-сына и нынешних властей США все-таки наложить запрет на «преступную технологию», повсеместно зашитую в стандартные программные средства, выглядит утопией.
По иронии судьбы одновременно с публикацией законопроекта Domestic Security Enhancement Act в Интернете появился анонс и новой криптопрограммы Фила Зиммермана, носящей название FileCrypt. Зиммерман еще в 1997 году продал PGP фирме Network Associates, полностью утратив права на свое детище, которое обрело за прошедшие годы коммерческий лоск и богатый графический интерфейс. Новый же продукт FileCrypt, что очень удивило непосвященных, вообще не имеет графического интерфейса и работает лишь с командной строкой, словно классическая PGP первых версий. Объясняется этот аскетизм очень просто: программа FileCrypt, предназначенная для использования в крупных корпорациях и банках, шифрует большие потоки данных в автоматическом режиме, когда удобные и интуитивно понятные интерфейсные окна просто не нужны.
Но это, так сказать, внутренние технические подробности. По всем же внешним признакам налицо явное завершение одного витка истории и начало нового. Хочется верить — более разумного.