АУДИТ
АрхивКомпьютерный звук уже доказал свою профпригодность на поле Hi-Fi-аудио и даже видео. Cбалансированная звуковая карта в современном мультимедийном компьютере (который по умолчанию подразумевает наличие DVD-ROM) плюс добротная активная акустика с успехом заменят не только трехсотдолларовый музыкальный центр, но и домашний театр начального уровня. Дальше — больше, они могут в ближайшем будущем не только вытеснить полюбившиеся народу музыкальные центры, но и оттяпать солидный кусок аудиофильского рынка.
Хотим мы того или нет, ситуация на рынке очень динамична. Вчерашние короли, являвшие непогрешимые образцы качества и надежности, порою так быстро сходят со сцены, что даже имена этих брэндов не успевают закрепиться в памяти. Фирмы, загадочно преуспевающие год от года, так мельтешат с выпуском в свет новых моделей, что их названия сливаются в трудно запоминаемую абракадабру. Определение лучших продуктов оставим на долю регулярных сравнительных тестов. Сами же углубимся в логические размышления, чтобы быть во всеоружии для прочтения материалов о профессионально честном, не очень честном или откровенно пустом тестировании компьютерных аудиосистем.
Подборка материалов темы этого номера, изначально претендовавшая на относительную полноту, подвергалась неоднократному сокращению, чтобы уложиться в отведенный объем и не утомлять читателя. Плевелами были признаны некоторые прописные истины (например, что выбирать на рынке игровых звуковых карт), а также, наоборот, сугубо специфические темы (такие как сочинение на компьютере музыки и особенности измерения АЧХ). Зернами на данный момент мы сочли очевидные черты современного компьютерного звука: новые разрешающие способности цифро-аналогового преобразования, воспроизведение DVD-Audio, многоканальные форматы. Продвижение этих технологий щедро сдобрено рекламной шумихой, за которой не просто разглядеть реальный выигрыш.
Благодаря неугомонной Creative с лета прошлого года проигрывание DVD-Audio возможно на компьютере. Этот стандарт запрягает так же рассудительно, как и DVD-Video, но несмотря на споры о его перспективах позволяет заглянуть в завтрашний день меломании. А там — не приходится сомневаться — формула 24 бита/96–192 кГц, как формат диска ни назови. Еще несколько функциональных перестроений — и продвинутые по звучанию саунд-карты придут к единой схеме: обработка аналогового сигнала навсегда уйдет из кишащего помехами корпуса компьютера.
К встраиваемым в материнские платы аудиорешениям принято относиться с опаской, но на поверку в этой области нет и тени застоя: сами стандарты весьма прогрессивны, реализации оттачиваются со скоростью смены системных чипсетов.
Особое внимание мы уделили редко поднимаемой теме адекватного прослушивания стереофонического и многоканального аудиоконтента в условиях компьютерного рабочего места. В материале «Голова — два уха» подчеркнута не последняя роль старого доброго стереоэффекта, который производители/потребители спешат задвинуть на задворки прогресса, так и не реализовав/услышав хоть раз во всей красе. А многоканальные форматы окружающего (позиционируемого) звука отнюдь не панацея, в неподготовленных помещениях с ними проблем не меньше.
Название темы, к сожалению, не означает, что Андрей Волов, чьему перу принадлежат два главных материала и врезки (врезка по кодекам для системных плат подготовлена совместно с Максимом Курмазом), читает лекции по компьютерному звуку, хотя, без сомнения, мог бы. Тем не менее, напомню, что он один из создателей универсального пакета Uni-Scope (DirectX-графика и цифровая обработка перехватываемого сигнала в реальном времени посредством плагинов), возглавляет тестирование звукового железа в лаборатории Ferra.ru, «собаку съев» на звуке, и не только компьютерном. Ну а что касается чокнутости, — по-моему, у нас каждый считает себя аудиофилом. Хлебом не корми — дай столкнуть винил с сидюком, сравнить две звуковухи каким-нибудь отпадным аналайзером и попенять на недостаточную бескислородность меди в проводах. Разве это не помешательство?