Дорога домой
АрхивНадежность космической техники все еще оставляет желать лучшего — и гибель в первый день февраля американского космического челнока Columbia в очередной раз подтвердила это.
Надежность космической техники все еще оставляет желать лучшего — и гибель в первый день февраля американского космического челнока Columbia в очередной раз подтвердила это.
«Колумбия», сгоревшая при входе в атмосферу вместе с семью членами экипажа, возвращалась с шестнадцатидневной орбитальной миссии. Челнок выполнял частично засекреченную программу, большую часть которой составило военное ведомство. Для «Колумбии» это был уже 28-й по счету полет, начиная с 1981 года, когда корабль построили — она была самым старым шаттлом из всего космического флота NASA. Теперь, без погибших Challenger и Columbia, в нем осталось только три челнока. И все они останутся на земле до тех пор, пока не будут выяснены причины трагедии.
Как удалось разузнать дотошным журналистам из «New York Times», почти за год до катастрофы NASA распустило экспертный совет по безопасности, члены которого давно били в колокола, утверждая, что если срочно не увеличить бюджет Агентства, полеты на шаттлах будут просто опасны (недостаток средств вынуждал игнорировать работы по модернизации челноков). Руководство NASA, впрочем, заверяет, что совет был распущен по причинам, никак не связанным с его рекомендациями. Подозрения в пренебрежении вопросами безопасности косвенно подтвердил президент США, через день после трагедии предложивший увеличить бюджет Агентства на 2004 год сразу на полмиллиарда долларов.
Расследование катастрофы ведут одновременно ВВС, ВМС США и NASA. Поскольку «черный ящик» на борту шаттлов не предусмотрен, события восстанавливаются по данным телеметрии, записанным центром управления полетами, а также информации, собранной военными, государственными и коммерческими спутниками связи (в ход идут даже метеорологические спутники, с помощью которых изучают облако мелких обломков, оставшееся в атмосфере после разрушения челнока). По предварительной версии, причиной гибели «Колумбии» стало повреждение термоизоляции левого крыла, полученное еще при старте с земли. Установить причину точнее исследователи надеются после изучения остатков корабля и сбора показаний очевидцев. NASA пытается привлечь к расследованию как можно больше свидетелей и очень рассчитывает на любительские фото- и киносъемки: на сайте организации создан специальный раздел, где все, кто располагает запечатлевшими трагедию фото- или видеоматериалами, могут разместить свои файлы.
Как всегда после крупных происшествий, не обошлось без мародерства. Собранные вопреки предупреждениям обломки шаттла были немедленно выставлены на продажу на аукционах eBay. Предложения, появившиеся здесь уже через час после трагедии, варьировались в цене от десяти до десяти тысяч долларов. Следует отдать должное руководству компании, которое решительно прекратило все подобные аукционы.