Дополнительные имена
АрхивТема этого номера связана с СПО, свободным программным обеспечением и его использованием в правительственных и государственных учреждениях (включая школы и поликлиники) — короче, в «публичном секторе». Однако идеи СПО уже давно пробивают себе дорогу в далеких от программирования сферах жизни.
Тема этого номера связана с СПО, свободным программным обеспечением и его использованием в правительственных и государственных учреждениях (включая школы и поликлиники) — короче, в «публичном секторе». Однако идеи СПО уже давно пробивают себе дорогу в далеких от программирования сферах жизни.
Упоминание о свободном софте немедленно вызывает в памяти цепочку ассоциаций «Линукс — Торвальдс». Но до тех пор, пока СПО не фигурировало на действительно массовом рынке, первой ассоциацией с этим понятием была пара «ГНУ — Столлмен». Однако существовала эта ассоциация только в сознании разработчиков ПО, а не пользователей. Соотношение размеров этих двух групп очевидно, и оно связано не только с родом занятий. Немногие склонны вникать в принципиальные вопросы вообще, а значит, и в вопросы организации свободной разработки ПО и ее встраивания в структуру существующих «производственных отношений» в частности: уж в этих-то отношениях людей гораздо чаще интересует не процесс, а результат.
Попытки создать аналог лицензии GPL, применимой к «контенту» другой природы (литературе, музыке), становятся все настойчивее. Сравнительно недавно в «КТ» были опубликованы два материала Максима Отставнова, где (хоть и в сильно критическом контексте) прозвучало имя человека — Лоренс Лессиг (Lawrence Lessig) и название созданной им организации (Creative Commons), которые в последнее время все чаще ассоциируются в подсознании цифровых масс с этим кругом проблем1. Свою миссию Creative Commons (что можно перевести как «Творческая общность») формулирует так: расширить цифровыми средствами public domain («общественное достояние»), дав создателям контента легальную возможность распространять свое произведение бесплатно, не теряя при этом авторских прав (www.creativecommons.org/learn). Для этой цели были разработаны специальные лицензии и программные средства, позволяющие «приклеить» соответствующий ярлычок к цифровому контенту. Председатель Creative Commons стэнфордский профессор права Лессиг постепенно, при активной поддержке ряда чутких и влиятельных изданий, приобретает черты культовой фигуры. Обширная статья о нем в октябрьском номере «Wired», прочитанном мною от корки до корки во время долгого перелета из США в Москву, с доброй иронией названа «Великий освободитель» («The Great Liberator»). Широкую известность Лессиг получил после того, как по заказу известного теперь всему миру судьи Джексона готовил материалы по техническим вопросам для «дела Microsoft» (получая за это 250 долларов в час, что, конечно, совсем немного для человека его уровня, — пишет в «Wired» Стивен Леви [Steven Levy], сладострастно уточняя, что Лессиг проработал 278 часов, причем однажды — 11 часов подряд).
Любопытно взглянуть на один из проектов, курируемых Creative Commons. Речь идет о системе открытых учебных курсов, которая разрабатывается в Университете Райс (Rice University). Инициатор и глава этого проекта Ричард Баранюк (Richard Baraniuk), довольно известный специалист по анализу сигналов, однажды вдруг осознал, что плохо учит студентов — они не видят связи между разрозненными областями знания. Тогда он и решил создать курс, который бы «собирался» из маленьких модулей, написанных лучшими специалистами мира по разным наукам. Собирать модули по различным признакам (релевантность той или иной теме, использование тех или иных подходов и т. п.) смогут, по замыслу, как студенты, так и преподаватели. Для этого разрабатывается специальный софт (разумеется, открытый). Университет поддержал идею, была создана группа для реализации проекта Connexions (cnx.rice.edu), которая тут же столкнулась с проблемой — где взять необходимое количество первоклассного научного текста? Проблема не решалась до тех пор, пока Баранюк не подключил к делу Creative Commons (так пишет Эшли Крэддок в полной энтузиазма статье на сайте этой организации). Разработанные там лицензии убедили авторов, что их права не пострадают, если они предоставят свои тексты для свободного доступа. Дело пошло, однако пока подготовлено только около тысячи учебных модулей, что, по словам Баранюка, катастрофически мало, особенно в свете того, как формулируется концептуальная задача Connexions: учить студентов думать «по-другому» и совершить в этом направлении прорыв, сравнимый чуть ли не с изобретением письменности.
Тенденция к открытости в образовании становится все заметнее и диктуется практическими потребностями. Ведущие американские университеты (в том числе MIT и Berkeley) активно обсуждают подобные совместные проекты, а группа Баранюка только что получила миллионный грант Hewlett Foundation на разработку подходящей бизнес-модели. Честно говоря, явственно слышимое шуршание big bucks вокруг этих благородных начинаний вселяет смутные сомнения… но не будем забегать вперед. Помня об упомянутых выше именах и названиях, легче ориентироваться в необъятном мире идей.