Умри, а мы посмотрим
АрхивКомментарий дняНичем закончилась попытка возбудить уголовное дело против нескольких обитателей Интернет-чата, доведших своего виртуального друга до смерти от передозировки наркотиков. Не пора ли приравнять наблюдение за самоубийством человека через веб-камеру к соучастию в убийстве?
Сеть - лишь тысячи километров проводов, оптоволокна и радиоканалов. Но, сталкивая миллионы умов, она рождает целые новые категории вопросов, проблем и феноменов. Одна из них - вопросы этики. Нет, речь не о вежливости общения в конференциях. Речь - об этической стороне такого общения, могущего привести к самым печальным и разрушительным последствиям. На днях в сетевую прессу попала потрясающая своей жестокостью и каким-то утончённым цинизмом история смерти молодого человека, которую хотелось бы сегодня с вами обсудить.
Главный герой этой истории - 21-летний американец Брэндон Ведас (Brandon Vedas), в свои два десятка успевший получить специальность ремонтника компьютеров и наркотическую зависимость. Природная страсть к экспериментаторству и некоторая ограниченность в средствах столкнули Брэндона с такими же как он наркоманами в одной из сетевых конференций, где обычной темой для обсуждений были вопросы качественной симуляции симптомов тех или иных заболеваний - с целью получения у врачей рецептов на медпрепараты, обладающие наркотическими свойствами. Примерно так всё начиналось и в злополучный вечер 12-го января, когда Ведас, расположившись за своим домашним компьютером, общался с друзьями. По всей видимости, уже тогда он был в одурманенном состоянии, так что пришедшая ему в голову забавная идея была немедленно претворена в жизнь: Брэндон извлёк на стол все свои запасы - среди которых были и лекарства, и марихуана, и просто ром - после чего разделся, включил и направил на себя веб-камеру и предложил своим виртуальным собеседникам поучаствовать в процессе приёма им очередной дозы. Находившиеся в это время в чате несколько человек с радостью отозвались - и начался смертельный марафон, длившийся вплоть до раннего утра. Друзья командовали, что и в каких количествах нужно принять, Ведас пил и комментировал свои ощущения. К пяти часам утра он произнёс последнюю разборчивую фразу, после чего отключился. К обеду, зашедшая в комнату мать, обнаружила уже остывшее тело.
Надо сказать, что вскоре после того, как Ведас перестал подавать признаки жизни, его виртуальные "коллеги" переполошились. Однако, обменявшись встревоженными репликами относительно возможного обвинения их в убийстве, они спокойно разошлись. Кто-то, впрочем, якобы, пытался позвонить в службу спасения, но на самом деле звонка не было - иначе умирающего от передозировки наркомана, возможно, удалось бы спасти. Дальше в истории наступает недельный перерыв, после чего в доме самоубийцы появляется его брат - догадавшийся изучить содержимое жёсткого диска компьютера.
Именно там, на винчестере, Рич Ведас и обнаружил подробное, поминутное описание того, как развивалась трагедия - со всеми подбадривающими репликами и советами виртуальных друзей. В самоубийстве Брэндона явно сыграла значительную роль посторонняя помощь - так что, посчитав, доказательства достаточными, Рич обратился в полицию, требуя начать расследование. И ему… отказали. Официальная причина, озвученная службой охраны правопорядка, сводилась к тому, что следов насилия на теле Брэндона не обнаружено, а значит, скорее всего, он действовал по собственной воле, принимая смертельную дозу.
Во всей этой истории есть один замечательный момент: ничего бы не случилось, если бы не было Сети. Ни телефон, ни личная встреча Брэндона с друзьями не привели бы к смертельному исходу. Наблюдая же за происходящим на экранах мониторов, собеседники, подстрекавшие его, не чувствовали собственной причастности к происходящему - для них это всё было всего лишь очередной компьютерной забавой. И самое страшное, что такая "непричастность" плодит всё новые и новые смерти - иначе, чем ещё можно объяснить, к примеру, существование онлайновых ресурсов, содержащих пособия для потенциальных самоубийц (взгляните на сайт сетевого сообщества ASH)? Не пора ли начать наказывать за пассивное виртуальное соучастие в самоубийствах? Не стоит ли наказывать за создание веб-ресурсов, подстрекающих к самоубийствам? Что вообще рождает такие ресурсы - нездоровый интерес, желание нажиться или позабавиться? Поделитесь своими идеями и мнениями - примите участие в дискуссии!