Две вещи несовместные
АрхивЧеловек и ОбществоКак в идеале должны взаимодействовать наука и религия?
За последние два – два с половиной века наука настолько убедительно продемонстрировала человечеству свою эффективность, что стала своего рода религией. В положения науки – даже полностью не доказанные, уже давно принято веровать. Вполне интеллигентные люди совершенно убеждены в том, что Большой взрыв «действительно был», то же можно сказать о теории эволюции и общей теории относительности. Все эти построения стали частью современной научной парадигмы, и в ее рамках выглядят вполне правдоподобно. Но нельзя забывать – и ученые никогда не отрицают этого – что эти теории до сих пор не считаются полностью доказанными. Любое более или менее творческое отношение к науке должно заставить даже студента подвергать сомнению (я не имею в виду - отрицать) все, о чем ему читают лекции в вузе.
Но наука стала предметом веры – и раз так, появился и, так сказать, «научный атеизм» – его принято называть «антисайентизмом». Мировоззрение это, надо сказать, сейчас весьма распространено, и, по-моему, опасно. Сторонники «антисайентизма» – люди со средним либо высшим гуманитарным образованием – вообще отрицают роль и действенность науки и технологий в развитии и процветании общества. Некоторые из них решительно не желают использовать последние достижения науки – например, борются с распространением трансгенных продуктов, призывают нас не принимать лекарства. Самые активные зовут всех вернуться к природе, в леса… Что там делать? Ну как же - жить простой и насыщенной приключениями жизнью Робинзона Крузо. Я думаю, реально больше двух недель в году такая жизнь никому не понравится – даже самым ожесточенным «антисайентистам».
Не хотелось бы мне слишком много рассказывать об этих людях – но при этом и сводить «антисайентизм» к необразованности и глупости. Его появление отражает некую реальную проблему – наука в нашем обществе не всегда применяется по назначению.
Бесконтрольное использование химических и прочих технологий, которые могут привести к нарушению экологического равновесия – только часть этой проблемы. Впрочем, уже доказано, что в этом случае справиться с последствиями неправильного применения науки поможет только сама наука – никто, кроме ученых, не сможет создать экологически чистые источники энергии и эффективные очистные сооружения. Даже стратегия «устойчивого развития» цивилизации – создана учеными.
Но главная беда в том, что неправильное применение науки может нарушить экологическое равновесие не только в природе, но и в нашей психике. И уже нарушает.
«Наука знает все ответы», «Мы знаем, что все знаем» - такие убеждения – прямая дорога к «антисайентизму». Разочаровавшись в этих идеях, человек может потерять интерес и уважение и в науке.
Любопытно, что болезнь «научной религиозности» свойственна, в основном, людям, которые сами науку не практикуют – или не достигли в ней достаточно серьезных результатов.
«Верующий в науку» человек отдает науке часть своего мозга, которая для нее попросту не предназначена. Наука – это путь сомнения. Ни один настоящий ученый не верит в положения науки – он их допускает, это совсем другое дело. История науки свидетельствует о том, что в рядах самых талантливых ученых не было ни одного «верующего сайентиста». Ньютон, как известно, веровал в Бога – не в механику - и, помимо физики и математики, занимался астрологией. Эйнштейн интересовался медитацией. Основатель генетики Мендель был христианским монахом. Даже теорию Большого взрыва выдвинул не кто-нибудь, а католический священник Жорж Леметр.
И, несмотря на столь давние и тесные взаимоотношения между наукой и религией нет, наверное, ничего сложнее, чем наладить действительно разумные и творческие взаимоотношения между ними. Отдельным индивидам эта гармония подчас удается, но в масштабе общества постоянно возникают разного рода перекосы - отвергается либо одно, либо другое. Может быть, поняв, наконец, заслуги религии как некоей вдохновляющей силы, американская ассоциация содействия науке (AAAS) сейчас спонсирует конференции под общим названием «Диалоги о науке, этике и религии», на которых вместе собирают ученых и теологов – об этом пишет журнал Wired. Трудно сказать, к каким результатам придут участники таких дискуссий и будут ли они ценны для науки или религии. По этому поводу хотелось бы привести две цитаты. В 1981 году Национальная академия США провозгласила «Религия и наука – отдельные и во многом взаимоисключающие реальности человеческой мысли». Чуть раньше индийский философ и религиозный деятель Ошо Раджниш сказал: «Философское совмещение науки и религии невозможно: работа не может быть отдыхом, отдых не может быть работой. Если вы попытаетесь создать синтез, вы разрушите и то, и другое, красоту обоих». Как, по-вашему, должны в идеале взаимодействовать наука и религия? Эту тему предлагаю обсудить в форуме.